10 шагов к смерти стартапа

Как хорошо что есть чужие грабли, не так ли?

Всем привет! Меня зовут Михаил Соловьев. Я бизнес-трекер. Помогаю предпринимателям, стартапам и компаниям малого и среднего бизнеса расти.

Немного фактов обо мне: CEO Jambim. Ведущий трекер Angel Syndicate. Трекер Станислава Кузавово.

Опираясь на свой собственный плачевный опыт и опыт команд с которыми работал, хочется напомнить фаундерам о тех утверждениях, что сидят в головах основателей и команд, в том числе которые делают новый продукт.

1. Уверенность: «Я знаю, чего хочет потребитель».

На первых порах стартап - это инициатива, основанная на вере. Чтобы добиться успеха, все гипотезы и догадки должны быть подтверждены. Для этого вам нужно выйти из офиса, встретится со своими потенциальными клиентами и спросить их о существующих проблемах, да и существуют ли они?

2. Утверждение: «Я знаю , какие характеристики продукта разработать

"Без прямого контакта с потребителями разработка продукта бесполезна. В противном случае, получив обратную связь и требования к точным характеристикам, вы можете сжечь все деньги и погубить стартап. У меня был клиент, который делал СРМ систему для строительных компаний. На 1-й встрече он горячо утверждал, что есть проблема, а его продукт это ключ ко всем дверям, да и все ждут когда он наконец-то заработает. И что вы думаете? На первом же проблемном интервью выяснилось, что 70% персонала, на который рассчитан этот продукт, не понимает русского языка и не владеет нормальными телефонами. В итоге, стартап сделал pivot. Сейчас тестирует новые гипотезы и ищет ценность для своего продукта.

3. Зацикленность на дате запуска.

Инвесторы буду твердить: «Когда? Когда? Когда?!!». Зацикленность на запуске продукта порождает стратегию «Готовься! Целься! Пли!», которая обходит самый важный процесс и этап, прежде чем продукт выйдет на рынок - кто и зачем будет покупать этот продукт? Есть примеры, когда команда осознала, что пользователей, посещающих сайт, потребителей покупающих продукт, оказывается недостаточно. Что продукт не решает проблему пользователя, а затраты на маркетинг и продажи слишком высоки.Займитесь формированием ценностного предложения и проблемными, а также UX интервью, а только потом делайте релиз и вбухивайте деньги в маркетинг и PR.

4. Во главу угла ставится исполнение, а не гипотезы, тестирование, обучение и итерации.

Любой успешный стартап - это результат успешных тестов проверок гипотез, которая привела к масштабируемой и прибыльной бизнес модели. Сюда же добавлю возможность и умение учитывать свои ошибки. Но таких 1 на 10.На практике стартап начинает с выдвижения ряда догадок, большая часть которых оказывается ошибочными. Создавать продукт на основе непроверенных гипотез - самоубийство. Учитесь на своих ошибках. Правило: «Два шага вперед, один шаг назад» работает.

5. Традиционный бизнес-план, не предусматривающий метод проб и ошибок.

Вместо того чтобы спрашивать: «Сколько дней осталось до запуска бета - версии?», или «Как выглядит наша воронка продаж?», задавайте вопросы о результатах проверки гипотез, перечня тестов и экспериментов, чтобы убедиться в работоспособности каждого компонента бизнес-модели. Следите за важнейшим финансовым показателем - как много тратите и сколько остается за месяц.

6. Учреждение должностей с традиционными названиями без учета задач, стоящих перед стартапом.

Стартапу нужны люди редкой породы - предприниматели. Они быстро учатся, могут работать без инструкций и не боятся перемен. Вашей команде зачастую потребуются именно такие навыки, а не навык топ-менеджера. Если оценивать прогресс, ориентируясь на дату запуска продукта или планируемый размер выручки, результаты будут вводить вас в заблуждение. Ищите людей с релевантным опытом продвижения продуктов.

7. Отделы маркетинга и продаж действуют по намеченному плану.

Ваша первоочередная задача - изучать потребителей и их проблемы. Заменять предположения фактами. В противном случае все ваши планы продаж, будут вводить вас в заблуждение из-за эффекта вакуума, когда нет обратной связи от пользователя.

8. Преждевременное расширение масштабов из-за чрезмерной уверенности в успехе.

Ошибка некоторых руководителей в том, что они нанимают персонал следуя бизнес модели, не смотря на отклик потребителей. Это ведет к еще одной катастрофе - преждевременному расширению масштабов стартапа. Нанимайте лишь тогда, когда продажи превратятся в предсказуемые , масштабируемые процессы.

9. Управление кризисом затягивает в смертельную спираль.

Ни один бизнес план не выдерживает первого контакта с потребителем. Иногда достаточно одной-двух итераций, чтобы выработать правильную стратегию продаж и позиционирование, которые позволят привлечь массу потребителей.

10. Формирование слабой команды.

Хорошая команда вытащит безнадёжный проект. Слабая - завалит хороший. Формируйте команду под конкретный запрос. Команды тоже делятся на несколько типов, здесь я бы выделил:

Также: 
Также: 
Третий тип команды:
Третий тип команды:
Допускать ошибки - это нормально. Не бойтесь ошибаться, тестировать разные гипотезы. 
Допускать ошибки - это нормально. Не бойтесь ошибаться, тестировать разные гипотезы. 

Если вам необходимо провести диагностику команды, провести стратегическую сессию, то смело обращайтесь в телеграмм, либо через официальную платформу.

Ставьте лайк и подписывайтесь на новые статьи. Поддержите начинающего автора!

11
Начать дискуссию