5 лайфхаков для роста и развития команды от «Самоката»

Руководитель должен быть готов к тому, что для достижения бизнес-целей компании важно инвестировать время и ресурсы в свою команду, создавая условия для развития своих сотрудников. Как собрать коллектив единомышленников и раскрыть потенциал каждого, рассказала Анна Карасева, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций в «Самокате», на конференции True Digital Day’23.

5 лайфхаков для роста и развития команды от «Самоката»

1. Узнайте свою команду поближе

Первый шаг к сплочению команды, о котором все часто забывают, — узнавать своих сотрудников не только через профессиональное, но и через личное общение. Важно понимать их интересы, стремления и мотивацию. Это открывает возможности для более свободного обмена опытом и взаимного роста: растет руководитель — растет команда, и наоборот.

«В вопросах взаимопонимания с командой важно полагаться на эмоциональный интеллект, проводить командные ретроспективы, разбор кейсов и обучающие встречи. Это помогает развивать доверие и учиться продуктивному общению за пределами зоны комфорта. Дайте возможность и инструменты вашей команде, чтобы развиваться: вводите кросс-менторство, интересные обучающие форматы, давайте „старичкам“ растить „новичков“ — и тогда выстраивать коммуникацию внутри команды будет легче», — поделился Сергей Шмаков, Head of Project Managers в red_mad_robot и спикер курса «Менеджер проектов» в Skillbox.

Действенный способ узнать свою команду — совместно пройти тесты на определение типа личности. Узнав больше о склонностях каждого из сотрудников, руководитель будет заранее понимать сильные и слабые стороны каждого. Например, с кем неизбежны дискуссии по концепциям, а кто будет самым последним в заполнении роад-мэпов и таск-менеджера.

Вот несколько тестов, которые точно стоит пройти:

DISC

2. Определите общие цели и ценности

Независимо от того, создается ли команда с нуля или уже сформирована, важно с самого начала убедиться, что все в ней одинаково понимают термины, которые используются в работе, а также миссию и цели компании. Для лучшего взаимопонимания лучше сразу установить общие стандарты.

Одна из частых ошибок руководителя уже сформированной команды — это полагать, что его всегда поймут с полуслова. Не стоит требовать чего-то от коллег, если вы ничего не объяснили и не рассказали, какой результат от них ожидается. Поэтому очень важно перед внедрением нововведений объяснять сотрудникам видение процесса, быть с ними на одном уровне понимания ожиданий.

Принципы и ценности, которые важно нести в команду:

  • Прозрачность процессов. Руководителям стоит обратить внимание на понятность презентаций, отчетов, таймингов, регламентов, гайдов, бизнес-процессов, ролей в команде, чтобы они были понятны любому.
  • Конструктивная критика и аргументированная позиция. При обмене фидбеком важно опираться на логические аргументы и выстраивать открытую коммуникацию.
  • Самостоятельность и ответственность. В каждом члене команды нужно развивать ответственность за проекты и решения. Например, можно задавать вопросы, чтобы каждый мог самостоятельно прийти к решению кейса.
  • Коллаборация и сотрудничество. Внутри команды должен постоянно происходить обмен знаниями, нацеленный на взаимное развитие, — это поможет сформировать атмосферу взаимопомощи и поддержки.

3. Оцените компетенции

Объективно оценить скиллы сотрудников может помочь карта компетенций. Этот фреймворк помогает наметить карьерный трек команды: понять, где сотрудникам нужно вырасти, какое обучение для них подойдет, людей с какой компетенцией не хватает. Проводите оценку эффективности не чаще одного раза в полгода, иначе это может вызвать тревогу и повысить уровень стресса в команде.

При разборе компетенций на фидбэк-сессии сфокусируйтесь на развитии сильных сторон каждого члена команды — это поможет подчеркнуть уникальность сотрудника и дать дополнительную мотивацию.

Карта может выглядеть так:

5 лайфхаков для роста и развития команды от «Самоката»
5 лайфхаков для роста и развития команды от «Самоката»

4. Оцените эффективность

Оценивать эффективность команды можно по следующим пунктам:

1. Постановка OKR (Objectives & Key Results).

С помощью этого фреймворка можно ставить долгосрочные цели — например, на квартал или полгода — и смотреть результаты в долгосрочной перспективе. Цели должны быть амбициозными, измеримыми и достижимыми. Среди положительных эффектов OKR — прозрачность процессов и более четкое понимание вклада сотрудника в эффективность бизнеса и всей компании.

2. Постановка гипотезы и оценка результатов

Важно ставить более тактические цели по каждому отдельному проекту и формулировать гипотезу: без этого команде будет непонятно, какой эффект должен быть получен в конце проекта. По итогам работы можно посмотреть, достигла ли команда планируемых результатов, и провести их анализ — это поможет понять, как отработала механика и что нужно улучшить в будущем.

3. Изменения в показателях

Перед началом любого проекта необходимо понять, с какими метриками и KPI вы работаете и как ваша работа влияет на их изменения. Метрики для каждой команды могут быть свои.

4. Ретро

Проводите его каждый месяц, чтобы понять эффективность команды в целом. В процессе обсуждения работы и результатов вы поймете, как можно лучше выстроить взаимодействие.

5. Помните, что ваша команда — это не ваша семья

Бывает, что в команде выстраивается модель взаимодействия «родитель — ребенок», где сотрудники впадают в детскую позицию, а руководитель становится узким горлом в процессах. Четкое разделение зон ответственности и понимание каждым своей роли даст возможность развития самостоятельности в принятии решений за проект в команде и позволит улучшить процессы взаимодействия.

Итоги

На развитие и рост сотрудников внутри компании влияет множество факторов. Но есть список базовых шагов, которые точно нужно сделать, чтобы ваша команда была счастливой, эффективно работала и достигала поставленных целей:

  • Узнайте свою команду поближе. Не только на профессиональном, но и на личностном уровне. Руководителю полезно знать тип личности каждого сотрудника, его интересы, стремления и мотивацию.
  • Определите общие цели и ценности. Команда должна четко понимать свои цели и задачи, соблюдать общепринятые принципы работы.
  • Оцените компетенции. С помощью карты компетенций выделите слабые и сильные стороны своих сотрудников — это поможет правильно распределить силы и понять, над чем нужно поработать.
  • Оцените эффективность. Это позволит выделить слабые места и определить точки роста.
  • Выстройте рабочую модель взаимодействия. Это поможет наладить процессы и развить самостоятельность среди сотрудников.

В погоне за эффективностью не стоит забывать о человеческом факторе. Если от сотрудника прозвучала фраза «Мне все равно» — это красный флаг для руководителя. Значит, человек теряет мотивацию в работе и нужно быть к нему более внимательным, провести дополнительную встречу один на один, поговорить о его возможностях развития в компании и подсветить его ценность для команды.

Команда всегда развивается: приходят новые люди, меняются задачи, изменяются роли. Поэтому нужно четко следить за уровнем удовлетворенности сотрудников, не забывать совершенствоваться как руководитель, а также находить и применять новые решения.

99
2 комментария

По поводу первого пункта. Вот я узнаю сотрудников не только с профессиональной позиции, но и как личность. Но, мне абсолютно неприятен этот человек как личность и мое отношение к нему в любом случае будет похуже, чем к другим. Так стоит в таком случае знакомиться ближе, если будет необъективное оценивание персонала?

1
Ответить

Управлять командой – значит инвестировать в свое будущее.

1
Ответить