В условиях ограниченных ресурсов малому бизнесу часто приходится самостоятельно решать задачи по улучшению своего сайта. Одной из ключевых составляющих успешного сайта является его юзабилити — удобство и простота использования для пользователей. Улучшить юзабилити можно даже без привлечения дорогих UX-специалистов. В этой статье мы рассмотрим несколько простых шагов, которые предприниматели смогут сделать сами для повышения удобства своих сайтов.1. «Куда тыкать-то»: Проверьте удобство навигацииПочему важно? Если пользователи тратят много времени на поиск нужного раздела или товара, велика вероятность, что они уйдут.Что делать?- Убедитесь, что главные и важные разделы сайта легко доступны с главной страницы. Они не закопаны в многоуровневых меню, в выпадающих списках или где-то внизу страницы.Инструменты:- Карты кликов (например, Yandex.Metrica) помогут увидеть, как/куда пользователи кликают на вашем сайте. Это позволит выявить места, где они «застревают».2. «Чо так долго»: Оптимизируйте скорость загрузки сайтаПочему важно? Если сайт загружается неоправданно долго и так на каждой странице, то это раздражает. Пользователь сразу вспоминает слова: «трафик», «тариф», «да чо так долго!» — и просто уходит. Особенно это критично для мобильных устройств, где скорость имеет решающее значение.Что делать?- Использовать на сайте картинки подходящего размера. Не надо в маленький блок на сайте подставлять картинку размером в пять экранов. В идеале — размер блока примерно равен размеру картинки.- Сжать изображения без потери качества (например, через сервис TinyPNG).- Использовать формат webp, где это выгодно, вместо jpg и, тем более, png.- Использовать для фото «ленивую» загрузку loading=”lazy”.Инструменты:- Например, PageSpeed Insights — сервис, который поможет определить, какие элементы замедляют ваш сайт и что можно улучшить.3. «Ничо не понял»: Улучшите читаемость текстовПочему важно? Посетители вашего сайта должны легко воспринимать информацию. Если текст запутанный, слишком мелкий или плохо читается из-за цветов, это снизит их желание что-то искать на сайте.Что делать?- Убедитесь, что текст на сайте достаточно крупный и контрастный. Рекомендуемый минимальный размер шрифта должен быть не менее 16 пикселей, а контраст между фоном и текстом комфортный для чтения.- Разбейте длинные тексты на абзацы. Используйте подзаголовки и списки, чтобы структурировать информацию и облегчить восприятие. Не используйте лонгриды (длинные тексты), всё равно их никто не читает. «Наша миссия», «Наша история», «Наши преимущества» и вот это всё — никто не читает.Инструменты:- Проверить контраст можно с помощью Contrast Checker.- Сами откройте сайт на разных устройствах, чтобы убедиться, что текст легко читается.- Покажите сайт «бабушке», если она говорит: «Ой, милок, я ничего не поняла», то, скорее всего, у вас что-то не так (независимо от того, что вы продаёте).4. «Потыкай на мобиле»: Протестируйте мобильную версию сайтаПочему важно? Почти на всех сайтах большинство пользователей заходят с мобильных устройств. Если ваш сайт криво отображается на мобильном — вы теряете клиентов.Что делать?- Сами периодически листайте ваш сайт на своём смартфоне и смотрите, чтобы ничего не «разъезжалось», тексты читабельные, кнопки «нажимабельные».- Упростите оформление заказов для мобильной версии сайта, сделайте формы максимально короткими, не требуйте от пользователей лишнюю информацию.Инструменты:- Воспользуйтесь Mobile-Friendly Test, чтобы проверить, насколько ваш сайт адаптирован под мобильные устройства.- Полистайте ваш сайт на нескольких устройствах: телефонах и планшетах с разными разрешениями экрана. Будете (не)приятно удивлены.5. «Тренируйся на кошках»: Проведите юзабилити-тестирование с реальными пользователямиПочему важно? Вы можете предполагать, что ваш сайт удобен, но настоящие пользователи могут сталкиваться с проблемами, о которых вы не догадываетесь. Юзабилити-тестирование позволяет выявить эти проблемы.Что делать?- Попросите несколько человек, не связанных с разработкой сайта, попробовать выполнить на нем несколько задач (например, найти товар и добавить его в корзину). Не надо просить так: «Найди мне зелёную сковородку». Просите с контекстом: «Представь, что нужно найти подарок для бабушки (бедная бабушка), придумай любой и найди на сайте».- Наблюдайте за их действиями: на что они тратят больше времени, какие ошибки допускают.- На основе их обратной связи внесите необходимые изменения.Инструменты:- Наблюдайте сами или попросите записать экран и прислать видео. Яндекс Вебвизор поможет, но там надо знать что именно искать, иначе закопаешься в видео.- Попросите ваших клиентов в магазине/офисе, дайте свой смартфон и пусть потыкают, пока вы им готовите чай с плюшками- 3-5-7 человек будет достаточно6. «Длинные слова меня только расстраивают»: Упростите формы и кнопкиПочему важно? Длинные и сложные формы регистрации или оформления заказа «напрягают» пользователей. Упрощение этих процессов повышает вероятность того, что они завершат покупку или отправят заявку.Что делать?- Уберите все «ненужные» поля в формах. Например, если вам не нужно знать адрес покупателя на первом этапе регистрации, уберите его.- Убедитесь, что кнопки на сайте содержат четкие призывы к действию («Купить», «Зарегистрироваться», «Узнать больше») и достаточно заметны.ИтогоУлучшение юзабилити сайта своими силами возможно даже без значительных финансовых вложений. Следуя простым рекомендациям, малый бизнес может создать более удобный и приятный для пользователей сайт. Самостоятельные тестирования и использование бесплатных инструментов помогут выявить проблемные места и постепенно совершенствовать ваш сайт.Если хотите ещё больше примеров, то приходите в телеграм-канал «Заметки о юзабилити». Здесь разбираем реальные кейсы по юзабилити и текстам на сайтах. Участвуйте в обсуждениях, присылайте свои истории, описывайте свой опыт.