Как интеллектуальное инвестирование во франчайзинге помогает масштабировать бизнес?

Результаты производственных инвестиций напрямую зависят от того, насколько эффективно они используются сотрудниками компании на всех позициях. Поэтому следующий уровень вложений — интеллектуальное инвестирование

Гергало Александр, Директор по франчайзингу "Сушкоф и Дель Песто"

В сфере общественного питания и в ресторанном бизнесе увеличение количества точек обслуживания — один из основных путей для роста компании. В случае с нашей сетью, для развития по данной траектории была выбрана система франчайзинга. Условия участия в ней для партнеров таковы, что в одном населенном пункте открыть ресторан может только 1 франчайзи. Это решение позволяет не допустить внутренней конкуренции, однако сдерживает количественный рост и тем самым уменьшает возможности в улучшении финансовых показателей.

В такой ситуации задача масштабировать бизнес требует поиска других подходов. В связи с этим мы стали развивать направление интеллектуального инвестирования. Оно предполагает вложение в нематериальные активы, а также в повышение квалификации сотрудников. Мы рассмотрели это как инструмент для достижения наших целей, рассчитывая на то, что более эффективная работа каждого члена команды в отдельности, а также автоматизация процессов помогут достичь лучших результатов.

FoodTech-формат

Текущая бизнес-модель диктует необходимость инвестировать в IT: 84,3% заказов в нашей сети осуществляется через интернет (сайт и приложение). При этом IT-подразделение отвечает не только за комфортный user journey для клиентов. Сотрудники развивают нашу IT-экосистему, которая берет на себя систематизацию большинства аспектов работы, включая продуктовые закупки, распределение задач на кухне, маршрутизацию заказов и подсчет показателей — вплоть до упущенной выручки.

Динамика по источникам заказов за 2020й год
Динамика по источникам заказов за 2020й год

Растущий объем задач в рамках масштабирования сети привел нас к потребности в увеличении IT-отдела, который состоит из 14 специалистов. Сотрудники, которые уже в штате, могут развиваться по своему узкому направлению: так, сейчас наиболее активно мы проводим обучение по product-менеджменту за счет компании. Работники сами тоже могут инициировать прохождение курсов или тренингов, обратившись к руководителю; на это выделен бюджет.

Расходы на IT также включают в себя закупку тестового оборудования: это, например, смартфоны и планшеты для проверки работы приложения и сайта в разных форматах, камеры видеонаблюдения для разработки проекта холодильника с самообслуживанием. Средства выделяются и на саму тестовую работу, если внутренних ресурсов в рамках той или иной сферы у нашего IT-отдела не хватает. Сейчас вне компании проходит пилотирование нашего проекта по визуальному распознаванию.

Поиск оптимальных технологических решений несет определенные издержки, но в результате позволяет получить нужный продукт, который сможет «работать» на наш бизнес.

Обучение на всех уровнях

Корпоративная культура сети строится по принципу up or out и предполагает рост каждого сотрудника над самим собой. Чтобы ему способствовать, была создана система обучения для команд двух подразделений: управляющей компании и франчайзинговых филиалов.

Обучение включает в себя два направления: это получение необходимых для работы hard skills и развитие soft skills.

  • Первое происходит на этапе входа сотрудника в компанию. Формат, содержание и продолжительность обучения зависят от позиции. У курьеров оно полностью автоматизированное: они слушают курс с лекциями в приложении и сдают по ним тесты. Повара проходят обучение по меню ресторанов. Блок обучения на кухне есть даже у менеджеров смены и директоров: невозможно оценивать качество продукции, не зная, как ее готовят. Все знакомятся с правилами пожарной безопасности и санитарными нормами. После финальной сертификации сотрудника допускают к работе.
  • Второе — усиление soft skills — возможно для любого сотрудника уже после поступления на работу. Освоение этих навыков напрямую влияют на продажи, так как помогают улучшить сервис.

    Раз в полгода работники проходят ассессмент в формате бизнес-игры, моделирующей самые стрессовые рабочие ситуации. Решения, которые в них принимают, позволяют дать обратную связь насчет сильных сторон и зон роста сотрудников. Они работают над ними в рамках индивидуальных планов развития, обсуждая его с руководителем 1 раз в месяц на коуч-сессии. Ежемесячно проводятся и тематические офлайн-тренинги для всех сотрудников.

    Помимо этого для обучения доступна база знаний с библиотекой, вебинариумом, записями онлайн-тренингов, документами с описанием полезных кейсов и многим другим.

Отдельно стоит сказать о партнерах во франчайзинговых филиалах: их директора в течение 2 месяцев изучают стандарты организации работы ресторана от зала и кухни до администрирования и системы учета. В программе упор сделан на практику, чтобы филиалы партнеров в кратчайшие сроки стали прибыльными и после этого продолжил расти и развиваться.

Как показала практика, инвестиции в обучение франчайзи дает компании быстрое развитие их филиалов и, как результат, масштабирование всей сети. Поэтому отдельно для франчайзи был организован проект повышения soft skills руководителя. Расходы на это берет на себя управляющая компания. Филиалы для интенсивного обучения на 7 месяцев выбирают на конкурсной основе. По итогам проекта мы ожидаем улучшения основных показателей эффективности, но ведем партнера к этому пути, проводя супервизию 1 раз в месяц. Она включает в себя оценку навыков персонала, корректировки и рекомендации по стратегии развития, разбор проблемных кейсов — все то, что позволит найти точки роста

Результаты стратегии

Масштабирование бизнеса — в числе тех задач, которые требуют продуманного комплексного подхода и в то же время нестандартных решений. Интеллектуальное инвестирование едва ли можно назвать самым очевидным шагом в данной ситуации. Однако он привнес свой вклад в результаты нашей компании в 2020 году с ростом сети на 42% (LFL). При этом далеко не направления интеллектуального инвестирования требуют больших вложений: так, бюджет на развитие сотрудников в нашей компании составляет не более 1% от оборота.

Предоставляйте сотрудникам возможность личностного роста, чтобы в итоге он конвертировался в улучшение показателей всего бизнеса.

11
Начать дискуссию