Кофейный бизнес: как сделать х100 в выручке за три года
Когда компания занимает устойчивую позицию на рынке, наступает время для расширения. Вместо кофейни — сеть, вместо одного цеха — несколько цехов и новая производственная линия. Где бизнесу найти деньги на развитие? Делимся кейсом, как частный капитал помог производителю кофе за 3 года увеличить выручку с 20 млн до 2,3 млрд рублей.
Этап 1: аренда кофемашин и собственное производство
Компания «РитейлГрупп», оказывает полный спектр услуг в кофейном сегменте: от производства и продажи кофе до собственной сети кофеен и кофе-корнеров.
Основатель «РитейлГрупп» Станислав Боков
Основатель проекта Станислав Боков занимается кофейным бизнесом с 2013 года. У него были проекты разного уровня: кофейни, производство, импорт кофе. В инвестиционную компанию FRONTIERS он обратился весной 2021 года.
«На тот момент я уже достаточно давно работал с инвесторами, у меня был опыт на протяжении нескольких лет. Мы сами производили кофе и развивали модель арендных машин. То есть мы покупали оборудование, сдавали его в аренду по фиксированной стоимости и предлагали своим клиентам покупать наш кофе», —
На первом этапе сотрудничества масштабировалась именно эта бизнес-модель. За 7 месяцев 2021 года было закуплено 80 арендных машин, каждая из которых стоила более 1 млн рублей. Бизнес быстро рос, компания заняла премиальную нишу на рынке арендного оборудования.
Параллельно команда искала новые векторы для развития. Например, тогда начал активно развиваться рынок точек самообслуживания. Компания уже работала с премиальной техникой и зерном и могла предложить потребителю продукт лучшего качества. Оставалось только решить вопрос с автоматизацией платежей.
Кофемашины оборудовали терминалами оплаты и начали предлагать арендаторам уже готовое комплексное решение.
«Сначала мы пошли к тем, у кого уже стояли кофе-поинты с самообслуживанием и предложили им свои машины с невкусным кофе поменять на наши, хорошего качества. Давали выгодные условия еще и как производитель кофе», —
Когда команда увидела, какие финансовые результаты показывают точки самообслуживания арендаторов, то задумалась о собственных кофейных корнерах. Так появился бренд «Поколение кофе». Количество кофемашин превысило 200 штук.
«Мы смотрели, что происходит на рынке, анализировали потребности и предлагали свои решения. Деньги инвесторов для нас были возможностью реализовать эти выверенные решения. Мы брали их с минимальными рисками и воплощали задумки в жизнь», —
Этап 2: санкции и смена бизнес-моделей
Но потом начался 2022 год, когда из-за санкций усложнилась логистика и проведение платежей. Поставщики перестали возить кофейное оборудование, поэтому модель арендных машин пришлось свернуть. Но на рынке появились другие возможности.
«У меня был опыт работы с импортом зеленого, то есть необжаренного кофе в Россию, и я видел, что эта ниша начала сильно страдать. Крупные поставщики ушли с рынка. Небольшим покупателям стало не у кого покупать зерно для обжарки, в стране возник дефицит. И мы начали этих мелких покупателей подбирать», —
Зеленый кофе
К началу 2022 года у «РитейлГрупп» уже было логистическое и финансовое решение, которое позволило организовать поставки зеленого кофе в Россию. Когда начались санкции, команда продолжала быстро наращивать мощности. Сначала перевалочный хаб открыли в Турции, затем перешли на рынок ОАЭ, который оказался намного более удобным и благоприятным для ведения бизнеса.
При этом зеленый кофе до сих пор не является санкционным товаром, его разрешено ввозить и вывозить из страны. Но работа через ОАЭ позволяет эффективно организовать поставки из стран Африки, использовать международные платежные системы, снизить налоговые платежи и оптимизировать затраты.
Кроме того, в 2022 году компания выиграла тендер на открытие кофеен в московских офисах Сбера. Предыдущий арендатор ушел, и на базе их площадей открылись кофейни «Поколение кофе».
На протяжение всего этого времени компания продолжала привлекать частное финансирование на реализацию новых бизнес-моделей. В итоге выручка за 2023 год превысила 2,3 млрд руб., операционная прибыль составила более 330 млн. Рентабельность по операционной прибыли — 14%, что на 5% выше, чем у ближайших конкурентов в кофейном сегменте. Оценочная общая стоимость бизнеса с учетом денежных средств — от 1,54 до 2,19 млрд руб.
Выдержка из отчетности компании за 2023 год
Этап 3: поиск новых возможностей и решений
В марте 2024-го команда «РитейлГрупп» была в Шанхае и нашла перспективные решения, которые можно использовать для дальнейшего масштабирования.
«Там много фабрик, производится оборудование. При этом Китай не является санкционной страной, с ней открыты взаимоотношения: можно спокойно работать, переводить деньги. Поэтому мы, скорее всего, скоро наладим поставки интересующего нас сегмента», —
В то же время компания развивает формат кофеен и кофе-корнеров. Эта ниша остается в тренде, открываются точки в новых жилых комплексах, и команда планирует занять одну из лидирующих позиций в этом направлении.
При этом, по словам Бокова, в перспективе на рынке должны появиться новые кофейные форматы: «Кофе не является основой потребления. Да, люди приходят в кофейню, чтобы взять чашечку напитка, для них это ритуал. Но кофе всегда должен быть чем-то дополнен».
- точки кофе с собой, в которые люди забегают по пути на работу или учебу — в качестве сопутствующего продукта здесь продаются перекусы типа печенья или батончиков;
- мини-кофейни, где можно посидеть, поработать — с перекусами типа сэндвичей или круассанов;
- большие кофейни, куда люди приходят, чтобы отдохнуть — с полномасштабной кухней.
«За мою кофейную карьеру я заметил, что бестселлеры в любой кофейне — это большой капучино и сырники. Поэтому я уже несколько лет вынашиваю идею открыть сырничковые — заведения, в которых можно будет продаваться кофе и разнообразные сырники — не только со сметаной и джемом, но и, например, с лососем или вялеными томатами», —
Проект готов к запуску: зарегистрирован товарный знак, пройдена регистрация, разработаны маркетинговые материалы, сформирована управляющая компания, закрыты все позиции в команде. Осталось несколько нюансов, и проект выйдет на рынок.
«Работа с FRONTIERS, когда мы привлекали финансирование и использовали его для реализации проектов, дала нам возможность мыслить глобальнее. Мы получили огромный буст к развитию и смогли построить то, что сейчас имеем. При этом сотрудничество абсолютно взаимовыгодное: мы растем, инвесторы зарабатывают, а люди пьют вкусный кофе», —
По его словам, сейчас компания мы находится на том этапе, когда сможет быстро и активно вырасти в новом направлении. На реализацию проекта он также планирует привлекать средства частных инвесторов.
Какой бизнес может масштабироваться за счет частного капитала
Работа с частными инвесторами подходит не всем компаниям. Важно не только найти нужную сумму, но и эффективно освоить инвестиции и достичь поставленной цели. Станислав Боков выделяет три главных фактора:
- Опыт основателя и команды в ведении бизнеса на своем рынке от 3 лет.
- Социальная активность предпринимателя, общий кругозор, насмотренность в площадках и механизмах.
- Готовность команды к масштабированию.
«Инвестиции надо привлекать тоже осторожно и понимать, что вы будете с ними делать», —
Универсальный лайфхак от Станислава Бокова: «Любой бизнес всегда строится на том, что мы ищем решение проблем. То есть если ты хочешь открыть бизнес, ищи, где сложности, и предлагай, что с этим можно сделать в данный момент времени. И если ты нашел механизм — будет успех».
Коротко: самое важное из кейса
За 3 года сотрудничества «РитейлГрупп», FRONTIERS и частных инвесторов компания:
- успешно внедрила новые бизнес-модели;
- увеличила выручку в 100 раз;
- вышла на зарубежные рынки;
- запланировала дальнейший рост.
FRONTIERS с 2019 года помогает сильному бизнесу найти капитал для развития, а инвесторам — выгодно вложить деньги. Это не только приносит пользу всем сторонам, но и создает благоприятные условия для развития здорового предпринимательства в России.
Если у вас есть компания, которая активно растет, и вы задаетесь вопросом, где найти деньги для развития бизнеса, напишите нам. Мы проведем консультацию, изучим показатели и поймем, возможно ли сотрудничество.
Если вы хотите узнать, с какими проектами мы уже работаем, подписывайтесь на канал в Telegram или регистрируйтесь на платформе FRONTIERS. На ней можно привлечь от 1 млн рублей, работа с инвесторами полностью автоматизирована.
Предупреждение:
Не является инвестиционной рекомендацией. Инвестиции в малый бизнес — это высокий риск. Разумно оценивайте риски своих вложений. Получите консультацию независимого специалиста или проведите собственное исследование и анализ перед любыми вложением средств.