Удаленный отдел продаж — не миф, а реальность

Речь пойдет о том как мы переводили офлайн-операторов в онлайн и разрабатывали систему контроля отдела, об основных ошибках и как их избежать. Используя перечисленное ниже, нам удалось выстроить отдел таким образом, что он работает практически автономно, а заданные показатели держатся на нужном уровне без постоянного контроля руководителя.

От автора

Наши операторы работают из дома, мы тратим пять часов в неделю на мониторинг и корректировку их действий, а раньше это отнимало три часа в день. Конверсия в продажу у операторов выросла на 30%, а расходы на них упали втрое.

Статья точно будет интересна собственникам бизнеса и руководителям отделов продаж малого и среднего бизнеса. Мы прошли процесс в интернет-магазине обуви, но вы легко примените схему для любого другого бизнеса с большим количеством мелких продаж.

Почему мы решили все поменять

Начнем с причин, по которым мы решились перестроить отдел продаж:

  • Нужно было сократить расходы на аренду и ФОТ.
  • Хотели повысить мотивацию сотрудников за счет удобного графика и комфортных условий работы. Другими словами, увеличить эффективность без живых доплат.
  • Поднять квалификацию персонала за меньшие деньги.
  • Упростить поиск новых сотрудников.
  • Получить простую возможность быстро подстраиваться под сезонные изменения спросов бизнеса.

С момента, когда мы впервые начали внедрять удаленных операторов, прошло четыре года, и мы так и не нашли идеальную формулу. Но мы смогли выработать принципы и подход, которые дают результат. Их легко переложить в реалии любой компании.

Исходные данные: классический магазин в центре Москвы

Итак, что имеем на старте: интернет-магазины обуви с общим объемом входящих обращений 700–800 в день, шоурумы в центре Москвы и там же логистика, склад и отдел по работе с клиентами (операторы и менеджеры шоурума), отсутствие системного контроля и любого отслеживания деятельности операторов (прослушивание звонков в провальные дни — не в счет).

60% продаж происходит через офлайн-магазины, отслеживать личный вклад в продажи каждого оператора становится невозможным, ведь, помимо непосредственной продажи на доставке, одной из основных задач является довести клиента до магазина.

Скажем сразу, что операторы и логисты находились рядом со складом не просто так, причины описывать мы не будем, это тема отдельной статьи, но для формата и особенностей того бизнеса на тот момент это было разумно.

В результате:

  • Вечный гул в магазине, словно пчелиный рой поселился рядом.
  • Вынуждены арендовать магазин большей площади, чтобы разместить там менеджеров-операторов (а это приблизительно 30% к стоимости помещения, или около 80 тысяч рублей в месяц).
  • Вынуждены брать слабоквалифицированных сотрудников, которых сложно обучать и вводить в работу.
  • Вынуждены платить больше, так как работники без опыта в Москве стоят столько же, сколько профессионалы в регионах.
  • Возможность операторов колл-центра объединяться с логистами и продавцами в магазине и воровать заявки и клиентов.

Первым этапом стало внедрение CRM, откуда оператор не мог самостоятельно удалить лиды или забыть внести их туда (заявки и звонки). Большинство CRM для интернет-магазинов не предоставляет возможность контроля целостности бизнес-процесса от поступления и обработки лида до конечной продажи. Это приходится делать вручную, что дает возможность манипулировать лидами.

Любое обращение клиента должно оставлять цифровой след в системе. По-другому работать не будет, и вы зря потратите время на оставшуюся часть бизнес-процесса.

Некоторое время часть операторов продолжала работать в шоуруме, а часть уже удаленно. Сразу стала заметна разница в уровне подготовки — удаленные менеджеры легко разобрались с CRM, в то время как «местные» упорно сопротивлялись и требовалось много времени, чтобы преодолеть это нежелание изменений. Постепенно от офлайн-операторов удалось отказаться и начался процесс «отладки».

Пять самых распространенных ошибок, которые мы допускали или были близки к этому

  • Все лиды должны дублироваться в резервную систему хранения, например во вторую CRM или в базу данных. Даже, казалось бы, самая надежная CRM может выйти из строя, и вы потеряете заявки.
    Однажды мы чуть не лишились порядка 200 заявок, потому что очень популярная CRM дала сбой, но при этом долго в этом не сознавалась. Благодаря двойному хранению заявок нам удалось не потерять клиентов, хотя и значительно отстав от графика их обработки. Для бизнеса с большим потоком входящих обращений даже час неполадок может обернуться огромными потерями.
  • Не надо переносить в новую CRM свои неоптимальные бизнес процессы — переделывать потом будет дороже, а переучивать сотрудников сложнее. Понятно, что все неидеально и бизнес постоянно меняется, но при внедрении новой системы уделите время осмыслению вашей схемы работы, даже пара часов, потраченных на это, принесут вам немало идей.

Рекомендация: ознакомьтесь с теорией ограничений Элияху Голдратта и цепочкой создания ценности бережливого производства.

  • Думаете, что перенос операторов на удаленку не затронет другие процессы в компании, например наём, обучение и введение в работу? В малом и среднем бизнесе до сих пор введение в работу организовано просто передачей на поруки новичка одному из сотрудников, но в данном формате это убьет бесконечное количество времени. Желающих работать из дома много, мало понимающих, что это большая нагрузка и нельзя будет при первой необходимости сходить погулять с ребенком, за батоном, в кино, на встречу с подругой. Поэтому поток будет большой, а понимать нагрузку они будут только после пробы.
    Автоматизируйте процесс обучения или хотя бы подготовьте комплекс материалов: видео, текстовые инструкции в формате «вопрос — ответ», скрипты, примеры лучших проработанных конфликтных ситуаций в виде записей текущих сотрудников. Уже на этом этапе отвалится много залетных. Правильно организованное обучение сэкономит вам много сил и времени.
  • Не надо внедрять односложные показатели для отслеживания эффективности колл-центра. Мало отслеживать просто продажи или количество сделанных звонков (использование таких KPI неуклонно ведет к подтасовке показателей). Например: отслеживаем количество принятых оператором звонков — и вместо большего количества обработанных заявок получаем просто конвейер без заинтересованности сотрудника в продаже. Следим за общей суммарной длительностью разговоров и вместо консультации клиентов по их вопросам получим либо пустую болтовню, возможно даже с подругой, либо висящие в ожидании звонки.
  • Вообще, KPI — обширная тема, умение их установить — это половина успеха и отдельная статья, тут мы углубляться не будем.

    Все о KPI читайте в нашей статье.

Одно из важнейших правил — сделать так, чтобы KPI было проще честно выполнить, чем как-то подтасовать.

  • Не стоит думать, что, внедрив систему единожды, больше доработки не понадобятся и она останется неизменной. CRM позволяет собирать огромное количество информации, анализируя которую, вы неизбежно находите узкие места и вносите корректировки с их учетом. В нашем случае собственник компании настаивал на том, чтобы система статусов первичных обращений осталась неизменной. Однако после месяца работы было выявлено, что звонки с вопросом «где мой заказ» относятся к «Прочему» и в некоторых ситуациях это не давало увидеть реальную картину.

    Например: в дни, когда логист не справлялся с потоком заказов, в колл-центре возрастала доля звонков с вопросом «где мой заказ». Управление ставками в рекламных каналах происходит с учетом не только заявок, но и звонков. Такие звонки сбивали статистику маркетологам и создавали видимость, что какая-то реклама работает лучше, чем на самом деле, и на нее повышали расход. В свою очередь, это приводило к потерям не только у логиста, но и в отделе рекламы. Понимание взаимосвязи «звонки — управление рекламой» и доработка в сегментации звонков помогли избежать негативных последствий в отделе маркетинга.

Полезные советы

  • Не пренебрегайте визуализацией. Многие думают, что это просто новомодный бестолковый тренд, но правильный дашборд поможет за минуту оценить состояние отдела и принять решения. Например: в нашем открытом для сотрудников дашборде есть график, обновляемый каждые 15 минут, с нагрузкой каждого сотрудника в каждый момент, и график с тенденцией пропущенных звонков (за определенный процент которых начисляется штраф). На нем сотрудники видят, кто сделал перерыв без предупреждения и привело ли это к росту пропущенных. Последствия, думаю, и так понятны.
  • Применяйте промежуточные мини-отчеты результативности в течение дня. Настроить автоматическую отправку таких отчетов сейчас можно достаточно просто, они будут в заданное время отправляться руководителю в мессенджерах или по SMS.
  • Используйте средние показатели обработки заказов для прогнозирования времени, необходимого, чтобы обработать обращения. Это нужно, чтобы управлять эффективностью работы в моменты всплесков лидов. Например: из-за погоды ваш товар стал внезапно особенно актуален, что привело к увеличению заказов вдвое, важно вовремя увидеть этот рост и рассчитать, успеют ли операторы обработать все до конца смены, и при необходимости вывести дополнительных сотрудников.

Важно понимать, для чего вы анализируете показатели, а не просто собирать цифры ради цифр. Подходите критически к любому отклонению от среднего, даже если оно положительное — важно понять причину, возможно, все не так хорошо, как кажется.

Например: если доля подтвержденных заявок в заказы выросла, вы можете увидеть ухудшение показателей отдела доставки. Потому что предприимчивые операторы отправили на доставку заказы без подтверждения клиента.

Решение — запретите переход заявки в доставку без успешного звонка по номеру из заявки.

Как было сказано выше, система постоянно должна дорабатываться, поэтому не жалейте денег на доработки, которые помогут исключить в дальнейшем фальсификацию и подтасовку показателей со стороны сотрудников.

Послесловие, или на сколько процентов улучшились показатели бизнеса

Благодаря введенным доработкам колл-центра и прозрачности данных удалось:

  • Повысить эффективность работы на 30% — раньше один оператор в среднем обрабатывал около 80 обращений в день, сейчас этот показатель превышает 100 обращений.

  • Снизить расходы на аренду.

  • В 2 раза сократить ФОТ.

  • Ускорить наём сотрудников на 150%: офлайн-операторов мы подбирали и вводили в работу в течении месяца, а онлайн-сотрудников удается найти и обучить всего за две недели.

  • Упростить масштабирование бизнеса (а он был увеличен кратно).

  • Облегчить управляемость настолько, что руководителю отдела пришлось дать дополнительный функционал, чтобы заполнить освободившееся время.

Авторы: Марина Прокопенко, Светлана Литвинова.

3333
31 комментарий

автор явно не в теме. Какой-то мифический ИМ обуви, надуманные проблемы, непонимание что для Обуви помимо маркировки очень важна примерка, возврат, торговля сопутствующими товарами и т.д.

2

Данная статья не описывает все аспекты деятельности ИМ обуви, что должно было отразить название). Речь идет о переносе менеджеров-операторов на удаленку. Однако, если есть запрос, мы можем сделать отдельный материал по всем важным составляющим организации ИМ обувь+ оффлайн точки)

5

Не верю Я во всю эту удаленку, невозможно контролировать человека, если он сидит у себя дома на кухне с кофейком и в пижаме, это НЕ РАБОТА...

1

Чем ваш пример с пижамой отличается от наливать кофеёк/выходить на перекуры/изображать бурную деятельность в офисе?

7

Всё зависит от человека, есть люди до мозга костей дисциплинированные, трудолюбивые и собранные, над которыми не нужно стоять цербером, чтобы они работали. Сейчас очень распространена удаленка и у многих отлично получается работать именно так!

6
Раскрывать всегда
Apple представила MacBook Air на чипе M4 и по цене от $999

У него обновлённая камера Center Stage на 12 Мп.

Источник здесь и далее: Apple
4545
1515
55
11
На лет 10 точно хватит, говорю как пользователь про версии 2014 года - до сих пор юзаю
реклама
разместить
ЦБ начал обсуждать идею ввести «разумное» ограничение на количество оформленных на человека банковских карт

Например — до пяти карт в одном банке.

2222
1010
88
22
Думаю, нужен реестр
📌 Как раскрыть потенциал SWOT-анализа для вашего бизнеса?

В своей практике иногда сталкиваюсь с ситуацией, когда предприниматели в процессе проведения стратегического анализа своего бизнеса не в полной мере используют возможности такого инструмента, как SWOT-анализ, считая его иногда ненужным или устаревшим.

Telegram-каналы рассказали про «Учёт надоя» — это замаскированное iOS-приложение «Россельхозбанка»

Официально в банке информацию не комментировали.

Обновлено в 16:00 мск. В пресс-службе «Россельхозбанка» подтвердили vc.ru, что «Учёт надоя» — новое iOS-приложение банка. Ранее установленные iOS-приложения работают как обычно — банк рекомендует отключить автообновления и не удалять их.

3333
33
11
Что-то на сверхдержавном...
В Telegram-каналах распространили информацию о закрытии действующей кредитной карты клиента «Т-Банка» из-за подключения самозапрета на кредиты — в банке это опровергли

Под закрытие могут попасть только неактивированные кредитки — по которым не проводилось расходных операций, пояснили в компании.

Скриншот из Telegram-канала «Банкста» 
2020
Здравствуйте. Мы не закрываем кредитные карты, если клиент активно ей пользуется. Можем это сделать, если клиент подписал документы, а затем установил самозапрет. В соответствии с Условиями обслуживания, кредитный договор заключаем не во время подписания документов, а в момент активации кредитной карты или совершения первой операций по ней.
Власти не будут использовать геолокацию, чтобы автоматически определять налоговое резидентство россиян

Но данные могут стать поводом для проверки.

2424
11
Когда с VPN стал резидентом всех стран 😎
Нейросети для сокращения текста: ТОП 10 лучших ИИ в 2025 году
Нейросети для сокращения текста: ТОП 10 лучших ИИ в 2025 году

В эпоху информационного перенасыщения умение кратко и ёмко излагать мысли становится всё более ценным навыком. Однако не всегда у нас есть время или способности для эффективного сокращения объёмных текстов. На помощь приходят современные нейросети, способные в считанные секунды превратить многостраничный документ в краткое и информативное резюме. В…

Новостной агрегатор Digg выкупили соучредитель Reddit Алексис Оганян и сооснователь самого Digg — «звезду раннего интернета» перезапустят для конкуренции с Reddit

Монетизироваться не собираются, пока не привлекут «десятки миллионов» ежемесячных пользователей.

Оганян, Меццел и Роуз. Источник фото: Inc
44
33
22
[]