Эго - это враг: легенда о Чингисхане

В своей книге "Эго - враг" Райан Холидей рассказывает историю Чингисхана и о том, как его открытость к новым знаниям стала основой его успеха.

Книга "Эго - это враг", Райан Холидей, издательство МИФ, 2020
Книга "Эго - это враг", Райан Холидей, издательство МИФ, 2020

Легенда о Чингисхане вошла эхом в историю: варвар-завоеватель, обуреваемый жаждой крови, терроризировал весь цивилизованный мир. Он и его орда, путешествующие по Азии и Европе, ненасытные, не останавливающиеся ни перед чем, грабят, насилуют и убивают не только людей, которые стоят у них на пути, но и разоряют культуры, которую эти люди создали. Затем, также как и другие отряды воинов-кочевников, это ужасное облако просто исчезло из истории, потому что монголы не построили ничего долговечного.

Как и все реакционные и эмоциональные оценки, эта версия ошибочная. Ибо Чингисхан был не только одним из величайших военных умов, когда-либо живших на земле, но и вечным студентом, чьи ошеломляющие победы часто были результатом его способности усваивать лучшие технологии, практики и инновации каждой новой культуры, с которой соприкасалась его империя. На самом деле, если и есть какая-то тема в его правлении и в последовавших за ним нескольких столетиях династического правления, то это - апроприация.

Под руководством Чингисхана монголы были столь же безжалостны в краже и поглощении лучшего из каждой культуры, с которой они сталкивались, как и в самих завоеваниях. Хотя, по сути, у монголов не было ни технических изобретений, ни красивых зданий, ни даже великого искусства, с каждой битвой и каждым врагом их культура узнавала и впитывала что-то новое. Чингисхан не был рожден гением. Вместо этого, как выразился один из его биографов, он прошел “непрерывный цикл практического обучения, экспериментальной адаптации и постоянного пересмотра, движимый его исключительно дисциплинированной и целеустремленной волей”.

Он был величайшим завоевателем, которого когда-либо знал мир, потому что он был более открыт для познания, чем любой другой завоеватель когда-либо.

Первые крупные победы Хан одержал благодаря реорганизации своих военных подразделений, разделив своих солдат на группы по десять человек. Это он украл у соседних тюркских племен и, сам того не ведая, перевел монголов на десятичную систему счисления. Довольно скоро их расширяющаяся империя познакомила их с еще одной “технологией”, с которой они никогда раньше не сталкивались : городами-крепостями. Во время набегов тангутов Хан впервые узнал все тонкости войны с укрепленными городами и стратегии, необходимые для осады, и быстро стал в этом экспертом. Позже, с помощью китайских инженеров, он научил своих солдат строить осадные машины, способные разрушать городские стены. В своих кампаниях против Чжурчжэнского народа Хан осознал важность завоевания сердец и умов. Сотрудничая с учеными и королевской семьей завоеванных им земель, Хан смог удержать эти территории и управлять ими так, как не удавалось большинству империй. Впоследствии в каждой стране или городе, которые он удерживал, хан призывал самых умных астрологов, писцов, врачей, мыслителей и советников — всех, кто мог помочь его войскам в их реализации их планов. Именно с этой целью его солдаты путешествовали в сопровождении следователей и переводчиков.

Эта привычка сохранилась после его смерти. Хотя сами монголы, казалось, были занимались почти исключительно военным искусством, они находили применение каждому ремесленнику, торговцу, ученому, артисту, повару и квалифицированному рабочему, с которыми им приходилось сталкиваться. Монгольская империя отличалась свободой вероисповедания и, прежде всего, любовью к новым идеям и сближением культур. Она впервые привезла в Китай лимоны, а на Запад - китайскую лапшу. Она распространила персидские ковры, немецкие технологии добычи полезных ископаемых, французскую металлообработку и ислам. Считалось, что пушка, которая произвела революцию в военном деле, стала результатом слияния китайского пороха, мусульманских огнеметов и европейских изделий из металла. Монгольская открытость к знаниям и новым идеям объединила их всех.

Добившись успеха, мы оказываемся в новых ситуациях и сталкиваемся с новыми проблемами. Только что получивший повышение солдат должен научиться искусству политики. Продавец - управлению. Фаундер - делегированию. Писатель - редактуре. Комик - правилам поведения. Шеф-повар, ставший ресторатором - операционному управлению.

Это не безобидная самонадеянность. Физик Джон Уилер, который участвовал в создании водородной бомбы, однажды заметил, что “по мере того, как растет наш остров знаний, растет и берег нашего невежества”. Другими словами, каждая победа и продвижение по службе, которые делали Хана умнее, также сталкивали его с новыми ситуациями, с которыми он никогда раньше не сталкивался. Требуется особое смирение, чтобы осознать, что ты знаешь меньше, хотя знаешь и постигаешь все больше и больше. Стоит вспомнить и мудрость Сократа, которая заключалась в том факте, что он знал, что почти ничего не знает.

С достижениями растет необходимость притворяться, что мы знаем больше, чем на самом деле. Притворяться, что мы уже знаем все. Scientia infla (раздувание знаний). Это вызывает беспокойство и заставляет нас думать о риске: думать, что решение надежное и мы в безопасности, в то время как на самом деле понимание и овладение мастерством - это плавный, непрерывный процесс.

Девятикратный обладатель Грэмми и Пулитцеровской премии, джазовый музыкант Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) однажды дал совет многообещающему молодому музыканту о том, какой настрой необходим для изучения музыки на протяжении всей жизни: "Смирение порождает обучение, потому что оно побеждает высокомерие, которое закрывает глаза. Это дает возможность правде открыться вам. Вы не стоите у себя на пути… Знаете ли вы, как определить, что человек по-настоящему скромен? Я верю, что есть один простой тест: благодаря тому, что они постоянно наблюдают и слушают, скромные люди постоянно растут и совершенствуются. Они не думают: ”Я уже это все давно знаю".

Независимо от того, что вы делали всю свою жизнь, лучше навсегда остаться вечным студентом. Если вы не продолжаете учиться, вы на самом деле умираете.

На самом деле недостаточно и просто быть студентом. Это позиция, которую нужно занять на всю жизнь. Учитесь у всех и вся. У людей, которых вы побеждаете, и у тех, кто побеждает вас. У людей, которые вам не нравятся, даже у ваших предполагаемых врагов. На каждом шагу и в любой жизненной ситуации есть возможность чему-то научиться, и даже если мы проходим урок в качестве напоминания, мы не должны позволять эго мешать нам усовить его снова.

Слишком часто, уверенные в собственных знаниях, мы остаемся в зоне комфорта, которая гарантирует, что мы никогда не почувствуем себя глупыми (и нам никогда не придется учиться или пересматривать то, что мы знаем). Это скрывает от нас различные слабые места в нашем понимании, пока, в конце концов, не станет слишком поздно менять подход. Вот тут-то и приходится платить за молчание.

Каждый из нас сталкивается с опасностью, когда мы развиваем свое мастерство. Подобно сиренам на скалах, эго поет успокаивающую, ободряющую песню, которая может привести к крушению. Как только мы позволяем эго сказать нам, что нам больше не нужно учиться, обучение прекращается. Вот почему Фрэнк Шемрок сказал: “Всегда оставайся студентом”. В смысле, никогда не заканчивайте свое обучение.

Решение столь же простое, сколь и неудобное на первый взгляд: возьмите книгу на тему, о которой вы практически ничего не знаете. Загляните в комнату, где вы наименее знающий человек. Это неприятное чувство, эта готовность защищаться, которое вы испытываете, когда ваши самые сокровенные убеждения подвергаются сомнению, — а как насчет того, чтобы сознательно подвергнуть себя этому? Измените свое мнение. Измените свое окружение.

Любители занимают оборонительную позицию. Профессионалы наслаждаются обучением, им нравится, когда им бросают вызов и возможно даже принижают, они воспринимают обучение как бесконечный и непрерывный процесс.

Большинство военных культур — и людей в целом — стремятся навязать свои ценности и контролировать то, с чем они сталкиваются. Что отличало монголов, так это их способность объективно оценивать каждую ситуацию и, при необходимости, менять старые методы на новые. Все великие бизнесы начинаются именно так, но затем что-то случается. Возьмем теорию дестабилизации, которая утверждает, что в какой-то момент времени в каждой отрасли произойдет сбой из-за какой-то тенденции или инновации, на который, несмотря на все ресурсы в мире, заинтересованные стороны будут неспособны отреагировать. Почему это так? Почему компании не могут измениться и адаптироваться?

Во многом это происходит потому, что они потеряли способность учиться. Они перестали быть студентами. Как только это происходит с вами, ваши знания становятся хрупкими.

Великий менеджер и бизнес-мыслитель Питер Друкер говорит, что недостаточно просто хотеть учиться. По мере того, как люди развиваются, они должны научиться понимать, как они учатся, а затем создавать процессы, способствующие их непрерывному обучению. В противном случае мы обрекаем себя на своего рода добровольное невежество.

Источник отрывка: книга "Эго - это враг"

Подписывайтесь на мой ТГ канал про мышление и ментальные модели и как с их помощью улучшать свои жизненные стратегии

Начать дискуссию