Кофейный бизнес: как сделать х100 в выручке за три года

Когда компания занимает устойчивую позицию на рынке, наступает время для расширения. Вместо кофейни — сеть, вместо одного цеха — несколько цехов и новая производственная линия. Где бизнесу найти деньги на развитие? Делимся кейсом, как частный капитал помог производителю кофе за 3 года увеличить выручку с 20 млн до 2,3 млрд рублей.

Этап 1: аренда кофемашин и собственное производство

Компания «РитейлГрупп», оказывает полный спектр услуг в кофейном сегменте: от производства и продажи кофе до собственной сети кофеен и кофе-корнеров.

<p><i>Основатель «РитейлГрупп» Станислав Боков</i></p>

Основатель «РитейлГрупп» Станислав Боков

Основатель проекта Станислав Боков занимается кофейным бизнесом с 2013 года. У него были проекты разного уровня: кофейни, производство, импорт кофе. В инвестиционную компанию FRONTIERS он обратился весной 2021 года.

«На тот момент я уже достаточно давно работал с инвесторами, у меня был опыт на протяжении нескольких лет. Мы сами производили кофе и развивали модель арендных машин. То есть мы покупали оборудование, сдавали его в аренду по фиксированной стоимости и предлагали своим клиентам покупать наш кофе», —
рассказывает Станислав.

На первом этапе сотрудничества масштабировалась именно эта бизнес-модель. За 7 месяцев 2021 года было закуплено 80 арендных машин, каждая из которых стоила более 1 млн рублей. Бизнес быстро рос, компания заняла премиальную нишу на рынке арендного оборудования.

<i>Склад «РитейлГрупп»</i>
Склад «РитейлГрупп»

Параллельно команда искала новые векторы для развития. Например, тогда начал активно развиваться рынок точек самообслуживания. Компания уже работала с премиальной техникой и зерном и могла предложить потребителю продукт лучшего качества. Оставалось только решить вопрос с автоматизацией платежей.

Кофемашины оборудовали терминалами оплаты и начали предлагать арендаторам уже готовое комплексное решение.

<i>Станислав Боков и автоматизированный кофе-пойнт</i>
Станислав Боков и автоматизированный кофе-пойнт
«Сначала мы пошли к тем, у кого уже стояли кофе-поинты с самообслуживанием и предложили им свои машины с невкусным кофе поменять на наши, хорошего качества. Давали выгодные условия еще и как производитель кофе», —
поясняет основатель компании.

Когда команда увидела, какие финансовые результаты показывают точки самообслуживания арендаторов, то задумалась о собственных кофейных корнерах. Так появился бренд «Поколение кофе». Количество кофемашин превысило 200 штук.

<i>Автомат «Поколение кофе»</i>
Автомат «Поколение кофе»
«Мы смотрели, что происходит на рынке, анализировали потребности и предлагали свои решения. Деньги инвесторов для нас были возможностью реализовать эти выверенные решения. Мы брали их с минимальными рисками и воплощали задумки в жизнь», —
говорит Боков.

Этап 2: санкции и смена бизнес-моделей

Но потом начался 2022 год, когда из-за санкций усложнилась логистика и проведение платежей. Поставщики перестали возить кофейное оборудование, поэтому модель арендных машин пришлось свернуть. Но на рынке появились другие возможности.

«У меня был опыт работы с импортом зеленого, то есть необжаренного кофе в Россию, и я видел, что эта ниша начала сильно страдать. Крупные поставщики ушли с рынка. Небольшим покупателям стало не у кого покупать зерно для обжарки, в стране возник дефицит. И мы начали этих мелких покупателей подбирать», —
добавляет основатель компании.
<p><i>Зеленый кофе</i></p>

Зеленый кофе

К началу 2022 года у «РитейлГрупп» уже было логистическое и финансовое решение, которое позволило организовать поставки зеленого кофе в Россию. Когда начались санкции, команда продолжала быстро наращивать мощности. Сначала перевалочный хаб открыли в Турции, затем перешли на рынок ОАЭ, который оказался намного более удобным и благоприятным для ведения бизнеса.

<i>Станислав Боков на выставке кофе в Дубае</i>
Станислав Боков на выставке кофе в Дубае

При этом зеленый кофе до сих пор не является санкционным товаром, его разрешено ввозить и вывозить из страны. Но работа через ОАЭ позволяет эффективно организовать поставки из стран Африки, использовать международные платежные системы, снизить налоговые платежи и оптимизировать затраты.

Кроме того, в 2022 году компания выиграла тендер на открытие кофеен в московских офисах Сбера. Предыдущий арендатор ушел, и на базе их площадей открылись кофейни «Поколение кофе».

<i>Кофейня «Поколение кофе»</i>
Кофейня «Поколение кофе»

На протяжение всего этого времени компания продолжала привлекать частное финансирование на реализацию новых бизнес-моделей. В итоге выручка за 2023 год превысила 2,3 млрд руб., операционная прибыль составила более 330 млн. Рентабельность по операционной прибыли — 14%, что на 5% выше, чем у ближайших конкурентов в кофейном сегменте. Оценочная общая стоимость бизнеса с учетом денежных средств — от 1,54 до 2,19 млрд руб.

<p><i>Выдержка из отчетности компании за 2023 год</i></p>

Выдержка из отчетности компании за 2023 год

Этап 3: поиск новых возможностей и решений

В марте 2024-го команда «РитейлГрупп» была в Шанхае и нашла перспективные решения, которые можно использовать для дальнейшего масштабирования.

«Там много фабрик, производится оборудование. При этом Китай не является санкционной страной, с ней открыты взаимоотношения: можно спокойно работать, переводить деньги. Поэтому мы, скорее всего, скоро наладим поставки интересующего нас сегмента», —
делится планами основатель проекта.

В то же время компания развивает формат кофеен и кофе-корнеров. Эта ниша остается в тренде, открываются точки в новых жилых комплексах, и команда планирует занять одну из лидирующих позиций в этом направлении.

<i>Кофейня «Поколение кофе» в Москвe, ЖК «Мята»</i>
Кофейня «Поколение кофе» в Москвe, ЖК «Мята»

При этом, по словам Бокова, в перспективе на рынке должны появиться новые кофейные форматы: «Кофе не является основой потребления. Да, люди приходят в кофейню, чтобы взять чашечку напитка, для них это ритуал. Но кофе всегда должен быть чем-то дополнен».

  • точки кофе с собой, в которые люди забегают по пути на работу или учебу — в качестве сопутствующего продукта здесь продаются перекусы типа печенья или батончиков;
  • мини-кофейни, где можно посидеть, поработать — с перекусами типа сэндвичей или круассанов;
  • большие кофейни, куда люди приходят, чтобы отдохнуть — с полномасштабной кухней.
<i>Кофейня «Дом Флоу» в Санкт-Петербурге</i>
Кофейня «Дом Флоу» в Санкт-Петербурге
«За мою кофейную карьеру я заметил, что бестселлеры в любой кофейне — это большой капучино и сырники. Поэтому я уже несколько лет вынашиваю идею открыть сырничковые — заведения, в которых можно будет продаваться кофе и разнообразные сырники — не только со сметаной и джемом, но и, например, с лососем или вялеными томатами», —
поясняет Боков.

Проект готов к запуску: зарегистрирован товарный знак, пройдена регистрация, разработаны маркетинговые материалы, сформирована управляющая компания, закрыты все позиции в команде. Осталось несколько нюансов, и проект выйдет на рынок.

«Работа с FRONTIERS, когда мы привлекали финансирование и использовали его для реализации проектов, дала нам возможность мыслить глобальнее. Мы получили огромный буст к развитию и смогли построить то, что сейчас имеем. При этом сотрудничество абсолютно взаимовыгодное: мы растем, инвесторы зарабатывают, а люди пьют вкусный кофе», —
подчеркивает основатель «РитейлГрупп».

По его словам, сейчас компания мы находится на том этапе, когда сможет быстро и активно вырасти в новом направлении. На реализацию проекта он также планирует привлекать средства частных инвесторов.

<i>Интерьер кофейни «Дом Флоу» в Санкт-Петербурге</i>
Интерьер кофейни «Дом Флоу» в Санкт-Петербурге

Какой бизнес может масштабироваться за счет частного капитала

Работа с частными инвесторами подходит не всем компаниям. Важно не только найти нужную сумму, но и эффективно освоить инвестиции и достичь поставленной цели. Станислав Боков выделяет три главных фактора:

  • Опыт основателя и команды в ведении бизнеса на своем рынке от 3 лет.
  • Социальная активность предпринимателя, общий кругозор, насмотренность в площадках и механизмах.
  • Готовность команды к масштабированию.
«Инвестиции надо привлекать тоже осторожно и понимать, что вы будете с ними делать», —
резюмирует основатель «РитейлГрупп».

Универсальный лайфхак от Станислава Бокова: «Любой бизнес всегда строится на том, что мы ищем решение проблем. То есть если ты хочешь открыть бизнес, ищи, где сложности, и предлагай, что с этим можно сделать в данный момент времени. И если ты нашел механизм — будет успех».

Коротко: самое важное из кейса

За 3 года сотрудничества «РитейлГрупп», FRONTIERS и частных инвесторов компания:

  • успешно внедрила новые бизнес-модели;
  • увеличила выручку в 100 раз;
  • вышла на зарубежные рынки;
  • запланировала дальнейший рост.

FRONTIERS с 2019 года помогает сильному бизнесу найти капитал для развития, а инвесторам — выгодно вложить деньги. Это не только приносит пользу всем сторонам, но и создает благоприятные условия для развития здорового предпринимательства в России.

Если у вас есть компания, которая активно растет, и вы задаетесь вопросом, где найти деньги для развития бизнеса, напишите нам. Мы проведем консультацию, изучим показатели и поймем, возможно ли сотрудничество.

Если вы хотите узнать, с какими проектами мы уже работаем, подписывайтесь на канал в Telegram или регистрируйтесь на платформе FRONTIERS. На ней можно привлечь от 1 млн рублей, работа с инвесторами полностью автоматизирована.

Предупреждение:

Не является инвестиционной рекомендацией. Инвестиции в малый бизнес — это высокий риск. Разумно оценивайте риски своих вложений. Получите консультацию независимого специалиста или проведите собственное исследование и анализ перед любыми вложением средств.

2
Начать дискуссию