Открыть сеть магазинов спортивной одежды за 3 месяца: технологии под капотом Lamoda Sport

Я хочу рассказать об одном из самых амбициозных проектов Lamoda за всю историю ее существования. В сентябре 2023 года мы поставили цель открыть розничную сеть. Через три месяца открылись первые пилотные магазины Lamoda Sport, а уже в январе их стало больше 30.

Открыть сеть магазинов спортивной одежды за 3 месяца: технологии под капотом Lamoda Sport

Lamoda уже 13 лет продает одежду и обувь онлайн, однако мы часто задумывались про омниканальность и розничные продажи. Это выгодно для бизнеса, диверсифицирует риски, а также очень удобно для пользователя.

Вы можете подумать, что вынести некоторые товары в розничный магазин из онлайна — просто. Но это не совсем так.

Отлаженная за годы система стала для нас ограничением: нам пришлось «подружить» привычные для Lamoda процессы с требованиями розницы. И постоянно идти на компромиссы, чтобы сделать быстрый запуск.

Перед нами стояла задача открыть первые офлайн-точки в крупных городах России с нуля и за 4 месяца вырастить их число до 100.

Я Владимир Короткий, руководитель отдела проектов 1С в Lamoda Tech. В этой статье расскажу, какие технические решения позволили выполнить этот проект в срок.

MVP: избавляемся от второстепенного

Чтобы успеть все за три месяца, мы решили сосредоточиться на самом важном. И после доработать то, что не успели.

Определять MVP нам помогала команда менеджеров с большим опытом в рознице. Было бы здорово просто следовать их рекомендациям, но приходилось учитывать не только розничный опыт, но и реалии онлайн-бизнеса.

Наглядный пример — наша система лояльности.

В рознице есть привычная система скидочных карт. Но нам было важно, чтобы в магазинах также работали скидки участников нашей программы лояльности Lamoda Club, которые они накапливали годами, делая покупки на Lamoda. Поэтому в приложение добавили QR-код, по которому на кассе делали скидку. Если для скидки покупатель скачивал приложение Lamoda, он присоединялся к Lamoda Club.

Даже в таком простом решении пришлось задействовать всех, включая мобильную разработку. Так было со всеми задачами: в открытии розницы поучаствовали многие подразделения Lamoda, которые, казалось бы, никак с этим не связаны.

От части привычных для розницы процессов на старте мы совсем отказались, так как не успевали доработать их за 3 месяца. Кое-что пришлось отложить на потом, например, репленишмент — систему движения и учета товаров в рознице.

В онлайне люди заказывают товар и возвращают его на склад, если он не подошел: все просто. В розничных магазинах есть сезонность, когда летом пуховики уезжают на склад, а в продажу поступает легкая одежда. В некоторых магазинах покупают больше кроссовок, в других — больше курток. Для каждого города и торговой точки свои особенности.

Открыть сеть магазинов спортивной одежды за 3 месяца: технологии под капотом Lamoda Sport

Мы решили отложить репленишмент на потом, так как это не мешало запуску, а ближайшая смена сезонов была только через несколько месяцев. Для MVP нам важно было стартануть — открыть магазины и начать продажи. Разработка продолжается и сейчас, но уже в формате развития продукта.

Удобная техническая платформа

Когда мы определили MVP, то начали искать техническое решение: нужен был готовый продукт, с которым у нас есть опыт работы. Мы выбрали «1С:Управление нашей фирмой». В нем много готовых инструментов для розничных магазинов — например, интеграции с кассами. Также в Lamoda Tech работает опытная 1С-команда, которая готова его развивать и кастомизировать.

Что было важно при запуске:

  • управление кассами и движением средств,
  • складской учет,
  • запуск акционных и скидочных предложений и так далее.

Решение 1С:УНФ закрыло примерно 70% функциональности. Но у нас оставались задачи, которые мы только частично успели сделать до запуска:

  • работа с товарными остатками и управление поставками;
  • работа с маркировкой;
  • инвентаризация и остальные процессы стандартного розничного магазина.

Но и это было еще не все. Кому нужны работающие кассы, если они не интегрированы со всеми процессами?

Интеграции — наше все

В теории розница — абсолютно новое направление для нас. Но на практике это не так: уже существовала компания Lamoda, её собственная инфраструктура и бизнес-процессы: свой аудит, финансовый и бухгалтерский учет, складские системы, цепи поставок.

Все данные в рознице сейчас записываются в удобном для Lamoda формате, и процессы настроены по уже существующим стандартам. А у каждого сотрудника магазина есть свои доступы к нужным системам.

Чтобы данные были консистентными, мы интегрировали процессы с внутренними системами Lamoda. У нас есть стандарты интеграции через инструмент Kafka. Это не совсем типичное решение для 1C, но оно позволяет быстро и надежно использовать его во всех системах. В проекте было около 10 интеграций, и Kafka позволила сделать это быстро и с минимальной стабилизацией.

Съездили в магазин, чтобы проверить работу оборудования перед запуском и увидеть результат
Съездили в магазин, чтобы проверить работу оборудования перед запуском и увидеть результат

Точная нарезка доступов

Представьте: в одном из магазинов все продавцы заболели. Их может подменить сотрудник из другой точки. Для этого ему нужно быстро получить доступ ко всем системам, чтобы проводить оплаты под своим именем, смотреть наличие товаров на складе именно этого магазина и так далее.

Мы создали точную систему доступов к данным магазинов в разрезе должности и с учетом передвижений сотрудников. Чтобы получить доступ к магазину для нового сотрудника, нужно запустить цепочку согласований, которая обеспечит все проверки и безопасность.

У нас это построено на взаимодействии систем кадрового учета «1С:ЗУП», системе выдачи доступов и разработанной нами подсистеме выдачи доступов на основании групп Active Directory.

Мобильные устройства у продавцов

В офлайне большую роль мы уделили мобильным устройствам. У сотрудников были ограниченные права в 1С: только продажи через кассу. А все, что им нужно помимо этого — наличие товара, его перемещение со склада в торговый зал и так далее, — они видят на мобильных терминалах сбора данных (ТСД).

Проверяем работу ТСД на месте
Проверяем работу ТСД на месте

Это удобно, так как в течение рабочего дня сотрудники не стоят на одном месте. Например, быстро принять товар в зоне разгрузки удобнее с мобильным терминалом, чем подниматься в магазин и пересчитывать все там. Да и отвечать на вопросы покупателей удобнее в зале, не убегая к компьютеру.

Так как 1С не имеет удобной мобильной версии, здесь мы прибегли к помощи подрядчиков. У них уже было приложение с полезной для нас функциональностью, и они быстро сделали доработки под наши нужды.

Успеть все: наши секреты

Три месяца на выполнение такого крупного проекта — это крайне мало. Если разрабатывать подобную систему для сети розницы с нуля, нужно минимум 6-9 месяцев и еще несколько на тестирование в реальных условиях и доработку. Для моей команды специалистов это была самая амбициозная и сложная задача, которую только мы получали. Но держалось все не только на нас.

Объединение сил. Всего над проектом работало больше 50 человек, из них шестеро — это технические специалисты из 1С-команды. Lamoda запустила отдельный склад для розницы и приняла в команду всех нужных сотрудников: от кладовщиков до директоров магазина. Сейчас в рознице около 1000 сотрудников.

MVP и приоритизация. Из-за высоких темпов сделать все на высоком уровне было невозможно. Поэтому мы разделили техническую функциональность проекта на критически важные фичи, без которых проект не будет работать, просто важные фичи для розницы — и все остальные.

В MVP было много шероховатостей в UX, далеко не все было удобным, но главное — основные функции работали.

Тестирование на реальных магазинах. Когда в декабре мы выкатили MVP, в качестве тестового полигона выбрали три пилотных магазина, где внедрили готовую систему. Важно было поддерживать коммуникацию с управляющими и собирать фидбек по работе: что работает хорошо, с чем есть проблемы, что нужно улучшить, а что вообще переделать.

Каждую неделю выкатывали релизы, добавляя новую функциональность и улучшая существующий. Результат: за январь и февраль открыли 51 точку, а в марте процесс только ускорился.

Работа с техдолгом. Технических допущений у нас было достаточно. Поэтому сразу после запуска MVP у нас был большой бэклог задач, которые необходимы для дальнейшего развития системы. А также мы постепенно улучшали то, что было сделано на коленке.

Работа с подрядчиками. Кроме команды, которая помогала нам с терминалами сбора данных, у нас было множество подрядчиков по техническим задачам. Провести интернет в магазин в Южно-Сахалинске, наладить музыкальное сопровождение, помогать с техникой: обслужить такую широкую географию самостоятельно команда Lamoda Tech бы не смогла.

Что можно сказать точно — мы справились. На момент публикации материала у нас уже открыты все запланированные 75 розничных магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани, Тюмени и других крупных городах России.

Кстати, приходите в магазины Lamoda Sport: прямо сейчас у нас отличные цены на любимые спортивные бренды!

Открыть сеть магазинов спортивной одежды за 3 месяца: технологии под капотом Lamoda Sport
1010
11
4 комментария

отличный кейс 🔥

Ответить
Ответить

Зачем вообще в офлайн по шли

Ответить

Диверсификация, почему нет

Ответить