Системное обучение в компании — как организовать, чтобы было актуально, без затрат и с удовольствием

• Как вытащить ценную информацию из старых опытных сотрудников?
• Как актуализировать постоянно меняющуюся информацию о продукте, клиентах, бизнесе?
• Как построить процесс, чтобы люди получали от него удовольствие?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво рассказать о самом удачном формате обучения, которым сам пользуюсь уже четыре года

Кадр из фильма <a href="https://www.kinopoisk.ru/film/737859/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Ночные игры»</a>
Кадр из фильма «Ночные игры»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

В некоторых компаниях обучение организовано интересно. Но как правило сотрудников палкой не загонишь на семинары, тренинги, презентации и прочие обучающие мероприятия. Чаще всего им просто не надо, — нет запроса.

Запрос на обучение самая главная проблема в обучении взрослых. Когда он есть, человек может заплатить полмиллиона за тренинг на Байкале. Без запроса любое обучение превращается в муку.

Запрос появляется сам по себе, когда новый сотрудник вышел на работу. Ему важно показать себя и он активно учится. Так же запрос появляется вместе с интересной, но трудной задачей. Другими словами, взрослые учатся ситуативно, т.е. когда сталкиваются с новой ситуацией и понимают, что нужны новые знания.

Ну и про ситуативное обучение по Циклу Колба можно посмотреть в статье «Как взрослому человеку повысить обучаемость в несколько раз — формула из 4-х элементов».

Обучение 2.0

Многие помнят времена, когда появился WEB 2.0. Это концепция проектирования вебресурсов таким образом, чтобы контент генерировали сами пользователи. Чем больше активных пользователей, тем ценнее ресурс.

Тот же подход используется и в обучении. Взрослым трудно сидеть за партами и не всегда хочется стоять с указкой у доски. Но когда взаимодействие организовано на равных, и у каждого есть возможность продемонстрировать свои знания и узнать что-то полезное, то желающих появляется намного больше.

Кейс-клуб

Кейс-клуб — пожалуй, самый простой в организации и один из самых эффективных методов обучения сотрудников. Особенно, если речь идет о передаче опыта.

В нашей компании я веду его уже четыре года. Раз в неделю мы с нашими РОПами собираемся в зуме и каждый рассказывает позитивный кейс. Кейс — это условно говоря, «было/стало». Позитивный — значит, что стало лучше, чем было.

Кейс звучит как история. Такие истории пополняют копилку каждого РОПа. В разговоре с заказчиком он может использовать ее, чтобы на примере показать или аргументировать свою мысль. Эти истории часто и неожиданно отвечают на вопрос «Где я торможу?». Появляются мысли о том, что если другие делают, то почему я не пользуюсь.

История хороша тем, что она оставляет картинки в голове. Такое обучение не нужно запоминать. Вот сегодня, например, был кейс о том, что менеджеры по продажам в одном из проектов устают во время наплыва входящих обращений и у них падает конверсия. Не смотря на то, что людей и так не хватает, руководитель отправляет их отдыхать. Парадокс, но общая производительность выросла.

А как чувствует себя человек, который поделился кейсом? Благодаря такой истории его знают, уважают, привечают. Появляется своего рода конкуренция, но не за ресурсы, а за востребованность: быть еще полезнее, еще ценнее.

Я стараюсь комментировать эти кейсы. Поскольку через меня прошли все 14 лет существования компании, то я могу вытащить комментарий из самых дальних сусеков нашего опыта.

Новые сотрудники не всегда приходят с кейсом. Многие не видят эти истории в своей работе, хотя они безусловно есть. Не может быть, чтобы проекты были, а кейсов не было. Просто нужен навык.

Этот навык открывает множество дверей, потому что опыт — это не то, что с нами было, а то, что мы из этого поняли. Для этого нужно работать с опытом. Кейс-клуб актуализирует необходимость видеть кейсы и человек, как художник или писатель, начинает подмечать важные, но незаметные для других детали.

На кейс-клубе старики охотнее делятся знаниями, чем в других форматах. В некоторых компаниях это чуть ли не единственный способ что-то из них вытащить.

Если проводить кейс-клуб каждую неделю в течение четырех лет, при этом вести запись, то соберется фантастическая по объему подборка историй. Это часть гудвила, без которого компания не может расти, но который везде недооценивают, а порой и целенаправленно обесценивают сами же предприниматели и сотрудники.

Растет не только компания. Профессионально растут сотрудники. Если послушать свой кейс годичной давности, то можно с одной стороны вынести что-то новое, с другой — увидеть насколько вырос за прошедший год. Или не вырос, что тоже станет ценным открытием.

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях как у вас организован процесс передачи опыта.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж, а по средам провожу экспертные сессии в прямом эфире.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате экспресс-аудита.
3838
108 комментариев

В период адаптации за каждым стажером прикрепляется опытный сотрудник, который передает ему знания. Однако уже несколько лет мы просим наших новых сотрудников переносить полученные в ходе адаптации знаний в корпоративную Базу знаний. Пользуемся на базе Битрикс24 ХайХабом (https://start.hihub.ru/) - БЗ + Обучение и Тестирование в одном тарифе за 4 990 в мес. Так удалось сократить время на адаптацию:
1. Вначале изучаем уже то, что составили другие в Базе знаний
2. Позже встречи с наставником и командой
3. Снова занесение НОВЫХ знаний в БЗ и актулизация старый статей
Конечно же статьи публикуются только с одобрения руководителя.

4
Ответить

Читайте бизнес молодость и Аяза!

3
Ответить

а че там полезного?:))

2
Ответить

Зачем?

Ответить

Это сарказм?)

1
Ответить

Действительно, самое сложное, это научиться замечать кейсы:) А обмен опытом - всегда полезная и интересная штука)

3
Ответить

Очень трудно замечать, подмечать. Но ведь работа руководителя процентов на 80 в этом и состоит. Если самому вещать как тетерев на току, то все просто плюнут и разойдутся)))

2
Ответить