Что такое стратегическая сессия? Модный тренд или реальный инструмент прокачки бизнеса?

Что такое стратегическая сессия? Модный тренд или реальный инструмент прокачки бизнеса?

Сейчас среди многих причастных к развитию компании бытует мнение, что страт. сессия — это бессмысленное занятие, просиживание штанов для составления планов, которые через месяц-два канут в бескрайние темные углы офисных ящиков. Действительно ли это так?

Теперь представьте, что вы взяли свой бизнес за плечи, хорошенько встряхнули и, наконец-то, увидели, куда двигаться дальше. Это момент, когда команда объединяется для решения самых сложных вопросов: что тормозит развитие? Как вырваться из бесконечной операционки? Как наконец-то начать зарабатывать больше? Здесь вскрываются самые болючие места и подсвечиваются самые сильные стороны. Всё вышеперечисленное и есть стратегическая сессия, результаты — ускоренный рост, четкое понимание целей и путей их достижения.

Содержание:

Что такое стратегическая сессия простыми словами?

Стратегическая сессия — это такой формат групповой работы, где участвуют как руководители, так и специалисты организации. Этот процесс направлен на составление среднесрочной (полгода-год) и/или долгосрочной (3-5 лет) концепции развития компании.

Когда же лучше всего проводить стратегическую сессию? Обычно, сессия проводится в начале каждого цикла стратегического планирования (у большей части опытных компаний он составляет 1 год). Компании с бюджетированием проводят стратегическую сессию за 1-2 месяца до финализации бюджетов. Наш опыт показал, что многие делают это в ноябре-декабре.

Стратегическая сессия наиболее актуальна в условиях неопределенности: резко меняется рынок, условия ведения бизнеса и стратегического управления (приход сильного конкурента, смена бизнес-моделей, …).

Зачем нужна стратегическая сессия?

Давайте рассмотрим часть запросов, которые помогает решить

стратегическая сессия. На практике, их гораздо больше:

  • Определение стратегии роста. Мы работаем уже 17 лет и за это время точно поняли, что это самый частый запрос. Когда у руководителей есть цели роста, им следует узнать, КАК именно этого достичь.
Сценарий стратегической сессии для разработки проектов роста
Сценарий стратегической сессии для разработки проектов роста
  • Найти УТП и позиционирование. Если у вас возникают мысли: “мы не знаем как объяснить клиентам, чем отличаемся", "мы теряем свой рынок", то обязательно добавляем в сессию работу с УТП и целевой позицией на рынке.
  • Разработать бизнес-план и финансовую модель. Наша практика показала, что такой запрос присутствует у начинающих компаний. Опытному бизнесу это может пригодиться в момент открытия новых проектов и инвестиционных проектов.
  • Трансформировать Бизнес-Модель. Подобный запрос возникает при создании компании, а также при столкновении с кризисом (снижении доходов, появлении нового конкурента,..)
Сценарий стратегической сессии при смене бизнес-модели
Сценарий стратегической сессии при смене бизнес-модели

Если вы до конца не определились с целевым результатом вашей сессии, мы можем вместе его определить. Мы собрали все в одном месте и подготовили для вас список из 27 целевых результатов, которые может достичь страт. сессия. Он поможет вам четко определить ТЗ на свою сессию.

Что такое стратегическая сессия? Модный тренд или реальный инструмент прокачки бизнеса?

Предлагаем Вам почитать отзывы наших Клиентов о проведенных сессиях:

“Компании давно необходима была эта сессия, сотрудники были воодушевлены, что их наконец смогут услышать. Результат ー готовые бизнес-кейсы, аккуратно «достанные» из сердца Компании ー голов самих сотрудников”.

Яков Теплицкий, генеральный директор BEST-крепёж

“Было необычно. Заставили посмотреть на работу других коллег, задуматься о проблемах, с которыми сталкивается наша компания в целом, и вместе прийти к решению проблемы.”

Гулевская Светлана, главный казначей ГК Шанс

“Было очень увлекательно и полезно. Коллективный разум сгенерировал огромное количество идей, которые теперь предстоит обработать и реализовать. Сотрудники пообщались, поближе познакомились друг с другом, что позитивно скажется на качестве их работы. Собственники донесли свои ожидания, у сотрудников формируется единая координатная шкала, понимание, куда движется компания.”

Антон Мамонов, операционный директор Icover

Сколько должна длиться стратегическая сессия?

Определенного норматива по продолжительности сессии не существует. Можно ограничиться и одним днем. А можно запланировать трехдневную сессию. На основании нашего опыта мы нашли идеальный вариант: 2 дня. В первый день креативим: проводим мозговой штурм, находим новые идеи и точки роста. Второй день — анализируем и оцениваем все идеи, создаем планы развития.

Если проводить однодневную сессию, есть вероятность пронестись “галопом по Европам” через весь процесс стратегирования, что снизит качество идей. Конечно, такой вариант имеет место быть, но здесь не обойтись без тщательной организации и соблюдения всех правил. Участникам легко скатиться в обсуждение операционки или отвлеченных вопросов, если не направить их в нужное русло.

Трехдневную сессию стоит проводить, если вам необходимо разобрать все функциональные направления или подразделения компании (маркетинговая стратегия, коммерческая, HR стратегия и т.д.). При такой продолжительности сессии шанс разработать подробную концепцию развития и найти достойные решения актуальных проблем взлетит.

В каком формате проводить стратегическую сессию?

Благодаря веку информационных технологий и научно-техническому прогрессу, у нас есть возможность проводить стратегические сессии в режиме онлайн. Мы уже хорошо отработали эту схему в нашей компании. Мы внимательно подходим к организации, отсюда и получается высокое качество без физического присутствия.

Такие инсайты мы получили после одной из наших онлайн-сессий:

  • Когда атмосфера свободна от строгих рамок, моментально появляется креативность. Один из наших участников предложил настолько оригинальную идею, что мы до сих пор ссылаемся на нее на всех наших встречах. Это произошло благодаря тому, что ушёл эффект формальности мероприятия — теперь можно мыслить свободно и не опасаться выглядеть глупо.
  • Все участники мгновенно включились в процесс! Спасибо тщательно продуманному сценарию сессии и уютной обстановке.
  • У нас не было шума и эффекта муравейника. Все это благодаря хорошим условиям встречи: каждая группа работала сепарировано, в отдельных помещениях. Это создало комфортную обстановку для сосредоточения.
  • Благодаря онлайн-формату все, кто необходим для принятия важных решений, могут собраться вместе, даже если они на разных уголках мира. Директор из Владивостока или менеджер из Нью-Йорка - все могут принимать участие в конференции одинаково.
  • Наши эксперты имели возможность незаметно следить за работой групп и быстро перемещаться между зум-комнатами. При всем этом они не отвлекали участников, а появлялись сразу же, как возникали вопросы. Это позволяло легко включиться в обсуждение, направлять участников и контролировать закрепление идей в онлайн-режиме.

Конечно, лучший вариант — это собраться оффлайн (95% наших сессий мы проводим именно в таком формате). Желательно не в офисе, а в комфортном месте, например, загородом или в конференц-зале бизнес-центра или отеля. Чем удобнее будет участникам — тем легче им будет влиться в стратегический процесс. Поэтому долой формальности, тесные пиджаки и строгие галстуки! На сессиях главное — идеи, а не то, как сильно ты затянул галстук. Можно спокойно работать хоть в любимом свитере с оленями (и никто не осудит). Максимум комфорта — максимум результата!

Из чего состоит стратегическая сессия?

У страт. сессии есть три важные составляющие: стратегическая, коммуникационная и обучающая. Предлагаем рассмотреть каждую подробнее далее.

  • Стратегическая. Есть множество исходов развития компании, но они не бесконечны. Следует рассмотреть все варианты с ведущим сессии и выбрать лучший.
  • Коммуникационная. Взаимодействие всех участников сессии между собой и с ведущим — ключевая составляющая успеха. Ведь если ведущему сессии не удастся наладить процесс обсуждения, научить участников договариваться между собой, появится риск, что никто не захочет реализовывать появившиеся идеи.
  • Обучающая. Очень важно, чтобы с каждым разом проведения стратегической сессии участники узнавали новую информацию, получали новые навыки.
Составляющие стратегической сессии
Составляющие стратегической сессии

Вас также могут заинтересовать следующие статьи:

Кого из команды привлекать к стратегической сессии?

Ни один сотрудник компании не будет лишним. Поэтому привлекать большое количество людей совсем неплохо, а очень даже хорошо. Наш опыт показал, что не стоит ставить рамки в участии только ТОП-менеджмента. Лидеры подразделений и обычные сотрудники могут носить очень важную информацию, генерировать идеи, которые могут сильно помочь при разработке стратегии. Конечно, если в компании 1-2 тыс. сотрудников, то всех собрать нереально. Поэтому в крупных организациях мы советуем приглашать 50-60 человек из числа управляющих и среднего менеджмента. Подробнее про то, как подготовить команду к проведению стратегической сессии, можно узнать здесь.

Проведение стратегической сессии
Проведение стратегической сессии

Горизонт разработки стратегии

“На какое время вперед стоит разрабатывать стратегию?” — ещё один популярный вопрос. Будет ли достаточно продумать план действий на год вперед? Или стоит проложить маршрут на следующие 5 лет? Есть несколько факторов, которые влияют на горизонт разработки стратегии:

  • Амбиции. Если амбиций много, то и стратегический путь будет длинным. Не всё можно успеть сделать за 1-2 года. Очень хорошая поговорка здесь: “Мы всегда переоцениваем то, что можем сделать за год, и всегда недооцениваем то, что можно сделать за 3 года”. Ведь именно через 3 года могут появиться главные результаты. Если ваши амбиции грандиозны, мы советуем достичь повторяемости в течение долгого времени.
  • Отрасль. К примеру, инвестиции и их возврат в нефтяном бизнесе могут затянуться на длительный промежуток времени. Нет смысла планировать здесь на короткий срок. В подобного рода сферах планируем на 5-10 лет вперед, а то и больше. А вот в IT или e-commerce наоборот: в постоянно меняющемся веке инноваций следует перестраивать курс каждые год-два, чтобы не остаться позади.
  • Ресурсы. Любые изменения в бизнес-среде требуют ресурсов: финансов, времени, людей. Поэтому горизонт стратегической сессии следует выбирать исходя из количества ресурсов, которыми обладает организация.
  • Рынок и конкуренция. Нельзя забывать, что в любой момент на нашу голову могут свалиться неожиданные изменения, будь то новый конкурент или перестройка в обществе (вспомните санкции, которые беспощадно прошлись по многим компаниям).

Стратегическая сессия — это не обычная посиделка, это точка невозврата. Именно здесь открываются новые горизонты, начинаются перемены, компания перестает топтаться на месте. Но как и всё новое, внедрение изменений требует четкого структурированного плана действий.

То, как именно провести стратегическую сессию (с подрядчиком или самостоятельно), решать Вам. Помните, что мы всегда будем рады помочь провести для вас страт.сессию.

Хотите заказать проведение стратегической сессии?

Свяжитесь с нами, мы ответим на все вопросы по проведению стратегической сессии

Почему мы?

  • Мы чутко вникаем в контекст вашего бизнеса, всегда берем во внимание именно вашу уникальность.
  • У нас нет заранее встроенных алгоритмов, к каждому Клиенту мы подходим по-своему.
  • Вы не будете тратить собственные ресурсы для комплексного анализа.
  • Мы четко организуем сессию для вашей команды, где профессионально сформулируем концепции вашего роста.
  • Мы идём в ногу со временем и используем инструменты искусственного интеллекта для разработки специальных алгоритмов.
  • Мы подготовим для Вас уникальный Action-план по реализации разработанной стратегии по итогу нашей с Вами работы.
  • Мы рядом с Вами на протяжении всего проекта и даже после его окончания: если в процессе реализации стратегии Вам понадобится помощь, то мы с радостью проведем встречу с командой, где найдем ответы на все вопросы.
Автор статьи: Максим Поклонский
консультант по стратегиям роста, модератор стратегических сессий.

✓ маркетинг-директор ASBIS Group. Компания выросла с 200 млн. до 1 млрд $ оборота, на рынок вышли бренды Prestigio и Canyon.

✓ экспорт-директор в ГК Alutech. Направление выросло до 9 млн евро на новых, сложных рынках.

✓ бизнес-консультант. За 17 лет в консалтинге организовал 250+ проектов стратегического развития для 140+ Клиентов в 5+ странах.

22
Начать дискуссию