Мотивация персонала: как выстроить систему мотивации и за 80.000 рублей расходов получить десятки миллионов прибыли

• Возможные причины падения уровня мотивации и как её поднимать?
• Виды мотивации сотрудников и их особенности
• Когда и какой способ мотивации применять и как их эффективно совмещать?
• Уникальный кейс из практики внедрения — внутри
Поднимаем эти и другие вопросы в краткой, информативной статье.

Мотивация персонала: как выстроить систему мотивации и за 80.000 рублей расходов получить десятки миллионов прибыли

Привет! Меня зовут Шубин Никита, я частный консультант, бизнес-аналитик и методолог. Сотрудничаю с гигантами, лидерами рынка в России и мировыми брендами: "Mars Inc.", "ПАО Сбербанк", "En+ Group" и другими компаниями разного масштаба, которым я помогаю увеличить доходы, сократить расходы, наладить операционную деятельность, внедрить автоматизацию/инструменты и курирую вопросы по управлению персоналом: адаптация, обучение, мотивация, грейдирование, наставничество, найм и ротация. Сейчас я рассматриваю предложения к стратегическому и операционному сотрудничеству, открыт для новых клиентов и в поиске уникальных экспертов в своей области для нетворкинга и сотрудничества уже сейчас или в будущем. Контакты указаны в конце статьи и в моём профиле.

Введение

Вопрос грамотной системы мотивации сотрудников стоит на контроле в каждой уважающей себя компании любого масштаба. Не всем повезло учиться на чужом опыте: ряд работодателей и руководителей открывает для своего бизнеса и отделов острую нехватку мотивации, что отлично прослеживается на отчётных периодах и аналитических данных.

В следствии нехватки мотивации сотрудников уменьшается производительность, не выполняются планы, сгорают сроки и вырастает нерушимая преграда на пути роста бизнеса.

Так что же мы можем сделать с немотивированными сотрудниками и как проблему мотивации сотрудников можно предупредить? Давайте разбираться.

Что такое мотивация персонала

Мотивация персонала — это комплекс мер по повышению производительности сотрудников, основанный на повышении материального благосостояния и психологического благополучия персонала.

Мотивация сотрудников является неотъемлемым инструментом современного менеджмента: даже в компаниях с самой качественной орг. структурой и математически верно составленными рабочими местами, вопросы мотивации никуда не уходят, и вот почему.

Причины падения уровня мотивации сотрудников

Основными и самыми распространёнными можно выделить следующие причины падения мотивации персонала (как правило, дело не в одной причине, а в их сочетании):

  • Организационная структура бизнеса не оптимизирована. Неравномерное распределение обязанностей, количество работы не соответствует актуальному количеству сотрудников и даже плану найма
  • Должностные инструкции не оптимизированы. От предельно загруженных сотрудников требуют выполнения задач, которые могли бы взять на себя другие специалисты или руководитель, находящиеся в более удачной ситуации. Часто случается, что в процессе жизнедеятельности компании появляются новые задачи и требования, а штат не расширяется вовремя
  • Систематический поток задач, вызывающих стресс. Стрессовыми задачами мы характеризуем те, в качественном и/или своевременном выполнении которых сотрудник сомневается (и речь сейчас не про синдром самозванца). Очень важно чередовать стрессовые задачи с однозначно посильными, чтобы не допустить чрезмерного уровня стресса сотрудника. Рекомендую изучить другую мою статью на тему "Как правильно ставить задачи, чтобы они выполнялись"
  • Сотрудник не чувствует себя частью команды. Нужно понимать, что большую роль в потери мотивации играет уровень взаимоотношений в коллективе и качество контакта с прямым руководством. Следите за температурой в группах, отделах и подразделениях, ведь из-за одного руководителя с недостаточно развитыми управленческими компетенциями или сотрудника с токсичной формой общения, страдают все звенья, которые с ним взаимодействуют
  • Сотрудник приносит личные проблемы на работу. К сожалению, не все профессионалы своего дела холодные, умеют разделять личную жизнь и работу — это нормально. Говорите со своими подчинёнными и поддержите их в нужный момент. Каждый из нас хочет чувствовать себя важным и нужным: дайте это сотруднику в нужный момент и будьте уверены, что Ваша внимательность и чуткость окупятся на его производительности уже в краткосрочной перспективе
  • Сотрудник считает, что занимается чем-то бесполезным или не понимает, чем он действительно хочет заниматься. Такой сотрудник уже выгорел, находится на подходе к этому состоянию или он действительно уже не подходит для данного типа работ. Может, он вырос, а может, пошёл делать то, что умеет, из необходимости и эта необходимость прошла. Если не получилось предупредить данную ситуацию, придётся тяжело работать с последствиями: отпуск, ротация, пересмотр перспектив карьерного роста, увольнение или другие инструменты. В скором времени расскажу о этом пункте подробнее в отдельной статье.

Это далеко не все возможные, но, по моему опыту, важнейшие и наиболее часто встречающиеся причины. В первую очередь, стоит обратить внимание именно на основополагающие факторы. Узнать об остальных причинах получится только индивидуально, в личном разговоре с сотрудником.

Виды мотивации сотрудников

Мотивация персонала: как выстроить систему мотивации и за 80.000 рублей расходов получить десятки миллионов прибыли

Характер мотивации разделяется на два основных направления:

  • Материальная мотивация

    Под материальной мотивацией имеется в виду мотивация, подкреплённая финансовым эффектом: повышение зарплаты, бонусы, премии, процент экономического эффекта, компенсация оплаты жилья, расходов, ГСМ и любые другие материальные блага, которые можно предоставить сотруднику в процессе или после выполнения задачи.

  • Нематериальная мотивация

    К нематериальной мотивации относятся все остальные мероприятия, не оказывающие прямой материальной выгоды для сотрудника: Повышение по карьерной лестнице, социальные гарантии, корпоративные мероприятия, признание в коллективе или обществе, обучение за счёт компании, возможность путешествия и удалённой работы, апгрейд рабочего места — да что угодно.

    Совет: Возьмите в привычку индивидуально подмечать сильные стороны сотрудников и хвалить их за отлично проделанную работу, чтобы человек никогда не чувствовал себя неэффективным или бесполезным. Это самый простой, доступный и очень эффективный инструмент нематериальной мотивации.

Также, не забывайте о необходимости обозначать и обратную мотивацию — дисциплинарные и материальные взыскания за некачественно сделанную работу, систематические опоздания и другие весомые ошибки. Необходимо регулировать ситуацию путём отмены премий и штрафов за действия или бездействия, которые повлекли потерю прибыли компании.

Когда и какой способ мотивации эффективнее и как выглядит здоровая, работающая система?

Для начала необходимо уяснить, что рабочая система мотивации — это та система, которая сочетает в себе набор материальных, нематериальных и обратных мотивирующих предложений и возможностей. Поэтому лучшим и наиболее эффективным решением всегда будет синергия всех способов мотивации в индивидуальной пропорции.

Система мотивации должна быть прозрачной, чтобы сотрудник мог рассчитать размер своего дополнительного вознаграждения ещё до получения платёжки.

Постоянно анализируйте и модернизируйте систему мотивации, в зависимости от запроса сотрудников именно Вашей компании: в этом хорошо помогут механизмы сбора обратной связи от сотрудников.

Привяжите критерии и сумму премирования сотрудников к целевым показателям компании: выручка, объем, количество услуг, конверсия и др., в зависимости от рода деятельности бизнеса и конкретного отдела.

Так поможет ли грамотная система мотивации защитить сотрудников от выгорания?

Мотивация персонала: как выстроить систему мотивации и за 80.000 рублей расходов получить десятки миллионов прибыли

Да, безусловно, поможет. Когда компания предлагает не только штрафы и взыскания, но и мотивацию работать лучше, больше и качественнее, чем требуется, чтобы повышать свой заработок выше первичных договорённостей и получать дополнительные блага от компании — это помогает удерживать старых и привлекать новых сотрудников, которые ценят адекватную и вменяемую политику бизнеса в отношении людей.

При правильно построенной системе мотивации и соблюдении корпоративных стандартов коммуникаций вы существенно минимизируете риски выгорания сотрудников и без применения точечных, целевых мер.

Заключение и интересный кейс в подарок

Система мотиваций играет очень важную роль в экономическом успехе компании, ведь главный ресурс любого предпринимателя — это люди. Сотрудники, которые мотивированы финансово и психологически, работают существенно эффективнее.

Инструмент мотивации позволяет нам успешно снизить показатель текучки кадров и укрепить HR-бренд работодателя, что будет повышать качество потенциальных сотрудников на новые открытые позиции.

Используйте дарованные рынком возможности и всегда предлагайте немного больше, чем может предложить Ваш конкурент — это правило работает не только для внешней политики компании, но и для внутренней. Такая политика позволит Вам привлекать лучших специалистов и системно повышать процент доли рынка, благодаря выдающимся людям, которые ведут Ваш бизнес.

В каждом отдельном случае, разбирая ситуацию с конкретным сотрудником, необходимо учитывать его уникальные особенности и желания: человека, которому не хватает денежных средств на комфортное существование навряд ли подбодрит Ваша даже очень искусная вдохновляющая речь.

Уже в ближайшей перспективе, при построении грамотной системы мотивации вы приобретаете кратно больше ресурсов и прогрессивно-растущий экономический результат, который со временем будет только увеличиваться. При профессиональном, комплексном подходе все вложенные усилия, средства и время на внедрение системы ВСЕГДА окупаются.

Приведу противоречивый на первый взгляд пример из моей практики — на заводе по производству табачной продукции в СНГ, одним из инструментов мотивации и поощрения мы дали возможность сотрудникам снять пачку с линии и взять её с собой на перекур, просто так. Результат: текучка сотрудников линии снизилась на 48% за отчётный период относительно прошлого года и 27% относительно прошлых двух месяцев. Объем производства вырос на 11% начиная с первого месяца после внедрения изменений и на третий месяц достиг 18%. Вот так копеечная амортизация расходов на сигареты сотрудников помогла решить острую проблему предприятия и ощутимо увеличить прибыль.

Если вы хотите сэкономить ресурсы, сократить сроки реализации и получить наивысшее качество оказанных услуг по HR, корпоративно-образовательным и бизнес-проектам, я и моя команда с удовольствием Вам в этом поможем.

Давайте обсудим: Какие уникальные предложения от работодателя встречались в Вашей карьере? Какой информацией вы хотели бы дополнить эту статью? Может, в процессе чтения возникло желание оспорить тезисы или задать свои вопросы по теме ?

В моём телеграм-канале вы найдете большое количество интересных статей про бизнес, карьеру, управление персоналом, статистику и консалтинг: там я часто рассказываю о интересных и узконаправленных темах. А еще, мой материал заимствуют владельцы крупных каналов и издательств — будь с первоисточником :)

11
Начать дискуссию