(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(41537604, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(41537604, 'hit', window.location.href);

Топ-5 навыков, которые стоит развивать руководителю в 2024

Я Гульнара, HRD в Programming Store, помогаю руководителям и тимлидам обретать нужные для бизнеса компетенции. Делюсь своим списком наиболее актуальных сейчас управленческих навыков и даю рекомендации, как и где их развивать.

Гульнара
Директор по персоналу в Programming Store

Как любой сотрудник, руководитель приходит на должность с определённым уровнем и набором навыков. Нормально, если они развиты хуже, чем необходимо — всему можно обучить, главное, понимать, какие запросы есть у компании.

Требования к компетенциям будут различаться в зависимости от отрасли, от компании и от уровня руководящей позиции — это касается и хард, и софт скиллс. Десять лет назад руководителем становился лучший профессионал в команде, сейчас большое внимание уделяется управленческим навыкам. И я выделила пять важных для любого лидера «мягких», коммуникационных умений, которые сейчас наиболее востребованы.

1. Эмоциональный интеллект

Развитие эмоционального интеллекта в деловой коммуникации — это тренд последнего десятилетия и наиболее важный навык для линейного руководителя. Поступки людей, в том числе на работе, продиктованы не только мышлением, но и эмоциями. Умение выражать и распознавать их позволяет понимать мотивы как свои, так и чужие — это залог эффективной работы коллектива, открытого диалога.

Порой эмоциональный интеллект становится единственным помощником руководителя для сбора обратной связи. Например, моя HR-команда недавно вынужденно переехала из отдельного кабинета в оупен-спейс. При прямом опросе сотрудники вряд ли дадут правдивую оценку ситуации — HR’ы такие люди, которые привыкли немного жертвовать собой ради комфорта других. Мне остаётся только прислушиваться к интонациям в личных беседах, улавливать выражения лиц во время работы, следить за поведением.

По этой теме есть множество хороших книг, например, «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана и «Эмоциональный интеллект лидера» Радислава Гандапаса. А в Programming Store нашим руководителям и тимлидам во время обучения и в качестве памятки я даю следующие рекомендации:

  • нельзя игнорировать свои и чужие эмоций, безразлично относиться к эмоциональному состоянию.
  • Важно уметь сдерживать эмоции и выражать их подходящим для ситуации способом.
  • Необходимо учиться использовать эмоции для повышения мотивации, работоспособности, улучшения коммуникаций.
  • Каждый день наблюдать за своими эмоциями и эмоциями членов команды. Во многом именно от вашего эмоционального состояния будет зависеть восприятие информации и состояние команды. А изменение эмоционального состояние членов команды должно привести к ненавязчивым уточняющим вопросам (индивидуально, за пределами совещаний и планёрок).

2. Управление изменениями

Самый актуальный навык в 2024 году, на мой взгляд — это управление изменениями. Он означает: уметь быстро и грамотно реагировать на меняющуюся ситуацию, то есть находить выгодное для компании решение в нестабильных условиях и верно работать с сопротивлением внутри команды, когда внедряется что-то новое.

Быть гибким, адаптироваться — это потребность рынка, особенно начиная с 2020 года, когда перемены активно приходят в бизнес извне. Например, у нас в компании появилась система код-ревью для разработчиков, к тому же поменялась оргструктура — тогда мы встретили настороженность и недопонимание со стороны сотрудников. Работаем с этим с разных сторон, и сейчас у нас стартует тренинг по внедрению изменений, он поможет понять, как грамотно работать с такими ситуациями.

Я бы сказала, что навык управления изменениями включает:

  • Грамотное планирование момента. Есть фазы жизни бизнеса, когда не нужно внедрять изменения, а есть — наоборот, когда они заходят очень хорошо. Следует оценивать ситуацию внутри компании и снаружи и видеть разницу фаз.
  • Стратегическое видение: руководителю важно понимать причинно-следственную связь между словами и действиями и результатами. По этой причине многократно возрастает ценность навыка моделирования различных сценариев будущего.
  • Продуманная коммуникация: необходимо постепенно вовлекать сотрудников в принятие изменений. Например, собирать фокус-группы: недавно у нас в компании разрабатывали новую линейку мерча, мы выбрали десять сотрудников, которые принимали активное участие в согласовании дизайна. Так они стали амбассадорами нового решения, и коллективу в целом было проще принять изменения.
  • Оценка результата внедрения: нужно уметь контролировать, как сработало изменение, достигнута ли цель. Для этого необходимо собирать обратную связь разными способами — здесь в том числе поможет эмоциональный интеллект.

3. Управление командой

Независимо от того, в команде три человека или сто, важно не забывать про две вещи:

1. Руководитель управляет не только профессиональными уровнем специалистов, но и эмоциональным климатом внутри группы людей. Сегодня рабочая эффективность сильно зависит от личного комфорта.

2. Делегирование — это один из ключевых моментов в управлении командой. Любой по типу руководитель должен уметь распределять задачи: и «играющий менеджер» — который руководит и выполняет часть работы, и «администратор» — который занимается только управлением. Всегда нужно понимать загрузку команды, компетенции специалистов — при этом делегировать можно с целью раскрыть потенциал, дать возможность членам команды пробовать новые для себя задачи и развиваться.

По этой теме управления командой мне когда-то понравилась статья на Хабре «О прикладных аспектах управления людьми». Ещё посоветую книги: «Лидер без титула» Робина Шармы и «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд.

4. Ораторское мастерство

Я ежегодно готовлю наших сотрудников стать спикерами на большой внутренней конференции SummerConf и на внешних мероприятиях — мы прорабатываем каждое выступление, чтобы в нём была и чёткая структура, и простая подача, и юмор. Но под ораторским мастерством не стоит понимать только такие публичные выступления.

Для руководителя в первую очередь важен навык риторики, умение вести диалог «в свою пользу», то есть так, чтобы добиться цели. Например, донести своё требование до коллеги, защитить идею перед командой, добиться принятия решения, убедительно ответить на вопрос, «раскрыть» человека и так далее.

Хороший оратор умеет:

  • структурированно излагать свои мысли;
  • быть уверенным и последовательным в высказываниях;
  • привлекать людей к своим идеям и предложениям;
  • вовлекать в диалог;
  • модерировать беседу;
  • справляться с волнением.

Эти навыки можно натренировать только на практике, поэтому я бы предложила выйти с речью на ближайшей планёрке, провести митап, вебинар или обучение. В качестве теории и хорошего примера ораторского мастерства могу посоветовать смотреть выступления Радислава Гандапаса — он помогает прокачать харизму. Также можно выполнить задание из тренинга Алексея Морова. Из книг рекомендую «Откровения оратора» Скотта Беркуна и «Трактаты об ораторском искусстве» Марка Туллия Цицерона.

5. Умение учиться

Однозначно: учиться необходимо постоянно, это часть работы и жизни, потому что информация обновляется очень быстро. Для руководителя получать актуальные знания означает не только развивать профессионализм команды, повышать эффективность работы, но и демонстрировать экспертность всей компании вовне.

Что входит в умение учиться:

  • Важно соотносить обучение и потребности компании. Понимать, какие навыки и компетенции необходимо развивать, чтобы решать текущие и стратегические задачи.
  • Отслеживать уровень знаний и навыков в коллективе, потому что в определённый момент развитие команды может упереться в уровень её руководителя.
  • Можно собирать список кейсов: выявлять ситуации, где можно было поступить лучше, и какие навыки могли бы помочь.
  • Выбирать подходящие и целесообразные способы обучения для себя и команды.
  • Оценивать результаты обучения: это не только объём усвоенного материала, но и способность анализировать, находить новый подход к решению задач, реализовывать инновационные идеи.

Могу рекомендовать курс Learning how to learn от Coursera (нужен vpn), выпуск про обучение подкаста PODLODKA и книгу «Как читать книги» Мортимера Адлера.

Руководители, какие из этих навыков, на ваш взгляд, проще всего развить? Какие ещё «мягкие» компетенции вы для себя выделяете как важные и как их тренируете?

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Yaroslav R.

Включите в список еще умение быть адекватными и не кричать на сотрудников, потому что просто плохое настроение, все-таки сотрудники взрослые люди и голова на плечах есть!

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Степанова

Это про эмоциональный интеллект как раз.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Рукавин

я бы добавил еще умение справляться с негативными эмоциями и подавлять и не показывать свой гнев

Ответить
Развернуть ветку
Programming Store
Автор

Точно, вы правы! Голову лучше держать в холоде, особенно руководителю

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Fedorov

Спасибо, статья полезная и информативная.
Хотел бы добавить немного об ораторском мастерстве. Действительно, ораторское мастерство это не только красивые, высокие или громкие речи, но и искусство строить эти речи.
На мой взгляд очень интересный пример, когда все, что описано в пункте 4 статьи, было отражено в фильме "Волк с Уолл-стрит" - тот самый момент, когда главный герой мотивировал менеджеров по телефонным продажам.

Ответить
Развернуть ветку
Programming Store
Автор

Согласны! Вы про этот момент? https://youtu.be/srG1hjit7qM?si=UQYgybi9ZyM5B_tK Да, вы здорово вспомнили про этот фильм: герой, действительно — мастер риторики

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Fedorov

Да, именно этот фрагмент.
С удовольствием пересмотрел еще раз.
Несмотря на эмоциональность оратора, которая обусловлена самой ситуацией, здесь стоит обратить внимание на:
1. Структуру и логику выступления - четкая продуманная последовательность
2. Уверенность высказываний оратора
3. Наличие логических пауз (для обдумывания слушателями, для высказывания поддержки)
4. Умение вовлечь в выступление - его все слушали, именно слушали, а не слышали, потому что он громко говорит
5. Умение понять и озвучить потребности слушателей
6. Ну, и вовлечение в диалог то же было, несмотря на эмоциональность всей ситуации.
Интересный пример с точки зрения ораторского мастерства!

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда