Все, что я думаю о тренингах после 29 лет работы в продажах

• Нужны ли тренинги, если да, то какие и как выбрать тренера?
• Почему тренинг может не зайти и даже демотивировать?
• Какая есть альтернатива тренингам?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво проанализировать свой опыт участия и проведения тренингов

Кадр из фильма <a href="https://www.kinopoisk.ru/film/462682/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Волк с Уолл-стрит»</a>
Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Профессии тренера не существует

В 2009 году я прошел большой четырехмодульный тренинг тренеров. В нашей группе обучалось около двадцати человек из разных сфер — от языковых школ до вокала. Больше всего участников пришло, конечно, из продаж, но один парень всех удивил.

Он придумал для себя простую стратегию: научиться вести тренинги, а тему выбирать в зависимости от спроса. Дипломную работу делал на тему продаж. Этим мне и запомнился.

В то время были популярны ролики Бориса Жалило о крокодилах и тиграх. Эти животные олицетворяли собой две стратегии поведения менеджеров по продажам. На мой взгляд довольно удачная метафора.

В дипломную работу успешно переехали и тигры, и крокодилы, но нужного эффекта не получилось. Проблема заключалась в том, что парень никогда не работал в продажах.

Во-первых, это было видно, и вряд ли кто-то из реальных участников тренинга оценит такое обучение. Во-вторых, тренинг — от слова «тренироваться», а не от слова «рассказывать много интересного». Когда тренер не может показать как надо, то тренировки не получается.

Поэтому в моем понимании, тренер — это не профессия, а компетенция, которая нужна, чтобы обучать других людей своей профессии. Предполагаю, что и водитель троллейбуса может быть тренером. Но сначала ему нужно лет двадцать водить троллейбус, а потом можно сделать тренинг по троллейбусовождению.

Многие не представляют себе что такое тренинг

Проводя предтренинговую диагностику, я спросил одного из менеджеров по продажам о его ожиданиях от обучения. Он сказал, что не придет на тренинг, потому что «такими вещами не занимается»...

У меня ушло некоторое время, чтобы выяснить какими такими. Оказалось, что ему переслали видео с тренинга. По моей просьбе он нашел его: случайный прохожий снимает на телефон через открытое окно цокольного этажа как в тесном помещении толпа людей в экстазе скандирует: «Евросеть отстой! Связной супер!»

Напишу на всякий случай, что это не тренинг. Скорее всего видео было снято в качестве вирусной рекламы Евросети.

Тренинг продаж — это попытка исправить кадровую ошибку

После сертификации я начал вести тренинги по продажам для партнеров Битрикс. Группы состояли в основном из собственников веб-студий.

Я надеюсь, что каждому из них тренинг что-то дал, но по большому счету одним он был не нужен, а другим — бесполезен. В группе очень хорошо видно, как одни с легкостью выполняют любые упражнения на коммуникации, а другим — это просто не дано.

У меня есть знакомый. Будучи программистом, он решил создать свой бизнес и непременно научиться продавать. После большой упорной работы по приобретению навыков, — дело пошло. В конце концов я тоже стал его клиентом. Но это единственный пример в моей жизни.

Те, кому дано общаться легко и ко взаимному удовольствию, игнорируют тренинги продаж. Им нечего тренировать. Этим людям нужно давать информацию по продукту, внутренним процессам в компании, специфике рынка, стратегии работы с крупными клиентами. Но учить их коммуницировать — пустое дело.

Помню как директору нашего клиента позвонил губернатор одного из регионов. Правда, в трубке отобразился телефон менеджера по продажам:
— Вы директор? — пробасил голос в трубке. — Я губернатор N-ской области.
— Я. — неуверенно ответил директор.
— У меня ваш сотрудник... — губернатор замялся. — Вы можете мне по-человечески объяснить что за оборудование вы производите?

Этот менеджер явно может пообщаться с кем угодно, а вот знаний по продукту ему не хватает. С другой стороны я и сам до конца не знал оборудование, которое продавал. Но коммуникации важнее. Если вопрос коммуникаций закрыт, то технический человек найдется.

Поэтому я не очень верю в стратегию взять человека из отрасли и научить продавать. Обычно работает наоборот — взять того, кому дано продавать и научить его продукту.

Обучение без запроса невозможно

В тренингах есть этап, который называется «актуализация». Или еще его называют «проблематизация». Подразумевается, что участники тренинга увидят свои точки роста и до конца обучения будут вдохновлены идеей приобрести новые навыки.

На открытых тренингах, где люди сами за себя платят, примерно так и происходит. А вот на корпоративных, когда платит компания, а сотрудников загоняют не спрашивая, — все иначе.

На один из тренингов по продажам пришли двое мужчин. Во время предтренинговой диагностики их не было. Странного вида, они больше походили на охранников, чем менеджеров по продажам, да и навыки у них были соответствующие. Терпеливо отсидев положенное время, они ушли.

Я спросил у тренинг-менеджера об их позиции в компании. Оказалось, что это действительно охранники. А на тренинг пришли, потому что им за обучение начисляются баллы. Как тренер, я очень сомневаюсь, что они вынесли что-то полезное для себя или для своей работы.

Но это редкий и легкий случай. Чаще менеджеры по продажам, которые не хотят проходить тренинг, откровенно его саботируют. Если честно, то я и сам так делал. Помню долгий, нудный и совершенно мне не нужный семинар по телекоммуникационному оборудованию. Я высидел, но ничего не помню.

Взрослые люди впрок не учатся. Они учатся ситуативно, т.е., начинают искать решение не раньше, чем оно понадобится для конкретной ситуации. Более подробно я написал об этом в статье «Как взрослому человеку повысить обучаемость в несколько раз — формула из 4-х элементов».

Люди наедаются информацией и не могут ее внедрить

В тренинговой среде есть термин «наелся» или «наевшийся». Так говорят в отношении участника тренинга, который не может больше воспринимать информацию. Со временем насыщение может перерасти в отвращение.

Из-за того, что сотрудники игнорируют обучение, широко используется практика зачетов и аттестаций. Принудительная проверка знаний еще больше усугубляет ситуацию. Наиболее неприятным последствием такого подхода становится неспособность сотрудника к самостоятельному обучению и полное отсутствие интереса к профессиональной сфере.

У Куклачева как-то спросили о том, как он дрессирует кошек. Тот ответил, что никак, поскольку они не поддаются дрессуре. А секрет кошачьего шоу заключается в том, что артист просто смотрит, что нравится конкретной кошке и превращает это в номер. Одной нравится тереться об ноги, другой залезать по шесту, третьей прыгать. Примерно этим они на сцене и занимаются. Похожим образом учатся дельфины. Тренер с ними играет, а со стороны это выглядит как цирковой номер.

Человек может учиться не только через игру, однако именно игра дает максимальное дофаминовое вознаграждение. Это открывает ряд возможностей.

В отличие от тренингов, с игрой трудно переборщить. После тренинга или семинара человек думает, что ему «надо переварить», а после игры он находит в голове новые более удачные ходы и ждет следующую партию.

Игру, которую мы регулярно используем в проектах, я описал в статье «Во что поиграть всем отделом продаж — так, чтобы азартно и с хорошим обучающим эффектом».

Хороший тренинг требует бюджета, а плохой — демотивирует

Существует множество прекрасных тренеров, которые притягивают своей харизмой, видят реальные точки роста и прямо в процессе тренинга делают участников фанатами продаж.

Такие специалисты стоят от 100 тыс. за одни тренинговый день, плюс хорошая гостиница и перелет. Они точно не возьмутся за однодневный тренинг и поставят в длинную очередь на двухдневный. Все нестандартные пожелания, типа, сделать оценку персонала в процессе тренинга, останутся без ответа.

Небольшим компаниям лучше оплачивать участие конкретных сотрудников в открытых тренингах. В нашей компании было принято отправлять сотрудников на «Контекст» (пока он оставался открытым). Я писал свои впечатления об этом тренинге в статье «Тренинг «Контекст» — что там было и стоит ли идти?».

Помимо настоящих мастеров своего дела есть начинающие талантливые и ответственные тренеры, которые берут небольшие деньги, но проводят шикарные тренинги. Я знаю только один способ найти такого тренера: пересмотреть сотни видео на ютубе и выбрать того, кто запал в душу. Должно сильно повезти, чтобы этот тренер оказался тем самым начинающим.

Плохого тренера легко узнать по сопротивлению в группе. Сопротивление есть всегда, в начале тренинга это нормально. Весь вопрос в том как тренер с ним работает, есть ли у него собственное сопротивление или он элегантно и с любовью встраивает каждого в общий процесс.

Помню как Марк Кукушкин рассказывал историю о трудном участнике. После каждого выступления тренера тот вскакивал и декламировал только что сочиненное четверостишие. Это было мило, но неуместно. Марк договорился с ним, что тот будет рифмовать материал и каждый новый блок они будут начинать с его стихотворения. Парень был счастлив, а группа получала пройденный материал в новой стихотворной форме.

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях что вы думаете о тренингах.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж, а по средам провожу экспертные сессии в прямом эфире.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате экспресс-аудита.
22K22K показов
2.6K2.6K открытий
33 репоста
120 комментариев

Профессии рекрутер не существует, профессии тренер не существует... Все не то, чем кажется)))

Ответить

Ничего не существует, это все матрица🤣

Ответить

К этим двум профессиям у меня больше всего вопросов))

Ответить

Тренинг - это всегда отличный повод не работать ))

Ответить

))
Тогда почему менеджеры далеко не всегда хотят на него идти?)

Ответить

Почему тренинги как забытая вечеринка? Потому что ты приходишь сюда, не зная, что тебе там делать, а потом выходишь, не помня, что узнал и для чего пришел! 🎉🤷‍♂️🤦‍♂️

Ответить