Почему «бирюзовый» стиль управления - это формат будущего

Почему «бирюзовый» стиль управления - это формат будущего
Елена Кравченко
Автор международной бизнес-школы с фокусом на нейромаркетинг и нейросети EKAi 

Для начала пара слов, откуда появилось название «бирюзовый» применительно к бизнесу. Эту градацию в свое время опубликовал бизнес-консультант Фредерик Лалу в книге «Открывая организации будущего». Он выделил пять ключевых стадий развития организации, от «красной» - импульсивной, даже авторитарной, до «бирюзовой», где, по сути, иерархии нет совсем.

«Бирюзовый» подход достаточно молодой, если сравнивать его с классической системой управления, где процессами руководят начальники и выстроена четкая иерархия от топ-менеджмента до исполнителей. В «бирюзовых» организациях нет начальников, постановкой и решением задач занимаются сотрудники. Идея такого подхода в том, что работники могут заниматься самореализацией, возлагая на себя ответственность лишь по тем задачам. которые им интересны и за которые они хотят нести ответственность. По сути, это переход от схемы «начальник-подчиненный» к схеме «заказчик-исполнитель».

Такой подход уменьшает демотивацию. Странно, как может показаться на первый взгляд. На самом деле, нет! Механизмы, которые лежат в основе «бирюзового» подхода мотивируют сотрудников работать и смотреть вглубь процесса, глубинно работая на результат, а не пытаясь скрыть рабочие неудачи из страха получить наказание от начальства.

Каковы основные принципы «бирюзовых» бизнесов?

Расскажу на примере команды своей бизнес-школы EKAI.

Во-первых, важен подбор людей. Сотрудников, ценности которых сходились бы с миссией вашей компании, не всегда просто найти. Это не просто работники, которые автоматически выполняют задачи. Это должны быть полноценные участники процесса, которые хотят нести новое и развивать компанию. Это очень важно.

При этом, мы не удерживаем сотрудников. Если для них не подходят нынешние цели, задачи, идеи бизнеса, они могут уйти. В моей компании это уже стало нормой. Люди приходят, уходят, созревают и возвращаются. И общаться с сотрудниками так намного проще и легче.

Во многих корпорациях есть установка: если сотрудник ушел, значит предал, и работодатель не берет человека обратно. Я считаю, что люди, которые возвращаются, получают новый уровень осмысления, поэтому работать с ними - удовольствие.

Во-вторых, важно ценить в человеке личность. В бирюзовых командах нет «я начальник - ты дурак», «я сказал, как надо делать, выполняй», есть доверие к сотрудникам и отношение к ним, как ко взрослым и самостоятельным личностям.

В-третьих, в «бирюзовых» компаниях нет KPI. Сам сотрудник ставит себе задачу и выполнение. И когда это командная история. Когда человек сам себе ставит план и не выполняет, то он намного больше переживает, потому что подвел команду. В своей компании я не убеждаю сотрудников делать какие-то действия. Важно сойтись с человеком в ценностях и договориться, что важен результат, а не процесс «я делаю», «я общаюсь», «я пишу».

Поиск «своих» людей в «бирюзовую» команду

В своем подходе организации бизнеса и взаимодействия с клиентами я руководствуюсь системой архетипов. Процесс - это архетип ребенка, тогда как результат - архетип героя, победителя. Это самое важное для того, чтобы компания двигалась и развивалась. Во главе угла стоит человек, а не ресурсы. Все идет через уважение к человеку.

Когда вы ведете собеседование, послушайте словарный запас соискателя. Если человек говорит результатом, он будет на него работать. Когда в «Ищу, я так долго делал, меня недооценили» - нет.

Сейчас весь мир разворачивается к бирюзовым командам. Я считаю, это команды будущего.

По принципам «бирюзового» управления развиваются многие компании. Например, в Notion, миллиардной компании, которая выпускает виртуальное приложение, работает всего 41 человек.

Финский производитель телефонов и смартфонов Nokia внедрил принципы «бирюзового» управления еще в 90-е годы. И расцвет компании пришелся на период, когда она работала уже по новым принципам.

Примеры нового подхода к организации бизнеса есть и в России. Это, к примеру, сеть магазинов продуктов здорового питания «ВкусВилл». Этот подход позволил не только снизить расходы на менеджмент. В «бирюзовом» режиме работает и банк для предпринимателей «Точка». На мой взгляд, на международном уровне таких компаний в ближайшем будущем будет становиться все больше.

2
4 комментария

Сам сотрудник ставит себе задачу и выполнениеА что так можно было?

Ответить

И сам определяют оплату за ее выполнение. Ох уж эти сказочники

Ответить

Даниил, да и это устоявшееся технология. Еще и более эффективная, так как сотрудник сам берет на себя обязательства, которые старается обязательно выполнить. Плюс работнику становится интересно, т.к. он уже просто пазл, а человек с ответственностью за принятое решение.

Ответить