{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Все, что я думаю о тренингах после 29 лет работы в продажах

• Нужны ли тренинги, если да, то какие и как выбрать тренера?
• Почему тренинг может не зайти и даже демотивировать?
• Какая есть альтернатива тренингам?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво проанализировать свой опыт участия и проведения тренингов

Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Профессии тренера не существует

В 2009 году я прошел большой четырехмодульный тренинг тренеров. В нашей группе обучалось около двадцати человек из разных сфер — от языковых школ до вокала. Больше всего участников пришло, конечно, из продаж, но один парень всех удивил.

Он придумал для себя простую стратегию: научиться вести тренинги, а тему выбирать в зависимости от спроса. Дипломную работу делал на тему продаж. Этим мне и запомнился.

В то время были популярны ролики Бориса Жалило о крокодилах и тиграх. Эти животные олицетворяли собой две стратегии поведения менеджеров по продажам. На мой взгляд довольно удачная метафора.

В дипломную работу успешно переехали и тигры, и крокодилы, но нужного эффекта не получилось. Проблема заключалась в том, что парень никогда не работал в продажах.

Во-первых, это было видно, и вряд ли кто-то из реальных участников тренинга оценит такое обучение. Во-вторых, тренинг — от слова «тренироваться», а не от слова «рассказывать много интересного». Когда тренер не может показать как надо, то тренировки не получается.

Поэтому в моем понимании, тренер — это не профессия, а компетенция, которая нужна, чтобы обучать других людей своей профессии. Предполагаю, что и водитель троллейбуса может быть тренером. Но сначала ему нужно лет двадцать водить троллейбус, а потом можно сделать тренинг по троллейбусовождению.

Многие не представляют себе что такое тренинг

Проводя предтренинговую диагностику, я спросил одного из менеджеров по продажам о его ожиданиях от обучения. Он сказал, что не придет на тренинг, потому что «такими вещами не занимается»...

У меня ушло некоторое время, чтобы выяснить какими такими. Оказалось, что ему переслали видео с тренинга. По моей просьбе он нашел его: случайный прохожий снимает на телефон через открытое окно цокольного этажа как в тесном помещении толпа людей в экстазе скандирует: «Евросеть отстой! Связной супер!»

Напишу на всякий случай, что это не тренинг. Скорее всего видео было снято в качестве вирусной рекламы Евросети.

Тренинг продаж — это попытка исправить кадровую ошибку

После сертификации я начал вести тренинги по продажам для партнеров Битрикс. Группы состояли в основном из собственников веб-студий.

Я надеюсь, что каждому из них тренинг что-то дал, но по большому счету одним он был не нужен, а другим — бесполезен. В группе очень хорошо видно, как одни с легкостью выполняют любые упражнения на коммуникации, а другим — это просто не дано.

У меня есть знакомый. Будучи программистом, он решил создать свой бизнес и непременно научиться продавать. После большой упорной работы по приобретению навыков, — дело пошло. В конце концов я тоже стал его клиентом. Но это единственный пример в моей жизни.

Те, кому дано общаться легко и ко взаимному удовольствию, игнорируют тренинги продаж. Им нечего тренировать. Этим людям нужно давать информацию по продукту, внутренним процессам в компании, специфике рынка, стратегии работы с крупными клиентами. Но учить их коммуницировать — пустое дело.

Помню как директору нашего клиента позвонил губернатор одного из регионов. Правда, в трубке отобразился телефон менеджера по продажам:
— Вы директор? — пробасил голос в трубке. — Я губернатор N-ской области.
— Я. — неуверенно ответил директор.
— У меня ваш сотрудник... — губернатор замялся. — Вы можете мне по-человечески объяснить что за оборудование вы производите?

Этот менеджер явно может пообщаться с кем угодно, а вот знаний по продукту ему не хватает. С другой стороны я и сам до конца не знал оборудование, которое продавал. Но коммуникации важнее. Если вопрос коммуникаций закрыт, то технический человек найдется.

Поэтому я не очень верю в стратегию взять человека из отрасли и научить продавать. Обычно работает наоборот — взять того, кому дано продавать и научить его продукту.

Обучение без запроса невозможно

В тренингах есть этап, который называется «актуализация». Или еще его называют «проблематизация». Подразумевается, что участники тренинга увидят свои точки роста и до конца обучения будут вдохновлены идеей приобрести новые навыки.

На открытых тренингах, где люди сами за себя платят, примерно так и происходит. А вот на корпоративных, когда платит компания, а сотрудников загоняют не спрашивая, — все иначе.

На один из тренингов по продажам пришли двое мужчин. Во время предтренинговой диагностики их не было. Странного вида, они больше походили на охранников, чем менеджеров по продажам, да и навыки у них были соответствующие. Терпеливо отсидев положенное время, они ушли.

Я спросил у тренинг-менеджера об их позиции в компании. Оказалось, что это действительно охранники. А на тренинг пришли, потому что им за обучение начисляются баллы. Как тренер, я очень сомневаюсь, что они вынесли что-то полезное для себя или для своей работы.

Но это редкий и легкий случай. Чаще менеджеры по продажам, которые не хотят проходить тренинг, откровенно его саботируют. Если честно, то я и сам так делал. Помню долгий, нудный и совершенно мне не нужный семинар по телекоммуникационному оборудованию. Я высидел, но ничего не помню.

Взрослые люди впрок не учатся. Они учатся ситуативно, т.е., начинают искать решение не раньше, чем оно понадобится для конкретной ситуации. Более подробно я написал об этом в статье «Как взрослому человеку повысить обучаемость в несколько раз — формула из 4-х элементов».

Люди наедаются информацией и не могут ее внедрить

В тренинговой среде есть термин «наелся» или «наевшийся». Так говорят в отношении участника тренинга, который не может больше воспринимать информацию. Со временем насыщение может перерасти в отвращение.

Из-за того, что сотрудники игнорируют обучение, широко используется практика зачетов и аттестаций. Принудительная проверка знаний еще больше усугубляет ситуацию. Наиболее неприятным последствием такого подхода становится неспособность сотрудника к самостоятельному обучению и полное отсутствие интереса к профессиональной сфере.

У Куклачева как-то спросили о том, как он дрессирует кошек. Тот ответил, что никак, поскольку они не поддаются дрессуре. А секрет кошачьего шоу заключается в том, что артист просто смотрит, что нравится конкретной кошке и превращает это в номер. Одной нравится тереться об ноги, другой залезать по шесту, третьей прыгать. Примерно этим они на сцене и занимаются. Похожим образом учатся дельфины. Тренер с ними играет, а со стороны это выглядит как цирковой номер.

Человек может учиться не только через игру, однако именно игра дает максимальное дофаминовое вознаграждение. Это открывает ряд возможностей.

В отличие от тренингов, с игрой трудно переборщить. После тренинга или семинара человек думает, что ему «надо переварить», а после игры он находит в голове новые более удачные ходы и ждет следующую партию.

Игру, которую мы регулярно используем в проектах, я описал в статье «Во что поиграть всем отделом продаж — так, чтобы азартно и с хорошим обучающим эффектом».

Хороший тренинг требует бюджета, а плохой — демотивирует

Существует множество прекрасных тренеров, которые притягивают своей харизмой, видят реальные точки роста и прямо в процессе тренинга делают участников фанатами продаж.

Такие специалисты стоят от 100 тыс. за одни тренинговый день, плюс хорошая гостиница и перелет. Они точно не возьмутся за однодневный тренинг и поставят в длинную очередь на двухдневный. Все нестандартные пожелания, типа, сделать оценку персонала в процессе тренинга, останутся без ответа.

Небольшим компаниям лучше оплачивать участие конкретных сотрудников в открытых тренингах. В нашей компании было принято отправлять сотрудников на «Контекст» (пока он оставался открытым). Я писал свои впечатления об этом тренинге в статье «Тренинг «Контекст» — что там было и стоит ли идти?».

Помимо настоящих мастеров своего дела есть начинающие талантливые и ответственные тренеры, которые берут небольшие деньги, но проводят шикарные тренинги. Я знаю только один способ найти такого тренера: пересмотреть сотни видео на ютубе и выбрать того, кто запал в душу. Должно сильно повезти, чтобы этот тренер оказался тем самым начинающим.

Плохого тренера легко узнать по сопротивлению в группе. Сопротивление есть всегда, в начале тренинга это нормально. Весь вопрос в том как тренер с ним работает, есть ли у него собственное сопротивление или он элегантно и с любовью встраивает каждого в общий процесс.

Помню как Марк Кукушкин рассказывал историю о трудном участнике. После каждого выступления тренера тот вскакивал и декламировал только что сочиненное четверостишие. Это было мило, но неуместно. Марк договорился с ним, что тот будет рифмовать материал и каждый новый блок они будут начинать с его стихотворения. Парень был счастлив, а группа получала пройденный материал в новой стихотворной форме.

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях что вы думаете о тренингах.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж, а по средам провожу экспертные сессии в прямом эфире.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате экспресс-аудита.
0
120 комментариев
Написать комментарий...
Татьяна

Профессии рекрутер не существует, профессии тренер не существует... Все не то, чем кажется)))

Ответить
Развернуть ветку
Инна Большакова

Ничего не существует, это все матрица🤣

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Вдумчиво о продажах
Автор

К этим двум профессиям у меня больше всего вопросов))

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Igor Golikov

Тренинг - это всегда отличный повод не работать ))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

))
Тогда почему менеджеры далеко не всегда хотят на него идти?)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Инна Большакова

😄

Ответить
Развернуть ветку
Инна Большакова

Почему тренинги как забытая вечеринка? Потому что ты приходишь сюда, не зная, что тебе там делать, а потом выходишь, не помня, что узнал и для чего пришел! 🎉🤷‍♂️🤦‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Перевозчиков

Поправочка — это про сраные тренинги. Есть и нормальные

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вдумчиво о продажах
Автор

Глубоко))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
flash

классная статья) а что насчёт статьи которую недавно обещали?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо!
А какую статью я обещал? Про жопу?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений Ма

...и мы счастливы!

про сопротивление и работу с ним интересно, да. тоже такое наблюдал — не обязательно на тренингах, на любых каких-то учёбах или типа того, когда в коллектив приходит посторонний человек и начинает чему-то учить.

кто-то заинтересовывает пользой, кто-то продавливает авторитетом, кто-то через шутеечки или игры (привет @Дима Игротехник ) проникает.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Инна Большакова

😁

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник

👋

Ответить
Развернуть ветку
Леонардо Декабрио

Напишите статью: как уговорить человека продавать ваше г-но.

Ответить
Развернуть ветку
flash

лучше бы он написал статью как освоиться в ворде и экселе если тебе никто не объяснял как пользоваться, а нужно уже владеть программами на 10/10(((

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Вдумчиво о продажах
Автор

Это тайное знание. Но я дам подсказку: работайте с нормальными людьми и нормальными продуктами. Тогда и добрее станете, и жизнь наладится.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Анастасия Красочная

мне кажется, тема тренингов сегодня уже настолько заезжена, что даже на хороший тренинг не захочешь идти... потому, что не найдешь его среди тонны рекламы других тренингов, где человеческими судьбами орудуют инфоцыгане)

Ответить
Развернуть ветку
Инна Большакова

Да, столько инфомусора, что тяжело найти реально что-то стоящее

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вдумчиво о продажах
Автор

Чтобы не обижать древний народ, назовем таких тренеров инфообормотами)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Игорь про маркетинг

Тренинг тренингу рознь. Есть вполне полезные мастер-классы, а есть где дают леща))). Если говорить о продажах, то думаю тренинг должен проводить РОП, а вот сторонний специалист не подходит. Может он и крутой спец, но далек от продукта. Насчет других тренингов, вчера услышал гениальную фразу - вы не можете понять математику потому, что не знаете зачем она вам нужна.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Про математику — хорошо. А что касается тренингов, то по продукту должен учить продуктолог. По продажам продажник. И т.д. Ну и уметь учить нужно. Не каждому дано.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Шевцов

тренинги это круто, когда они в рабочее время и оплачиваются

Ответить
Развернуть ветку
Инна Большакова

О да) тогда все их любят))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Вдумчиво о продажах
Автор

Они и без этого — круто, только выбирать надо внимательно)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Алекс

Тренинги - это очередная индустрия по зарабатыванию денег.
Как и в любую индустрию, в нее обращаются те кто хочет потрениться, те кто хочет быть как все и те кому приходится.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Хаманн

по ХАЛЯВНОМУ зарабатыванию денег,
так же как и значительная часть "бизнес литературы".
Проще увлечённо скакать перед нубами, чем так же перед ЛПР клиента.
Если бы тренер/коуч был поставлен перед фактом "заказчик тренинга оплачивает 50% от его стоимости после подтверждения результативности тренинга" охотников рисовать на доске заметно поубавилось бы

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Вдумчиво о продажах
Автор

Индустрия — это точно. Там денег прилично крутится.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Danang

Спасибо за статью!
"В группе очень хорошо видно, как одни с легкостью выполняют любые упражнения на коммуникации, а другим — это просто не дано."
А можно пример упражнения на коммуникацию? Для тех, кто вообще не в теме

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Есть целые сборники упражнений на любую тему. Посмотрите примеры тут: https://magistr54.ru/wp-content/uploads/2021/11/trening-jeffektivnoj-kommunikacii.pdf

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин

Смотрел тренинг Белфорта, он был крут)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Ты на реальном тренинге был?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Брайан Гриффин

Тренинги как эксперимент: кто-то восхваляет их, как находку в пустыне, а кто-то рассматривает их скептическим взглядом, как пробирку с неизвестным веществом. Важно уметь извлекать полезные "химические элементы" знаний из этого обучающего "лабораторного стола".

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Все это зависит от запроса и тренера. Если проводить тренинг для галочки, то люди не учатся

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Вдумчиво о продажах
Автор

Чтобы не обижать древний народ, назовем таких тренеров инфообормотами)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Все, что я думаю о тренингах после 29 лет работы в продажах — Карьера на vc.ru

• Автор статьи анализирует свой опыт участия и проведения тренингов.
• Тренер - это не профессия, а компетенция, необходимая для обучения других людей своей профессии.
• Многие не представляют себе, что такое тренинг, и могут игнорировать их.
• Обучение без запроса невозможно, и участники тренинга могут саботировать его.
• Насыщение информацией и неспособность ее внедрить могут привести к отторжению обучения.
• Хороший тренинг требует бюджета, а плохой может демотивировать участников.
• Важно найти хорошего тренера, который видит реальные точки роста и делает участников фанатами продаж.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Примерно так, да)

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник

Быть тренером, учителем – далеко не для всех.
Это особое отношение и внутреннее состояние.
Актуальный сейчас хайп на курсы, коучинги и проч и проч для меня в этом светя выглядят очень забавно))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Хайп пройдет. Останутся настоящие профессионалы

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Епанчинцев

«В 2009 году я прошел большой четырехмодульный тренинг тренеров» - я правильно понимаю, что тренинг трениров вел тренер?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Да. Марк Кукушкин.

Ответить
Развернуть ветку
Алина Мур

интересный однако материал

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бобков

Важно понимать, что тренинги не всегда могут помочь решить кадровые проблемы. Некоторым людям просто нечего тренировать, если они уже обладают хорошими коммуникационными навыками

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Согласен

Ответить
Развернуть ветку
Томский Сибирячок

Главное в продажах для меня - это дать понять человеку, надо ему покупать вообще продаваемое или нет. Продажа и торговля вообще - это не впаривание ради прибыли, подкреплённое убеждениями, это распределение ресурса в пространстве с общей для всех выгодой. Года полтора уже, бывает, просто могу сказать человеку, что если нет доверия, то и в продаже смысла нет, важнее засыпать и просыпаться со спокойным сердцем, пускай идёт покупает в другом месте.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Абсолютно согласен. Хорошие продажи начинаются с выбора работодателя.

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Самойлов

я вообще не верю во ве такие тренинги, они эффективны на один день

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

А потом куда исчезают навыки? Или вы про мотивацию?

Ответить
Развернуть ветку
Dan V

Нормальных почти нет, 99% воды и инфы из инета

Ответить
Развернуть ветку
BaiGuiKa

Любой тренинг(обучение) как зарядка, чем больше тренеруешься (покупаешь) тем комфортнее продаёшь. Хорошо когда 50 на 50 баланс сил соблюдается. Когда перевес, происходит антипроблематизация.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Кому-то заходит много тренингов, а кто-то продает вообще без них

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
117 комментариев
Раскрывать всегда