«Что “Тинькофф”, что “Сбербанк” построены как банки, а не как продукты»: подкаст с Product Owner Revolut

Михаил Цвик, Product Owner в Revolut, рассказал, что происходит внутри стартапа, который за год вырос с 4 до 10 млн пользователей и увеличил выручку в четыре раза. Публикуем выжимку из цитат.

Ведущие подкаста: Денис Мартынцев (основатель GrowHorse) и Кирилл Гурбанов (директор Департамента цифровых продуктов, «МТС Банк»)

Про идею Revolut

Почему мы бросаем вызов? Мы считаем, что банки — это такие большие организации, у которых есть власть и деньги, и они на этом наживаются.

А мы появляемся, словно рыцари в сияющих доспехах, и говорим: «Вот вам всё это бесплатно». У нас есть бесплатный продукт, где ты начинаешь платить только с того момента, когда превышаешь лимит по транзакциям. Или если выбираешь платный продукт, чтобы получить доступ к большему количеству функций.

Михаил Цвик

Про глобальные цели

Изначально нашим основным направлением были мультивалютные операции. Теперь мы постепенно начинаем претендовать на основной аккаунт — тот, где люди ведут все свои финансы.

В приоритете направление Open Banking. Ты можешь подключить приложение Revolut, и весь твой бюджет будет там. Глобальное видение такое: когда-нибудь Revolut будет решать все твои финансовые вопросы, он станет домом для любых твоих финансов.

Михаил Цвик

Про рост

Любая быстрорастущая компания начинает вкладываться в своей рост. При этом каждая такая компания может стать прибыльной в любой момент.

Вопрос в том, что конкуренты в это время продолжат вкладывать в рост. Revolut долгое время не вкладывал бюджет в маркетинг, мы вкладывали в продукт, в разработку. Именно поэтому мы так быстро выросли.

Михаил Цвик

Про метрики

Основная метрика, за которую мы боремся в Revolut for Business — это количество бизнесов, прошедших онбординг в течение одного дня (onboarding — процесс знакомства новых пользователей с продуктом). То, что называется онбордингом в обычных продуктах, в банках немного отличается.

При регистрации мы должны проверить ряд юридических вопросов — например, что эти бизнесы не занимаются противозаконной деятельностью. Для этого у нас есть комплаенс команда (compliance — соответствие нормам), в которой процессы наполовину автоматизированы.

Зарегистрироваться у нас в банке бизнес может за один день, при этом около половины потенциальных пользователей не проходят процесс онбординга.

Михаил Цвик

Про инструменты

В продуктах много разной функциональности. Моя задача в качестве Product Owner of Engagement — создавать инструменты, которыми будут пользоваться другие PO для продвижения своих фичей.

Эти фичи будут взаимодействовать с пользователем и растить различные метрики. Таким образом, нужно строить сервисы и инструменты, которые будут работать для всего продукта.

Например, ты хочешь увеличить discoverability (узнаваемость и понятность для пользователя) какой-то фичи. Можно делать это для каждой фичи по отдельности, а можно построить единую платформу, пользуясь которой другие PO будут решать, как они хотят продвигать свои фичи.

Михаил Цвик

Про команды

Команды строятся вокруг метрик. Revolut Retail и Revolut for Business функционируют как два самостоятельных бизнеса. Также есть Head of Growth и Head of Product, которые являются основными стейкхолдерами и должны вместе решать все стратегические вопросы.

В Revolut нет понятия «отдельный ИТ-департамент», всё делается в кросс-функциональных командах.

Михаил Цвик

Банк vs продукт

Дело не в инженерных практиках, а в фундаментальных принципах, которые стоят в основе компании. Что «Тинькофф», что «Сбербанк» структурно построены как банки, а не как продукты. Сейчас они заявляют: «У нас появились Product Owners и Agile». Но если ты нанял людей и назвал их продактами, это не делает тебя продуктовой компанией.

В продуктовой компании PO в конечном счете ответственен за все, даже за юридические вопросы. А в банках намного более бюрократические процессы и менее продуктовые принципы управления.

У них до сих пор существуют отдельные ИТ-департаменты, в которые люди ходят решать свои вопросы. А кросс-функциональные команды, которые оперируют как автономные ячейки и отвечают за свои части бизнеса — это скорее редкость. Они хорошие операционисты и делают хорошие банки, но плохие продукты.

Михаил Цвик

А еще больше про эксперименты, рост продуктов и growth-процессы команд читайте в Telegram-канале Epic Growth Channel.

1717
21 комментарий

Зачем собирать личные данные и затем показывать "Извините мы не работаем в вашей стране")

Очень продуктивно, только не для пользователя)

16
Ответить

Соглашусь, что отношение так себе к потребительским данным.

Ответить

Вы бы в России уже запустились бы уже) Тогда и сравним со Сбером и Тиньковым.

10
Ответить

а там лицензию придется получить

2
Ответить

У него путаница в понятиях. Нельзя противопоставлять компанию и продукт, потому что продукт — это результат деятельности компании. Кредиты — продукт банка, и инкассация — продукт банка. Банк — не продукт банка. 

9
Ответить

Здравствуйте. Мне кажется, вы немного перепутали, либо посмотрели цитату, но до выпуска так и не добрались. Цитаты тут видоизменены и вырваны из контекста, можно легко ошибиться. Я сравниваю принципы и структуру продуктовой компании и банка. Их сравнивать более чем корректно. 

И, раз уж вы заговорили об этом, как юикс дизайнер Сбербанка, вы должны понимать, что есть пользователь, и есть банк, которым он решает разные финансовые проблемы и вопросы. Это у вас все в голове хорошо разложено, мол, вот это кредиты, это страховка, это инкассация, а это мультивалютные счета, потому что для вас это разные проекты и продукты, над которыми вы работаете отдельно и изучаете проблематику каждого. Для пользователя это часто не совсем так, он не проводит этих границ. И хотел бы уточнить — я не говорил, что банк это продукт (хотя с какой-то точки зрения так и есть, на определенном уровне абстракции). Я сказал, что вы строите хорошие банки с операционной точки зрения, но с продуктовой не очень (в том плане, что хуже, чем Revolut или Monzo, по моему мнению, но у нас страдает операционная составляющая немного в то же время, в виду природы компании, но это временно). Именно по причине того, что у нас структура и принципы компании продуктовые и функционируем мы соответственно, из этого вытекают процессы, культура, хаеринг (который у нас сильнее, особенно с продуктовой точки зрения) и т.д.

Я понимаю, что у вас, как у верного сотрудника Сбербанка, вероятно, знатно припекло от провокационного названия (сорян за это, не моих рук дело, это просто кликбейт, не надо принимать близко к сердцу). Вообще, сбербанк последнее время делает оч крутые вещи и я не так плохо даже к нему отношусь с продуктовой точки зрения, как и к Тинькофф банку, мне нравится куда все двигается. Мне не нравится культура этих компаний, структурные особенности, и, конкретно в случае Сбербанка — тесная связь компании с ЦБ и нашим правительством. Но это я.

3
Ответить

А мы появляемся, словно рыцари в сияющих доспехах, и говорим: «Вот вам всё это бесплатно»

Говорит нам контора, которая "records a £32.8 million net loss on revenues of £58.2 million for 2018" https://www.cnbc.com/2019/10/01/revoluts-losses-double-as-fintech-unicorn-pushes-for-global-expansion.html

3
Ответить