{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Я проджект, но команда сопротивляется проектному подходу: что делать

Бывает, что у команды аллергия на проектное управление: сотрудники не хотят вести задачи в таск-менеджере, а порой игнорируют встречи. Как менеджеру проекта с этим бороться и не разругаться со всеми — рассказала Senior Project Manager в геймдев-студии Мария Родина.

Рассмотрим проблему с двух сторон: первоначальное внедрение проектного подхода и сложности с внедрением отдельных элементов. А также что делать с новичками в команде, которые не понимают, как вообще у вас тут всё устроено.

Если команда не знакома с проектным управлением

Допустим, в компании впервые решили запустить проект. Руководство дало добро, вы подобрали фреймворк или методологию, по которой будете вести проект от начала до конца, определились с составом команды и даже договорились с тимлидами направлений о том, кого из сотрудников выделят.

Первый шаг в таком случае — проектная встреча.

Подробно расскажите на ней:

  • Из каких этапов будет состоять проект. Например, когда стартует разработка, а когда нужно отдавать продукт заказчику.
  • Какие у проекта цели.
  • Какие будут правила коммуникации в команде. Если пользуетесь корпоративным мессенджером, расскажите, в каких чатах что обсуждается, где можно флудить, а где лучше писать только по делу.
  • Определите основные ритуалы: обязательные встречи, формат стендапа и прочее.

Не приглашайте на эту встречу заказчиков и стейкхолдеров. Вам нужна только команда, чтобы договориться о зонах ответственности, познакомиться друг с другом и с проектной методологией. Лучше позвать лидов направлений, чтобы они понимали, чем будут заняты выделенные из их подразделений сотрудники.

Начните с простого. Не стоит на первом же проекте внедрять все шаги, описанные в PMBoK (но тут, конечно, зависит от масштаба проекта и внутренней культуры в организации), и ругаться, если один из них пропущен.

На первых порах самое важное — установить правила коммуникации. Создайте общий чат и закрепите сообщение с основными правилами и ссылками на необходимые документы (общий план проекта, зоны ответственности, расписание командных встреч или созвонов). Если используете почту, заведите новую группу рассылки, куда будут добавлены все члены команды.

Прозрачность коммуникации — один из ключей к успеху проекта.

Не стоит ожидать, что все правила, озвученные на первой встрече, будут сразу выполняться всеми членами команды. Направляйте команду, напоминайте о важных события и ритуалах. Привыкайте к тому, что на первых порах вы отвечаете больше за процессы внутри команды.

И не берите на себя выполнение задач другого члена команды, иначе все привыкнут, что это будете делать вы :)

Если команде не нравятся отдельные элементы проектного подхода

В этом случае стоит вспомнить основные шаги работы с возражениями: понять проблему, установить доверие, задать уточняющие вопросы, привести контраргументы, «продать» процесс.

Так, можно объяснить разработчику, который вечно не обновляет карточки в таск-менеджере, что это в первую очередь облегчит его работу: во-первых, ему не придётся держать всё в голове, а во-вторых, так будет проще планировать и распределять нагрузку.

Основное отличие этой техники от продаж — будьте готовы отказаться от процесса или видоизменить его, так как команда может быть права.

Не стоит внедрять процесс ради процесса. Ваша цель — показать результат, не вылезая за рамки сроков и бюджета, и если процесс усложняет путь к главной цели, от него можно отказаться или найти альтернативу.

Например, вы хотите ввести письменные стендапы в отдельном командном чате в дополнение к утренним созвонам, чтобы возвращаться к ним в течение дня. В итоге команда тратит время на стендап дважды. Иногда члены команды не видят особой ценности в стендапах, особенно если они занимаются задачей, которая не тесно связана с другими специалистами, так что лучше этот процесс не дублировать.

Всегда слушайте команду, обсуждайте предлагаемые изменения, это положительно влияет на мотивацию.

Но иногда нужно настоять на своём. Например, на текущем проекте в моей команде есть проблемы с оценкой задач и корректным логированием. Так как процессы у нас уже устоявшиеся, для дальнейшего их совершенствования и улучшения планирования необходимо видеть более точную картину с попаданием в оценки.

Для этого:

  • Менеджеры проекта и тимлиды контролируют проставление оценок и логирование.
  • На регулярных созвонах напоминают о важности западающих процессов (оценка и логирование).
  • А также проджекты завели дашборд, где каждый член команды может посмотреть, не забыл ли он залогировать затраченное время.

Если в команде появился новенький

Проведите встречу с новым членом команды. Можно совместно с его лидом или отдельно, один на один. Подготовьте памятку с необходимой информацией: правила общения в команде, расписание обязательных встреч, ссылки на документацию по процессам, ссылки на необходимые дашборды.

Направляйте новичка, напоминайте о важных мероприятиях, поправляйте в случае ошибки. Вспомните себя и свою адаптацию в новой команде. Это сложный период.

К примеру, куратор PMCLUB Руслан Шапиев считает, что с приходом нового члена команда переживает новый цикл роста и заново проходит все этапы по модели Такмана: от знакомства до роспуска.

Если новенький — это вы

Задайтесь вопросом, почему вы решили что-то изменить. Если вы пришли на новое место и хотите сразу внедрить что-то с предыдущего места работы, то подумайте, почему это ещё не внедрили. Сначала ознакомьтесь с командной культурой и процессами, а уже потом решите, нужно ли что-то кардинально менять. Команда уже привыкла к устоявшемуся подходу, и рушить это не стоит.

Добейтесь уважения и доверия в команде, подружитесь с текущим подходом, отметьте для себя его достоинства и недостатки, потом обсудите свои идеи с членами команды. И так вы совместно договоритесь об изменениях.

Если вы новенький и в команде, и в проектном подходе, поставьте себя на место менеджера проекта — и тогда будет понятно, зачем нужны все эти созвоны и отчётность, которые, как вам кажется, мешают работе. Достаточно будет пройти короткие бесплатные курсы по менеджменту: и всё встанет на свои места.

PMCLUB — онлайн-школа для менеджеров проектов и продуктов. Мы учим грамотно управлять и не срывать дедлайны, оценивать сроки и бюджет и работать с рисками. Подписывайтесь на нас на vc.ru, в Telegram и на LinkedIn.

0
2 комментария
Дмитрий Ильенков

Не стоит внедрять процесс ради процесса.
вот это самое главное, возможно)

Ответить
Развернуть ветку
Уши Пьера Безухова

Важно уметь слушать мнение каждого члена команды и находить компромиссы

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда