Развитие команды по Модели Такмана: что нужно знать менеджеру проекта​

Руслан Шапиев, куратор курса по P3.express, рассказал, как команда проекта ведёт себя на разных этапах роста — и как проджекту на каждом этапе распределять ответственность, решать конфликты и не допускать выгорания сотрудников.

Зачем уделять внимание внутренним процессам в команде

В управлении проектами команда — это такое же важное звено, как бюджет и сроки. Формальная власть и контроль задач не только не дают долгосрочных результатов, но и убивают внутреннюю мотивацию, вовлечённость и чувство сплочённости у команды.

Хороший проджект-менеджер должен разбираться во внутренних и внешних командных процессах. Чтобы из разрозненных людей со своими ценностями, характерами и представлениями создавать сильную команду, нацеленную на общий результат.

В психологии есть немало концепций, на которые можно опираться, чтобы прогнозировать проблемы, решать конфликты и повышать продуктивность.

Расскажу о модели Такмана, которую я регулярно использую в работе.

Что такое модель Такмана

Психолог Брюс Такман в 1965 году в статье «Последовательность развития в малых группах» предложил модель развития команды.

Брюс Такман

На основе теории групповой динамики и практических наблюдений он выявил пять стадий, которые проходит каждая команда — от знакомства до окончания работы над проектом:

  1. Формирование (Forming);
  2. Бурление (Storming);
  3. Нормирование, притирка (Norming);
  4. Функционирование (Performing);
  5. Расформирование, роспуск (Adjourning).

На каждой из этих стадий — свои уникальные вызовы и задачи, которые нужно преодолеть. Рассмотрим особенности каждой.

Стадия 1. Формирование команды

Задача 1. Прописать инструкции

Это начальный этап, когда люди в команде только знакомятся и адаптируются к работе и друг другу. Здесь важно построить доверительные отношения, определить роли и установить правила.

Я готовлю чек-лист на два случая: для адаптации нового человека в команде и для работы над новым продуктом. Вот один из примеров:

Для онбординга прописываю гайд с первичными договорённостями. Если мы работаем над новым продуктом, то я указываю критерии готовности (definition of ready) и критерии завершённости (definition of done) задач.

А также обсуждаю видение и описываю бизнес-кейс (резюме проекта), составляю карту результатов в рамках предпроектного обследования по методологии P3.express.

Мне важно убедиться, что все понимают, что за продукт мы делаем, кто наши стейкхолдеры и кто целевая аудитория. Кроме этого, я прописываю, к кому можно обратиться по различным вопросам, и указываю доступы.

Гайды и чек-листы я храню в Confluence, но можно в любой другой базе знаний. Главное, чтобы у команды и менеджера был быстрый доступ к ним.

Задача 2. Проводить 1-on-1 встречи

Встречи один на один — это мастхэв для формирующейся команды. Они помогают познакомиться, понять цели и видение каждого участника.

Для новичка в уже существующей команде встречи один на один необязательны. В первый день сложно сразу влиться в работу и понять проект и продукт, над которым работает команда. Пока он адаптируется, я знакомлю его с процессами, прохожусь по чек-листу и советую для начала освоиться.

А уже после — через месяц/полтора — проводим 1-on-1.

Но если человек уже вначале сталкивается со сложностями, у него включается синдром самозванца, появляется потребность поговорить, то я назначаю встречу пораньше.

Важно: Часто менеджеры пытаются на этом этапе классифицировать людей в команде по психотипам, отнести их к интровертам, лидерам и так далее. Я не рекомендую делать это на этапе формирования, когда участники команды ещё довольно закрыты и не проявили себя в полной мере.

Более того, психотип и поведение человека меняются с течением времени и в зависимости от обстоятельств. Чтобы понимать, как лучше строить коммуникацию, важно обращать внимание на черты личности, но не делать акцент на этом.

Стадия 2. Бурление

Обойтись без этой стадии невозможно. Открытые или скрытые конфликты и разногласия неизбежны, когда каждый пытается занять своё место в неформальной иерархии, доказать точку зрения, отстоять интересы. Проджект-менеджер должен определять природу конфликта, чтобы понимать, как его решить.

Причина конфликта может быть в несогласованных критериях готовности и завершённости задачи. Например, разработчики считают, что задача закончена, когда они написали unit-тесты, а тестировщики совсем другого мнения.

Поэтому в процессе работы вы должны обсуждать зоны ответственности участников и фиксировать договорённости, например с помощью матриц RACI и DACI.

У меня был кейс, когда команда затягивала задачи, стопорила реализацию и оценку задач. Оказалось, что два бэкенд-разработчика одного уровня, которые примерно в одно и тоже время пришли в команду, не могли договориться и каждый доказывал свою точку зрения. Это и есть этап бурления, когда люди отстаивают свою позицию и показывают, чего они стоят.

Чтобы определить, в чём суть столкновений, желательно привлечь третью сторону, например лида, и провести совместную встречу. Важно, чтобы проблемы обсуждались открыто.

Стадия 3. Нормирование и притирка

На этой стадии отношения в команде стабилизируются. Участники уже показали себя и доказали свои способности. Кажется, все бурные разногласия решены и пора выдохнуть, но нет.

Люди в команде начинают активно взаимодействовать и сотрудничать по выработанным правилам.

Проджект-менеджер видит эти процессы, и если что-то идёт не так, корректирует их через обсуждение и голосование.

Если позволяет бюджет, время, нет горящих задач, я провожу встречи с командой на удалёнке. В четверг или в пятницу полчаса мы общаемся на разные темы. Это не обязательные созвоны, подключаются все по желанию. Если кто-то отказывается, но при этом отлично справляется с задачами, не надо пытаться его втянуть в такие неформальные созвоны.

Но если он не показывает результаты, не успевает по срокам или конфликтует с коллегами-аналитикам, а также не приходит на общие звонки — это хороший индикатор того, что в команде что-то идёт не так.

Лучше поговорить с участниками один на один и пригласить на совместную встречу, где можно поделиться фидбеком и дать возможность высказать суть проблемы.

Это укрепляет командный дух, развивает эмпатию. На таком фундаменте у команды формируется уверенность, что их общие усилия приведут к успеху.

Стадия 4. Функционирование, выполнение

Теперь можно выдохнуть — команда прошла периоды конфликтов и притирок. На этой стадии участники работают в синергии и достигают максимальной продуктивности в совместных задачах. Процессы отлажены, а коммуникация открытая и эффективная.

Участники начинают помогать друг другу и чётко понимают вклад каждого в будущее проекта. Во многом это стало возможным благодаря тому, что команда научилась конструктивно решать споры и работать по регламентам.

Проджект-менеджеру на этом этапе важно измерять уровень удовлетворённости у всей команды на ретроспективах.

Также у меня есть опросник, где можно анонимно или открыто оценить достижение целей, настроение в команде или в свободной форме пожаловаться на какие-то процессы.

Важно: После встреч 1-on-1 и performance review (оценки удовлетворённости на ретро) я записываю ценные для команды поинты в Notion. Так я не упускаю тревожные сигналы в рабочих процессах и могу потом поделиться с участником конструктивной обратной связью. Например, если подмечаю, что он систематически не готовится к дейли, не показывает результаты или заваливает сроки в третий раз. Записи можно использовать и для того, чтобы не забыть похвалить участника команды за его успехи.

Кстати, на тему performance review советую хорошую книгу “High Output Management” Эндрю Грува. Отличное руководство для новичков в менеджменте.

Главное на стадии функционирования — не допускать выгорания, когда люди устают от проекта или продукта. Для этого:

  • Узнайте, что интересно человеку. Например, лид в моей команде хотел расти как архитектор. И я специально подбирал для него архитектурные задачи. Так люди будут выполнять работу с удовольствием, с пониманием, что их желания учитывают. Да, это не всегда возможно и иногда «интересных» задач может не быть. Но этот пункт нужно держать в голове и реализовывать по возможности.
  • Поставьте перед командой новую амбициозную, при этом достижимую и ограниченную по времени цель. Это будет мотивировать ребят.

Стадия 5. Расформирование, роспуск

Завершающая стадия: проект подходит к концу, а продукт передаётся другой команде на поддержку.

Для многих членов команды это время может быть связано с чувством неопределённости, грусти или даже потери. Сложно прощаться с проектом и людьми, когда вы долго вместе работали и достигали целей.

Поэтому я провожу заключительные встречи, где эмоционально поддерживаю команду. А также:

  • Делюсь фокусированной обратной связью.
  • Делюсь наработками после всех performance review с рекомендациями по обучению, развитию скиллов.
  • Заранее, за два месяца, предупреждаю всех о скором завершении проекта. В том числе уведомляю центр компетенций, что нужно найти участникам команды новый проект.

Очень важно, чтобы сотруднику успели найти новые задачи, так я минимизирую риск его сокращения и расход бюджета для центров компетенций. Ситуация win-win. Хороший менеджер должен видеть дальше рамок своего проекта.

Новый человек — новый цикл роста

В заключение хотелось бы сказать, что даже если в вашей команде всё идеально и все работают слаженно и без задержек на каждом этапе — с приходом нового участника нужно заново отлаживать процессы и проходить все стадии роста.

Если проигнорировать это, то одно недопонимание может сорвать налаженные рабочие процессы, спровоцировать конфликты и не только.

Однако знать особенности каждой стадии развития команды недостаточно. Для этого нужно развивать софт-скиллы, учиться понимать и чувствовать команду, не пренебрегать чек-листами, встречами один на один и фокусированной обратной связью.

Вложение времени и усилий в построение крепких отношений внутри коллектива принесёт свои плоды, обеспечив высокую производительность и стойкость к любым вызовам.

PMCLUB — онлайн-школа для менеджеров проектов и продуктов. Мы учим грамотно управлять и не срывать дедлайны, оценивать сроки и бюджет и работать с рисками. Подписывайтесь на нас на vc.ru и в Telegram.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Ильенков

Руслан, спасибо! статья топ

Ответить
Развернуть ветку
Arahmo

Я предлагаю немного скорректировать слово Нормирование на Нормализацию, к примеру. Потому как смысл нормирования в другом (времени или затрат, например), а вот нормализация - как раз "устаканивание" отношений в команде, на мой взгляд, повторюсь

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Shapiev

Хорошее предложение, спасибо. Нормализация действительно здесь подходит лучше :)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Мишнова

Руслан, а как долго могут длиться стадии, особенно две первых?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Shapiev

Мария, хороший вопрос :) Нет четких правил и периодов, все зависит от команды и продукта/проекта.
Главная задача менеджера - правильно определить, на каком этапе сейчас команда, и из этого понять, что делать.
Важно помнить, что этапы цикличны, и команда может легко откатиться на 1 из них.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Казаков

Про Adjourning не знал, спасибо что подсветили) поначалу подумалось что это какие-то новомодные веяния, но видимо нет

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Сысоева

А с чего начать менеджеру, который приходит в сформированную команду, которая, к примеру, уже полгода работает на проекте?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Shapiev

со знакомства с командой (и лучше бы 1:1), продуктом/проектом и определения, на каком этапе команда сейчас :)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда