(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(94767757, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(94767757, 'hit', window.location.href);

Как HRlink сэкономил 6,5 млн в год на внедрении базы знаний

Расскажем, за счет чего поддержка не пробила дно, а стабильно вывозит 25 тысяч обращений в месяц, экономя при этом 6,5 млн рублей в год.

Привет! Меня зовут Ксения Нейман, я руководитель службы заботы о клиентах в HRlink — сервисе кадрового электронного документооборота.

За два года мы выросли в два раза. Расскажу, за счет чего поддержка не пробила дно, а стабильно вывозит 25 000 обращений в месяц, экономя при этом 6,5 млн рублей в год. Расскажу, как мы этого добились.

Квест для поддержки

Кадровый электронный документооборот HRlink — это как ЭДО, но не для бухгалтерии с контрагентами, а для кадровика с сотрудниками.

HR может:

  • принять сотрудника на работу, заключив трудовое соглашение;
  • подписать допник к нему;
  • составить приказ и отправить его для подписания сотрудниками;
  • отработать заявления сотрудника, оформленные по КЭДО — на отпуск, на отгул, на матпомощь — в сервисе масса шаблонов;
  • вести электронный архив кадровой документации.

Для распределённых команд (будем честными, и для коллективов в офисе тоже) придумать что-то более удобное сложно.

В ходе работы у пользователей сервиса возникают различные вопросы, на которые в HRlink отвечает служба заботы о клиентах — так у нас называется поддержка.

Были проблемы: сотруднику техподдержки нужно было пройти целый квест, чтобы получить ответ на элементарный вопрос.

Например, пользователь хочет знать: когда будет готова его электронная подпись.

Для этого сотруднику нужно зайти в удостоверяющий центр → посмотреть статус → уточнить его в поддержке центра, которая отправит ответ нашим инженерам — и тогда надо узнавать статус у них.

А это автоматически приводит к эскалации тикета на следующий уровень поддержки, что плохо: в ответ втягиваются лишние люди, в процессе отработки появляются дополнительные шаги, которые приводят к задержкам.

Усложняет работу новизна предметной области. КЭДО существует всего пару-тройку лет, и, как любое новшество, вызывает массу вопросов клиентов — а это снова время на уточнение того, чего хочет пользователь и что знают по этому поводу коллеги.

Как нам жилось без базы знаний

В самом начале у нас было пять сотрудников, как минимум двое из которых работали со дня основания компании и были настоящей энциклопедией для остальных.

Вопросы решали коллегиально — это просто, когда все находятся в одном помещении, а самих обращений не так уж и много: в среднем 10 сообщений в чате и два звонка в день на специалиста.

В сложных случаях мы могли обратиться к разработчикам, архитекторам, менеджерам — к любому человеку вплоть до директора — все няшки, все друг другу помогают. Такое положение дел устраивало сотрудников и руководство, саппорт соблюдал прописанное SLA (Service Layer Agreement или Соглашение об уровне услуг).

Информацию о способах решения вопросов каждый сотрудник фиксировал самостоятельно — в блокноте, на стикерах, в гуглдоке. Естественно, информация по одному и тому же вопросу в этих «хранилищах» отличалась.

В кросс-функциональных командах есть похожая проблема: каждый делает свою часть работы, но из-за того, что не выстроен обмен информацией, люди делают одну и ту же работу или вовсе не то. Как с этим справиться?
Поговорим на бесплатном вебинаре 20 февраля!

Решение руководства о масштабировании бизнеса нарушило домашний уют саппорта. С приходом новых клиентов обращения посыпались, создавая настоящую лавину — 25 000 обращений в месяц! Старой командой со старыми процессами такое было просто не вывезти.

Остро встали вопросы об обучении и адаптации сотрудников службы заботы, оценке их знаний, поддержании этих знаний на должном уровне, информировании об изменениях в сервисе и способах решения типовых задач пользователей. И всё это для обеспечения того самого SLA.

Почему потом стало плохо?

Начнём с того, что на фоне масштабирования онбординг большой массы сотрудников у нас проходил хаотично. Эйчары вели свои таблицы, мы — служба заботы о клиентах — свои.

Качество поддержки упало: у сотрудников не хватало информации, вся она была разрознена, за актуальностью и корректностью следить было невозможно. Немалая часть полезных знаний была только в головах «старичков», а они не успевали передавать её «из уст в уста».

Выход один — база знаний. Сложный выбор

Решить основную часть вопросов, поставленных руководством, нам помогла база знаний. В ней мы проводим онбординг и тестирование. Она же — единый источник информации для саппорта.

Мы долго выбирали средство для реализации нашей базы знаний. Сначала решили, что это будет сервис, а не локальное решение — нам не хотелось развёртывать серверы, организовывать доступ для удалённых сотрудников.

Отказались от всех продуктов на вики-движке. Здесь можно спорить, но для наших специалистов вики-разметка неудобна. Она ни с чем не совместима, ни на что не похожа — её знание бесполезно в перспективе.

Определились с отечественным происхождением. После известных событий февраля 2022 года многие зарубежные сервисы просто закрыли доступ к базам знаний для российских пользователей.

Нашим коллегам пришлось буквально выцарапывать свои базы, срочно переносить их на локальные сервера или в российские сервисы. Мы сами пробовали Confluence и не стали мириться с риском потерять к нему доступ, когда в августе 2023 Atlassian просто заблокировал российские аккаунты.

Про переезд с Confluence и другие кейсы управления знаниями, задачами и командами — на конференции TEAMLY. Регистрируйтесь по ссылке

Далее мы выписали требования заинтересованных лиц, а по ним сформировали шорт-лист из отечественных сервисов баз знаний.
Сравнили тарифные планы, и в топ вышел сервис Teamly.

Заказали бесплатную демонстрацию, потестировали в пробный период. Поняли, что не ошиблись в выборе и успешно пользуемся вот уже скоро год.

Чем хороша для нас эта платформа:

  • очень удобный интуитивный поиск, учитывающий особенности русского языка.
  • можно структурировать информацию так, как нужно нам.
  • визуальный редактор позволяет не задумываться о разметке, делать структуры заголовков и оглавления, выделять важное в тексте.
  • в статьи можно вставлять диаграммы из сервиса diagram.net, документы и таблицы гугл — это нам очень помогло на этапе внедрения.

Сотрудник службы заботы на стартовой странице видит основные разделы. Информация в них классифицирована по какому-то объединяющему свойству. У нас таких четыре:

  • описание сервиса;
  • информация службы;
  • инструкции для сотрудников;
  • регламенты.

Внутри разделов есть головные статьи со ссылками на всё более и более конкретную информацию.

Например, описание сервиса содержит статью «Функциональные блоки». Статьи названы интуитивно понятно, так что при навигации обычно вопросов не возникает.

Для чего нужны перекрёстные ссылки в базе знаний? Ответ прост: база знаний, в которой одна и та же информация дублируется — это плохая затея. Во-первых, дубли статьи могут иметь отличия друг от друга. Во-вторых, обновить все статьи при изменении информации — работа только для очень внимательных людей. Принцип «один вопрос/сущность — одна статья» снимает все эти сложности.

Как внедрить базу знаний и не нажить себе врагов

В базе знаний HRlink много сложных терминов. Это обусловлено спецификой предметной области. Электронному кадровому документообороту в принципе ещё нет даже трёх лет . И саппорт должен отличать друг от друга, например, четыре вида электронной подписи.

Поэтому в базе знаний мы расшифровываем все термины. Если к нам пришёл новичок из саппорта компании или другой сферы (доставка еды, торговые площадки) – ему не нужно спрашивать или гуглить, он просто откроет базу знаний.

Разумеется, мы обучаем и приучаем всех сотрудников к работе с базой знаний с первого дня. Центр обучения после лекций даёт задание самостоятельно найти ответы на некоторые вопросы в TEAMLY

К использованию TEAMLY подталкивает сама организация обучения и адаптации. Саппорт разбирает кейсы, находя ответы на вопросы клиентов в базе знаний. Это единственный источник информации.

Спрашивать олдов можно, но у них своя работа и свои KPI, им некогда отвечать ещё и на вопросы коллег. Можно смотреть старые шиты — диалоги в инцидентах в БД поддержки. Но способы решения могут не сработать, потому что изменился сам сервис HRLink.

Владение TEAMLY — часть аттестации после испытательного срока. Сотруднику дают 40-60 вопросов, ответы на которые он должен найти в базе знаний.

Контроль качества. У нас есть специальный отдел, который случайным образом выбирает тикеты и проверяет, насколько корректно они решены, как клиент оценил работу саппорта.

И здесь ребята быстро понимают, что самую актуальную информацию нужно искать именно в базе знаний – это помогает получить высокую оценку. А ещё самые крутые кейсы из практики специалисты сами скидывают нам, чтобы мы включили их в базу знаний.

Мотивация рублём. В KPI сотрудников есть два показателя, напрямую зависящие от использования базы знаний. Первый — та самая средняя оценка качества. Чем она выше, тем выше зарплата специалиста.

Второй — каждый квартал сотрудники службы заботы проходят тестирование по специфике работы сервиса, процессам, поддержке. Все ответы есть в базе знаний, достаточно правильно поискать. Прошёл тест — весь следующий квартал имеешь немалый бонус к зарплате.

Решение типового вопроса — до и после

Вернёмся к вопросу из начала статьи — клиент интересуется, как дела с его электронной подписью.

В процессе участвуют три стороны: HR, который формирует заявление для пользователя, сам сотрудник, который подтверждает это заявление и удостоверяющий центр, где создаётся электронная подпись. Задержка в процессе влечёт за собой обращение кадровика или сотрудника в службу заботы.

При работе над обращением сотруднику саппорта нужно посмотреть по статусу, что происходит с электронной подписью, выявить проблему, которая произошла на пути заявления.

Как ребята делали раньше: заходили в удостоверяющий центр (УЦ), смотрели статус, и, если не могли разобраться сами, писали в поддержку УЦ. Сотрудники службы заботы не всегда понимали ответ, изобиловавший терминами и кодами ошибок, поэтому большую часть обращений приходилось эскалировать на уровень инженеров — иначе ответ было не сформулировать.

Инженер отвечал, сотрудник саппорта отписывался клиенту. Следующая задержка — и всё по тому же кругу.

Мы собрали значения статусов в статью базы знаний. Теперь для ответа на обращение пользователя специалист службы заботы видит статус в УЦ и сразу отписывается клиенту о том, на каком этапе сейчас выпуск и что клиент в связи с этим должен сделать (или сколько ждать).

В результате достигаются сразу три преимущества:

  • снижается количество эскалаций (об этом я расскажу чуть позже на цифрах);
  • снижается время ответа на обращение;
  • повышается лояльность клиента — он предупреждён, а значит, вооружён.

До внедрения базы знаний количество эскалаций с первой линии поддержки говорило о её неэффективности. Сейчас же метрики показывают, что она работает хорошо.

Спойлер: первая линия закрывает самостоятельно 83% обращений!

Результаты внедрения базы знаний

Напомню. Мы начинали с 5 специалистов, каждый из них обрабатывал 10 текстовых обращений и 2 звонка в день.

После масштабирования поток обращений увеличился до 25 000 (!) в месяц. Даже не буду приводить расчётное количество специалистов, если бы они работали также, на расслабоне. Мы подсчитали, что без базы знаний нам нужен был бы 31 специалист при норме 800 тикетов в месяц или примерно 40 в рабочий день.

Внедрение TEAMLY позволило одному сотруднику отрабатывать 1150 тикетов в месяц — эту норму мы вывели эмпирическим путём. Вот что получилось в цифрах.

Только экономия фонда оплаты труда составила 29% или 6,48 млн рублей в год при средней зарплате одного сотрудника в 60 000 рублей.

На самом деле сумма экономии значительно больше, так как компания больше не несёт затраты на:

  • налоги на ФОТ с ЗП 9 сотрудников;
  • лишние полтора месяца обучения каждого из 9 сотрудников;
  • технику для 9 сотрудников;
  • офис с мебелью, светом, теплом и водой для 9 сотрудников;
  • кофе, печеньки, другие корпоративные привилегии для 9 сотрудников;
  • другие затраты, связанные с онбордингом, в том числе поиск кандидатов на вакантные места.

Ещё у нас снизилось количество сообщений в одном тикете. Оно уменьшилось на треть — значит, на треть выросла скорость решения, повысилась лояльность клиентов.

В выкладках использованы условно-приблизительные данные с сохранёнными соотношениями, отражающими реальное положение дел. Точные показатели численности и суммы зарплаты под NDA.

Сколько удалось сэкономить на техподдержке с помощью базы знаний подсчитала Ксения Нейман – руководитель службы заботы о клиентах в HRlink.

А материал подготовила команда TEAMLY – платформы для совместной работы и управления знаниями, документами, задачами. Мы не только помогаем сэкономить затраты на техподдержке, но и решить другие задачи.

Например, для лидеров команды разработки мы выработали план, чтобы разные команды на одном проекте не делали одно и то же. И мы готовы им поделиться!

Приходите на бесплатный вебинар 20 февраля! Поделимся, как с помощью таблиц баз данных в TEAMLY нам удается планировать задачи так, чтобы команда не выгорала, и успевала в обновлять продукт в срок.

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Maxim Fox

Так и не понял, чья эта реклама.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Шукалов

Возможно им за лиды дадут дополнительные месяцы пользования ) Такая партнерка бывает у некоторых сервисов )

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

«Внедрение TEAMLY позволило одному сотруднику отрабатывать 1150 тикетов в день» — это 2,3 тикета в минуту. Не очень понимаю как это возможно.

Ответить
Развернуть ветку
Teamly
Автор

Просим прощения, это цифра в месяц. Это опечатка и наша ошибка

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

Бывает

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Да, тоже прибило, что сами пишут:

"После масштабирования поток обращений увеличился до 25 000 (!) в месяц"

Грубо если 25 000 обращений в месяц делим на 1 150 на одного сотрудника в день - плучаем цифру 22.

Судя по расчётам - всех выгнали и оставили одного человека-монстра.

Ответить
Развернуть ветку
Teamly
Автор

UPD:
Каждый сотрудник отрабатывает 1150 обращений в месяц. 22 - 25 000. Без базы знаний нужен был бы 31 сотрудник, потому что сокращается время обработки обращения. В итоге нужно на 9 сотрудников меньше, это довольно много

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

А чем ваш продукт принципиально отличается от Б24?

Ответить
Развернуть ветку
Teamly
Автор

Битрикс — это продукт-комбайн. А у нас более локальное решение, которое для ведения базы знаний более удобное

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Можно 10 удобных отличий и килер фичей?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Alekseevich

Нет, уже просили сравнение с конфлюенс, с которого якобы все радостно переходят. Ждём до сих пор

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Да, Дмитрий, меня тоже настораживают доморощенные эксперты, которые топят за перевод на ходу всю отлаженную работу в конфлюенс на фиг пойми как будет работать отечественный софт.

А стоимость перехода и профиты от этого перехода в деньгах никто и не считает. Один довод - конфлюенс он буржуинский, отключили нас и нельзя платить.

Ответить
Развернуть ветку
Teamly
Автор

А под какую задачу/запрос вам нужно сравнение? Мы напрямую не похожи, тут нужно детальнее запрос изучить

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Под ту, что вы заявили ". А у нас более локальное решение, которое для ведения базы знаний более удобное"

1. В чём 10 отличий от конкурентов?
2. В чём существенное отличие от Б24 ?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Fox

Переработки, шаблонные ответы, не вчитываясь в суть проблемы. Скорее всего можно, но поддержка вешается на таких показателях.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

По традиции ;)

Ответить
Развернуть ветку
Teamly
Автор

Спасибо, точку сейчас поставим)

Ответить
Развернуть ветку
Марго

Какая красивая инфографика в статье и макеты, ну хоть кто-ещё запаривается, любо дорого как говорится

Ответить
Развернуть ветку
Teamly
Автор

Спасибо большое! Мы старались)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Вечерний

Ну, это база

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia

HRLink нравятся, удобно с ними

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

В статье подкупают цифры. Спасибо, что поделились методикой оценки, ценно.

Вопрос только вот какой: сколько из 6,5 млн экономии в год съедает подписка на сервис базы знаний?

Ответить
Развернуть ветку
Teamly
Автор

Точную цифру пока сказать не можем) Но точно даже не половину

Ответить
Развернуть ветку
Анжела Меликова

Спасибо за статью. У меня случился собственный переворот для форматирования своего дела, не касаемо базы.
«Единый источник правды» - то что мне нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Teamly
Автор

А чем вы занимаетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Анжела Меликова

стоматологический бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Teamly
Автор

Спасибо) А если не секрет, что такое для вас "единый источник правды"? Мы просто про знания пишем часто, у нас среди героев не было стоматологов, поэтому искренне интересно)

Ответить
Развернуть ветку
Анжела Меликова

Я только знакомлюсь с частью бизнеса в сфере медицины, потому что до 2023 года была практикующим врачом. Как и большинству врачей, мне нужно было держать фокус совсем на других вещах. Теперь ушла в управление(здесь чувствую свою настоящую реализацию) и наблюдаю за теми, кто уже успешный бизнесмен. «Единый источник правды» в клинике это прописанный четкий алгоритм действий при: неотложных состояниях, взаимодействии врача и ассистента, взаимодействии нового сотрудника в компании, врач-пациент, обработка конфликта и тд. Работы еще много)) Но мне нравится нащупывать опоры.

Ответить
Развернуть ветку
Teamly
Автор

Ух ты, как интересно! Получается прямо масштабный взгляд на работу клиники с точки зрения управления знаниями. К тому же, у вас ещё и жизнь и здоровье людей от этого зависят. Мы вам желаем большого успеха, надеемся всё получится.
У нас именно в медицине примеров нет, но мы можем поделиться другими кейсами, как люди этот единый источник правды в своей компании формировали. Если хотите, мы могли бы поделиться) Хочется как-то вам помочь и подсказать

Ответить
Развернуть ветку
Анжела Меликова

с удовольствием приму ваши подсказки ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Teamly
Автор

Здесь с оговоркой, что в чистом виде они могут вам не подойти, потому что здесь нет неважных деталей. Но если вдруг эти материалы помогут навести на какие-то мысли, будем очень рады!

1. Первое, что приходит на ум: а на какой стадии компании вы сейчас находитесь? Вот тут есть классификация
https://vc.ru/hr/825402-uchit-lechit-mochit-tri-etapa-po-vnedreniyu-bazy-znaniy-ot-startapa-do-korporacii

2. Это могут быть корпоративные стандарты https://vc.ru/hr/873480-kak-vnedrit-standarty-tak-chtoby-nikto-ne-zhalovalsya-opyt-brenda-kuhonnyy-dvor

3. Это кейс прямо крупной компании. Там из интересного: шаблон для оценки, как у вас сейчас обмен знаниями проходит https://globalcio.ru/discussion/33512/?sphrase_id=24376

Ответить
Развернуть ветку
Анжела Меликова

круто, спасибо! ознакомлюсь. ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Егор Заречный

Интересно, что есть цифры - мало кто профит от ведения базы знаний может в деньгах подсчитать. Но зарплата у сотрудников техподдержки 60К - небольшая конечно

Ответить
Развернуть ветку
Сообщество WSA.vc

Это еще норм, бывает и меньше

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zaytcev

Бывает, но 60 к действительно очень мало, особенно для техподдержки. Это первое, что должно финансироваться в компании!

Ответить
Развернуть ветку
Саша Полежаева

А чего просто бота с не внедрить на основе ИИ? И станет отностительно дешево

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

А почему все эти знания не организовали в Б24?

По факту, вы должны работать в какой-то CRM, где у вас идёт клиентский путь. И параллельно персонал шарит во второй проге со знаниями, ища ответы.

А в одном месте, в Б24 это было бы не проще запилить?
И еще внутренние бизнес-процессы типа регулярных закупок канцелярщины, заявлений на отпуск командировки и т.д. подцепить?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Alekseevich

Представляю что будет когда ребята для себя ITSM откроют

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда