{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Да почему они не хотят работать?!

Уверен, что каждый руководитель в какой-то момент задается таким вопросом. Лично я произношу его каждый день вслух минимум трижды, как успокоительную мантру для выпуска пара – хотя, безусловно, заранее знаю все ответы. О них и поговорим в этой статье – поймем мотивацию к безделью и даже производственному саботажу. Погнали!

Так прекрасны и светлы первые лучи горящего дедлайна

На связи Тихон Вечерский, маркетолог журнала Awake.

Disclaimer: статья написана для руководителей, однако будет полезна и тем, кто хочет разобраться в собственном нежелании работать, отсутствии мотивации и аргументов для спора на эту тему с работодателем.

Шаг 1 – признайте в нем ленивца

Зацепитесь за мысль: у всего есть причина, которая может быть не видна, которую не озвучивают, и даже больше – целенаправленно о ней умалчивают. Дальше мы будем разбираться в этих причинах, отвечать на вопрос «почему не хотят», однако первое и основное, что нужно сделать – это признать, что исполнитель именно не хочет работать.

На своем примере могу сказать, что чаще всего бизнес не готов в этом признаться. Верить в постоянные больничные, съеденные собакой дедлайны, в «ой, а я не знал» – гораздо проще чисто психологически, чем принять реальность: исполнитель не хочет работать.

Потому что со здоровьем или форс-мажорами исполнителя ничего не сделаешь, а разобраться с бездельником – это уже ответственность. А если еще учесть, что у каждого ленивца есть реальная серьезная причина для лени – уфф, придется или стать злым начальником, или серьезно погрузиться в чужих тараканов… Но об этом позже.

Коротко: если вам кажется, что исполнитель постоянно филонит и придумывает причины не работать – скорее всего, вам не кажется. Чем скорее вы примете это как базу, тем проще будут ваши отношения с исполнителями.

Шаг 2 – выявите причину лени и устраните

Пройдемся по основным.

Мало денег

Мои первые проекты в SMM – это выжженное поле. Все потому, что я безбожно демпинговал, а потом не хотел работать за копейки. Это не подтверждено цифрами, но я абсолютно уверен, что большинство проблем с ленивыми сотрудниками упираются в низкие оплаты.

Как понять, что эта история про вас? Ответьте себе честно: если не устраивает текущее качество работы, сколько вы готовы доплатить, чтобы процессы стали лучше? С этой суммы и начните – с честной оплаты за текущий объем.

Что характерно, просто повышением З/П проблему задемпингованного специалиста не решить. Чтобы понять это, нужно ответить на вопрос: а почему специалист в принципе демпингует? От большой любви к себе, к проектам или профессии? Или, может быть, от неуверенности, потому что только занизив себя до уровня уличного червячка он сможет получить проекты?

Вроде понятно, что правильный ответ – второй, верно? А значит, чтобы задемпингованный ленивец зашевелился со скоростью Флэша, ему нужно поднимать З/П постепенно, частями – а вместе с этим хвалить продуктивность.

Все как с животными, так точно: гладим и кормим вкусняшками за полезные действия, хмурим брови на лень и непродуктивность.

✅ Решение коротко:

1. Постепенно повышайте З/П – очень важно: не за дополнительные нагрузки, а за все те же работы, что специалист уже для вас делает!

2. Хвалите за полезные дела – показывайте, что специалист молодец. Поднять ему самооценку – дешевле, чем нанять нового.

Много работы

Я всегда был и остаюсь очень инициативным на идеи – период работы SMM-щиком в SMMplanner не был исключением. За время работы я находил много точек роста, предлагал разные решения, иногда очень комплексные. И, боясь остаться без работы, соглашался на реализацию.

В итоге получалось, что гендир и исполнительный директор каждый день ждут от меня результаты, я бегаю за главредом и маркетологом, мучаю их многочасовыми созвонами, чтобы они мне помогли что-то там правильно спозиционировать – а по факту я просто оттягиваю страшное: момент, когда придется или сделать работу плохо, или прийти и сказать, что я не потяну. А это же, очевидно, окончится увольнением и позором.

Никто, конечно, не осилил

В итоге, когда меня прижали к стене спустя месяц и спросили, буду я делать дело или нет, я, зажмурившись и скукожившись, отказался. Да, это было неприятно, да, руководители ругались и бубнели, но вроде пронесло, не уволили! А на деле я упустил важный урок, который знают все зрители фильма «Брат»: бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе.

Через пару месяцев я нагрузился задачами еще сильнее, а потом еще сильнее, а потом не справился – ушел в больничный, а потом и из компании.

Это не трагический сторителлинг, а наглядный пример в 4 абзаца: вот так и работает мышление загруженных ленивцев!

Чтобы проверить, ваша ли это ситуация, просканируйте: а сотрудник вообще когда-либо отказывает вам? Вы спрашиваете его мнение о необходимости задачи? Даете ответы на подобные вопросы к вам с его стороны? Проще говоря: он может сказать «нет» или предложить альтернативу?

Только не надо юлить и врать самим себе: если вы понимаете, что начнете издеваться над сотрудником, который отказывается что-то сделать; если понимаете, что вместо того, чтобы вникнуть в его отказ, начнете продавливать свою волю – значит вы не готовы принять «нет». И этот блок про вас.

Само же решение такое: нужно, чтобы исполнитель имел возможность отказаться. Естественно, по причине. Чтобы ему не пришлось придумывать себе больничный, выключение света или смерть бабушки – создавайте среду доверия, в которой человек сможет честно показать любых своих тараканов!

Тогда он скажет:

– Извините, но я уже загружен по уши, не смогу взять еще задачи

– Прошу, можете передать задачу другому или помочь наверстать компетенции? Боюсь, без них я не справлюсь с задачей

– Я ненавижу задачи конкретно этого типа, терпеть их не могу! Зато вот такие задачи обожаю, щелкаю их как орешки!

И еще много разных вариантов. Суть не в том, чтобы просто гладить сотрудника по головке, кивать, и оставаться без выполненных задач – нет. Но сама коммуникация должна быть выстроена так, чтобы человек спокойно и открыто проговаривал свои опасения, нежелания и все, что мешает ему сделать задачу, не отмалчивался, чтобы мог заявить об отказе.

Чтобы это работало, вы должны:

1. Перестать грубить, рвать на себе волосы и гнать на сотрудников.

2. Вникать в «не хочу / не могу» так же, как вникаете в неполадки компьютера или автомобиля. Если при глюках компа вам свойственно бить его ногами, чтобы заработал, и даже прикрикивать с закатанными глазами – то вы сами понимаете, насколько продуктивен такой подход. Примерно на ноль процентов.

А по настоящему продуктивно – спокойно вникнуть в проблему и прийти к решению. Показывайте, что вам не все равно.

3. Хотя бы иногда соглашаться с аргументами исполнителя – не обязательно всегда, но хотя бы периодически. Иначе он поймет, что вы всегда просто киваете со значением, а в итоге не прислушиваетесь и не встаете на его сторону. Не выдавайте себя!

На самом деле мы все еще говорим о проблемах с самооценкой – только на этот раз исполнитель не может адекватно определять уровень нагрузки и открыто отказываться от задач. Уж из-за страха перед вами или перед коллегами, или перед отражением в зеркале – да кто его знает?

Поэтому начинайте с себя: учитесь слушать, принимайте отказы, давайте возможность переубедить вас, не хамите. А еще – сами интересуйтесь, как дела на задачах у специалиста. Не как эффективный менеджер, который минимум раз в полчаса пишет «Ну что там? Процесс идет? Готово? А сейчас?» – а по настоящему.

Найдите 5-10 минут, чтобы поболтать со специалистом и узнать: есть ли у него сложности, было ли что-то интересное, когда он успевает обучаться – ведь очевидно, что его результаты растут? Да, да – обязательно найдите время на похвалить! Причем за дело, а не просто так – вы ведь помните себя в детстве? Приятно было, когда вам отпускают дежурное «молодец», даже не вникнув в подвиги? Тут то же самое.

✅ Решение коротко:

1. Поддерживайте доверительную атмосферу в общении – перестаньте быть токсичным и осуждающим боссом.

2. Сами спрашивайте про загруженность спеца – и постоянно напоминайте, чтобы он говорил, если работы стало много: вы его цените, любите и не хотите перегружать. Поставили задачу – спросили, все ли ок, сможет ли он ее взять, не нужно ли дедлайн побольше.

Главное внимание и забота – а потом вы покажете, как вам важно и нужно, чтобы было сделано в ваши дедлайны, и специалисту придется проявить внимание и заботу к вам. Вот вы его и переиграли! Коварно, правда? Зато работает.

3. Периодически уступайте – вставайте в положение, соглашайтесь, временно снижайте нагрузку. Так вы покажете спецу, что он может вам доверять, что он может регулировать нагрузку, что он может давать вам честные оценки – а это важно для вас, если не хотите себе ленивца.

4. Хвалите за полезные дела – поднимайте специалисту самооценку. А то специалист закончится, и придется нанимать нового, а это дорого. Что-что, я уже писал это выше, только другими словами? Похвалите меня за находчивость лайком на статье, потренируйтесь!

Страх дедлайна

Это может быть частным случаем предыдущей проблемы, а может быть и отдельной фобией. Не знаю, как и почему это работает, но лично я зачастую большую часть отпущенного времени трачу непродуктивно – а все самое важное делаю в последний момент. Страх дедлайна меня подстегивает, однако удается не нарушить его далеко не всегда.

А что чаще всего делает исполнитель, когда дедлайн нарушен? Правильно, молчит и пилит дальше – лично я так и делал. Обычная ситуация: нужно сдать работу, условно, 1-го сентября. Это значит, что если к 23:59 1-го сентября я не успеваю сдать, то буду молча делать дальше и сдам на несколько часов позже, а скорее всего уже утром.

Страшно ли это? Как исполнитель, я отвечаю сам себе: да не особо, никто же не прибежал с криками? Видимо, не так и нужно было сдавать именно первого.

Что со стороны руководителя: если бы работу прислали первого, он бы передал ее дальше, и уже первого процесс мог бы двинуться. Первого в 23:59 – уже поздно, но чисто юридически – да, в рамках договоренностей, хотя все равно неприятно, потому что процесс двинется уже второго сентября. И тут разницы между «в конце дня первого» и «утром второго» как таковой действительно нет, кроме одного момента – нарушения договоренностей.

Вся проблема в том, что специалисты боятся сказать о том, что не успевают к дедлайну. И чаще всего не успеть к дедлайну действительно НЕ СТРАШНО – поэтому о нарушении дедлайнов и начинают молчать, ведь не страшно же? А это ошибка!

Потому что понятие «нарушить дедлайн» подменяется понятием «не успеть к дедлайну». Разница в том, что не успеть – это сказать и предупредить, фактически вынести на обсуждение изменение договоренностей. И тогда договоренности не будут нарушены, ведь они в подвешенном состоянии, приостановлены до пересмотра. А нарушить – это не поставить в известность о том, что не успеваешь.

Так почему же, если все так понятно и логично, ленивцы все равно продолжают отмалчиваться?

1. Потому что боятся последствий. Думают, что их оштрафуют, казнят, обругают, высмеют, накажут. Не знают, что вы готовы перенести дедлайн. Что вы тоже знаете, что в этом, чаще всего, нет ничего страшного и критичного.

А значит нужно доносить! Не поджидайте коварно с секундомером, когда закончится дедлайн, чтобы в тот же миг прийти с криками и требованиями. Вместо этого, во-первых, согласовывайте разумные дедлайны, а во-вторых, заранее сами уточняйте, все ли хорошо, укладывается ли специалист в дедлайн? И всегда проговаривайте, чтобы он сам говорил вам, если нужен будет перенос или возникли сложности.

2. Потому, что не задумываются о том, как ранят своим молчанием. Не знают, как неприятно смотреть на молчание в чатах, на пролюбленные дедлайны – не задумываются о том, что это неуважение договоренностей и вас лично. Так бывает, люди о себе то не успевают думать, а тут еще о вас нужно.

Здесь тоже чуда не произойдет – сразу говорите, спокойно и заботливо, о том, как вам важно, чтобы договоренности не нарушались. Что их можно пересматривать совместно, что всегда можно прийти к вам и сказать, что не получается успеть в срок – но главное не промолчать.

Потому что приход с предложением пересмотра дедлайнов указывает на то, что исполнителю не все равно, что он думает о вас, о проекте, заботится. А молчание – первейший признак пофигизма или глубочайших проблем с доверием.

✅ Решение коротко:

1. Согласовывайте разумные дедлайны – с учетом переноса, потому что мало ли что. Вы же руководитель, такие вещи нужно предусматривать.

2. Говорите о том, что готовы пересматривать дедлайны – чтобы исполнитель сам бежал к вам и докладывал, если не успевает. Но меру знать надо – пусть будет в курсе самого дедлайнового дедлайна, при нарушении которого отказ от сотрудничества.

3. Доносите логику «нарушение равно неуважение» – чтобы человек понимал, что именно нарушение для вас самая страшная обида. А вот перенос – рабочая обыденность.

4. Подкрепляйте правильное поведение позитивной реакцией – самооценка, Карл, поднимай им самооценку!

Реакция главреда на маячок по этой статье

Не часть команды

Я работал в одной компании со сложным запутанным штатом. Еще и гендиректор в ней болел микроменеджментом и все решал сам. В компании на 30 человек было 9 департаментов, в каждом были свои отделы.

Например: Департамент Распространения – Отдел SMM.

Рабочих чатов было примерно миллион или около миллиарда, точно не помню. И, несмотря на то, что в той компании была, пожалуй, лучшая бюрократическая система из всех проектов, к которым я приложил руку – она все равно сбоила.

Выглядело это так: если лично гендир не занят твоим вопросом, то в принципе можно особо не напрягаться, потому что он наверняка занят кем-то другим, а значит твой руководитель тоже не будет особо напрягаться.

Здесь важно поймать акцент: он в том, что когда специалист не находится под контролем, когда он не получает достаточно информации, когда его мнения не спрашивают – он становится забытым ленивцем. Раз никому он не нужен, то зачем стараться? Зачем куда-то что-то успевать?

Проверить, ваша ли это ситуация, очень просто: если ленивец под вашим зорким контролем работает, а без него нет – значит этот пункт для вас!

Перевоспитать забытого ленивца можно только вниманием.

✅ Решение коротко:

1. Микроменеджмент – не спускайте глаз с ленивца, окружайте его своей заботой и вниманием. Почаще показывайте, как вам важно сотрудничество именно с ним, как важны именно его результаты.

2. Держите в курсе – нельзя допускать, чтобы он сидел где-то брошенный в своей сычувальне. Обязательно обсуждайте планы, касающиеся его, отвечайте на вопросы с максимальной открытостью, которую можете позволить.

3. Создайте контроль-документ – это документ, который вы всегда можете открыть и посмотреть, отметился ленивец своей бурной деятельностью или нет. Это как Божье Око – пусть знает, что сверху за ним всегда смотрят. Без осуждения, естественно, лишь с любовью и заботой! И молнии тоже только из добрых побуждений полетят, если что.

4. Про самооценку было? Нужно ее поднимать. Если забывали хвалить результаты – перестаньте забывать. Держите вкусного лобстера 🦞

Проблемы с лояльностью

На мой взгляд, это основа и база всех проблем с ленивцами. Тут работает от обратного – если лояльность высокая, то и проблемы решаются быстро и легко. А если нет, то специалист начинает обращаться в ленивца: обиженного, замученного, забытого – выбирайте на свой вкус.

Однажды в одной компании мне заплатили больше обычного оклада. Через месяц заплатили так еще раз – и я пошел разбираться, так это не разовая премия была, а прибавка? А может ошибка? Чем это кончилось: мне устроили суд-тройку, обматерили, назвали вором и хотели тут же уволить с позором.

Как думаете, растет лояльность после таких поступков руководства? Для всех, у кого возникли сложности с самостоятельным ответом: нет, лояльность падает.

Специалист не хочет стараться ради тех, кому пофиг на него, кто позволяет себе говорить лишнее, может нагрубить, не задумывается о причинах возникающих проблем с перспективы самого специалиста.

Конечно, бывают отдельные больные личности, кого это лишь подстегивает и дает драйва в работе – но абсолютному большинству такое не подходит и не нравится. И будьте уверены: если вы будете себя так вести – ленивцы будут думать не о том, как вам помочь, а о том, как опрокинуть, сделать поменьше, выжать побольше и уйти. Такие дела, коллеги.

✅ Решение коротко:

1. Выступайте хорошим родителем – помните, как вы последний раз говорили, что вы им тут не мамочка и не папочка? Вы были не правы.

Фишка хорошего родителя в том, что он всегда на стороне своего ребенка, всегда. И перед директором, и перед хулиганом на площадке, и перед ребенком, которого обидел его ребенок. Это не значит всегда только хвалить и ругать всех, кроме своего чада – нет. Это значит проявлять истинную заботу – а она в том, чтобы всегда выслушать и прислушаться к своему ребенку. И принять решение в его пользу, которое ему поможет и укрепит ваши отношения.

2. Второго пункта нет – но никогда не будет лишним похвалить ленивца!

Выводы

Как видите, нет одного ответа на вопрос «Почему эти гады не хотят работать», а точнее есть, но он максимально, абсолютно емкий – потому что. Потому что боятся вас, потому что не верят в себя, потому что хотят больше, чем могут, потому что не видят перед собой ваш позитивный пример… А вы думали?

Все мои мысли после прочтения статьи

Во всех случаях необходимо:

– выстраивать доверительные отношения с ленивцем

– хвалить его за успехи и поднимать самооценку

– взвешивать трудозатраты

Если дешевле и легче перевоспитать и себя (при необходимости) и ленивца – планомерно следуем пунктам этой мощной выжимки моего опыта. Если дешевле пинком отправить ленивца в свободное плавание и нанять нового – так и делаем, а потом возвращаемся к этой статье.

Как бы то ни было – удачи! И до встречи в закладках 😘

0
22 комментария
Написать комментарий...
Тихон Вечерский

Разложили так разложили!

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Конечно, а иначе и быть не могло!)

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Даже удивительно прочитать такое на виси. Неожиданный финал

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Других и не держим)) Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Статью не читал еще. Лучший способ заставить ленивца работать, сделать так что бы он взял ипотеку.
Или сразу на входе фильтровать "есть ипотека?", нет, свободен

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Остроумный метод! Интересно послушать мнение после прочтения статьи)

Ответить
Развернуть ветку
Elena Che

Это не просто метод, это прям маст хев для hr 👌

Ответить
Развернуть ветку
Энтони Лавджой

Хвалить и платить больше денег. Всё.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Да ну бросьте, почему всё?)

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

А деньги где брать если он их не зарабатывает? У других отбирать?

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

У бедных и отдавать богатым? Ой, или как там правильно?)

Ответить
Развернуть ветку
Жгучий Лук

Не стесняйтесь, вы не ошиблись.Оно так и работает. Бедным деньги не нужны )

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Как-то грустно :(
Почему так?

Ответить
Развернуть ветку
Жгучий Лук

Это тема для отдельной статьи ) В одном тезисе не описать.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Лень нормальное явление. Просто нужна система когда от лени страдает не только предприниматель но и лентяй. КПИ и сдельщина решают эту проблему. Больше лени меньше денег. Все честно, выбор за работником. Свобода. Равенство. Демократия.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Примерно об этом и речь, но не совсем)

Ответить
Развернуть ветку
Workspace

Встречи в закладках уже становятся традицией, приходится сразу читать, пока свежее)) Отличный материал!

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Спасибо, стараемся)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Акимов

Хвалить, кормить и не обижать наших ленивцев!

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Именно! А как иначе-то?)

Ответить
Развернуть ветку
Grossman

Эх, если бы все относились друг к другу с пониманием и заботой таких проблем бы не было)

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Так и есть)

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда