Опыт создания и ведения бизнеса без менеджеров

Кто я?

В закладки

Разработчик, ИТ-предприниматель и автор предыдущей статьи про синергетические организации (организации без менеджеров). Уже прошло почти четыре года с момента публикации, но я не находил времени для продолжения, точнее, не считал, что моего опыта достаточно.

Но сегодня решил - пора поделиться полученными знаниями и мыслями о нашем устройстве жизни и работы.

О чем?

Хочу кратко рассказать о нашем опыте работы без менеджеров, как мы к этому пришли и что будем делать дальше, а также поделюсь планами и мечтами о будущем. Зачем? В первую очередь, чтобы зафиксировать текущее положение вещей, во вторую, чтобы найти единомышленников в этом непростом, но увлекательном деле - создание новых форм организации совместной деятельности.

Pokupo

Что есть?

Сейчас есть успешная IT компания в сфере электронной коммерции, которая объединяет 20 человек по всему миру и выходит на рынок Европы для развития на международных рынках. Мы прошли долгий путь поиска новых коллег, методов работы, продукта и понимания куда мы идем и зачем. И так, коротко о нас:

Работаем на рынке IT с 2007 года.

У нас нет должностей, есть роли, которые могут передаваться, конечно, есть очень специфичные роли, но принцип прост - каждый может делать всё, что ему интересно и полезно для объединения.

Приветствуем любые формы обучения, оплачиваем курсы, покупаем книги, выделяем 20% рабочего времени на учебу.

Нет босса, шефа и менеджеров от слова совсем, но есть лидеры в своем профессиональном круге, да, есть ещё капитан, исторически эта моя роль, но я уже не раз передавал штурвал своим коллегам, поэтому уверен, что наш корабль не потонет, если меня вдруг смоет с мостика.

Все кто работают в объединении более 1 года видят в реальном времени сколько у нас доход, расход и прибыль, это крайне важно, так как определяет какой доход будет выплачен каждому по итогам месяца.

Нет понятия заработной платы, есть персональный доход, который определяется, исходя из общей доходности проекта, коллективного решения, этапа работы и личного запроса коллеги.

Есть офис в технопарке Новосибирска, но в нем работает только один коллега, мы отказались от офисной работы 3 года назад, все работают дома по согласованному графику (привет COVID-19!), это весьма гибкое расписание, так как нужно работать не 12 часов в сутки, а головой. В офисе мы иногда проводим мозговые штурмы, презентации и праздники.

Коллеги живут и работают в разных городах и даже странах (Новая Зеландия, Россия, Словения), большинство сотрудников семейные люди в возрасте от 20 до 46 лет, на Новый 2020 год отправили 28 подарков нашим детям.

Рабочие процессы координируются в формате спринтов длительностью 1-2 недели и задач поддержки-сопровождения, все это учитывается в веб-трекере. Оперативное общение ведется в Slack, каждое утро две планерки для разработки и маркетинга-поддержки, раз в неделю общий митинг с разбором итогов, устранением трудностей и планированием следующей недели.

Каждый коллега лично отвечает за успех общего дела, если кто-то начинает пинать балду прокрастинировать, любой коллега может и должен заявить об этом в специальном slack-канале или на общем митинге, для приведения ситуации в норму.

Есть своего рода конституция, которую мы называем Самый Важный Документ (СВД), это идейное описание нашего объединения, которое существует в полной, сжатой и краткой версиях.

Собираем библиотеку электронных и аудио книг на самые разные темы, но в основном про развитие, периодически устраиваем читательские марафоны, самые крутые читатели получают подарки.

Раз в месяц в нерабочее время проводим неформальные онлайн посиделки на определенные темы, участие исключительно по желанию.

Есть еще куча мелких особенностей, которые мы уже и не замечаем, но хочу быть кратким.

Как мы к этому пришли?

Никогда не хотел быть боссом и сидеть у кого-то на голове, как и не мог позволить кому-то сидеть на моей. Жажда быть независимым и самодостаточным превратила меня из увлеченного разработчика-интроверта в общительного предпринимателя с собственным видением.

Если коротко - это эволюционный метод развития, опирающийся на фундаментальные принципы, доверие и открытость, он не лишен минусов, которые могут выражаться в серьезных ошибках, конфликтах и заблуждениях, но все это позволяет свободно развиваться коллегам и компании. Не скрою, это стало возможным только потому, что я выбрал этот путь осознанно, не смотря на все НО и ЕСЛИ.

Чтобы это все работало требуется:

Идейный предприниматель - человек-двигатель, который создаст импульс, поможет найти цель, сформулировать миссию и определить принципы работы. Он должен неукоснительно следовать заявленным принципам и требовать того же от других, но не как босс, а как наставник и ученик, от равного к равному. Это роль инициатора и проводника изменений, эта роль крайне важна на начальном этапе, но более важно сохранить её независимость от личности, в организации должны появляться новые лидеры, готовые направить развитие в нужное русло при этом не попасть в ловушку власти.

Коллеги, которые примут идею и ценности, добавят свое видение. Они должны в первую очередь обладать определенными личностными качествами, а потом уже профессиональными навыками. Поэтому процесс подбора новых коллег в наше объединение многоступенчатый, сложный, как сказал один из кандидатов: - Прямо как в космонавты отбор.

Социально-безопасная среда, это ключ к самоуправлению, мы можем спорить и не соглашаться с позицией другого, даже можем взять всю ответственность и сделать как считаем правильным без одобрения большинства или капитана, но все это делается в полном доверии, уважении и с искренним желанием помочь общему делу. Здесь работает принцип: в объединении нет злонамеренных людей, пока не доказано обратное. Это требует развития soft-навыков всех сотрудников, а также четких правил устранения разногласий и разрешения конфликтов.

Последнее условие - наличие устойчивой бизнес модели, которая позволяет закрывать базовые материальные потребности сотрудников, каждый должен ощущать стабильность и уверенность, что завтра ему не придется искать средства для существования. Пирамиду потребностей никто не отменял, не решив базовых задач, думать о самореализации, как минимум, наивно.

Что делаем сейчас?

Сейчас мы активно готовимся к выходу на рынок Европы, собираем и анализируем информацию, ищем новых партнеров и коллег, тестируем ниши, готовимся запустить первый продукт осенью этого года. Мы продолжим работать в России, но уже однозначно поняли, что для достижения глобальных целей необходимо выйти из зоны «некомфорта» (это не опечатка). Я сам недавно принял непростое решение - переехать из России в Европу вместе с семьей, уверен здесь особо объяснять причины нет нужды.

Есть несколько интересных проектов для разворачивания бизнеса в европейском регионе. Настроены мы весьма серьезно, так как есть команда, есть продукт и видение, а также ресурсы на реализацию задуманного.

Сегодня я уверен, что наша культура и опыт имеют ценность как пример живой самоорганизации, но до полной автономной самоуправляемой компании нам еще предстоит пройти долгий и непростой путь. Чтобы идти, нужна дорога, но чтобы идти осознанно нужна цель, которая определит куда мы хотим в итоге прийти.

Что будет дальше?

Мы не можем узнать точно, что нас ждет в будущем, но способны проектировать его и воплощать в реальность через мечты, цели и людей. Поэтому нужно уметь отбросить ограничения реальности и дать волю фантазии, попытаться заглянуть за горизонт событий. Но фантазии останутся лишь мечтами если их не трансформировать в цели, а цели нельзя достигнуть если не будет людей. Именно с людьми и для людей мы пытаемся создать новую форму организации для работы и жизни.

Когда-то я просто хотел стать независимым, обеспечить себя и свою семью, позже моей целью стала идея - создать среду для развития и реализации других людей. Все мои усилия до недавнего времени были сфокусированы на IT бизнесе. Не раз посещали мысли, что без проектов в реальном мире, наша цель не будет достигнута. Поэтому сейчас я приступил к проработке нового проекта в рамках нашего объединения IT специалистов.

Идея

Создать распределенные по миру жилые IT-ноды для сотрудников и участников сообщества. Это будет трансграничная инфраструктура жилья для жизни и работы по единым стандартам качества в регионах с устойчивой правовой системой и открытым социумом.

Общий концепт

Подбираются юрисдикции для покупки земли под строительство, предпочтение развитым странам с низким уровнем коррупции и открытой культурой.

Проектируются жилые дома и внутренняя инфраструктура хаба с применением современных технологий строительства, оснащения.Через местного подрядчика возводятся объекты с инфраструктурой.

Одна жилая IT-нода может включать от 3 до 12 жилых объектов и 1-4 объекта недвижимости общего пользования (детский сад, кружки, конференц зал, тренажерный зал, бассейн, кинозал и пр.)

Объекты оформляются на компанию резидента выбранной юрисдикции. Учредители - инвесторы, участники сообщества, сотрудники объединения.

Каждый участник сообщества может свободно перемещаться между хабами и жить в любой точке мира по согласованию с другими. Период проживания варьируется от 1 месяца до 3 лет.

Компания резидент помогает оформить необходимые визы и разрешения для пребывания на территории страны.

В зависимости от статуса участника за проживание взимается умеренная плата, которая расходуется на обслуживание домов и улучшение инфраструктуры.

Свободные жилые площади сдаются в краткосрочную аренду внешним клиентам. Полученный доход направляется на расширение сети и их улучшение.

У каждого хаба есть свой парк электрического автотранспорта и другого оборудования на правах общего имущества проживающих на территории.

Участники объединения работают удаленно, создавая продукты в IT сфере, их дети могут учиться как дистанционно, так и в местных учебных заведениях, а так же получать дополнительное образование.

Кроме основной деятельности возможен запуск локальных бизнес юнитов резидентами хаба. Для этого возможна внутренняя инвестиционная программа.

Все процессы максимально автоматизированы, а финансы предельно прозрачны для всех участников, никакой касты управленцев, чиновников или менеджеров, только профессионалы своего дела.

Для функционирования и управления жилой сетью используется открытый протокол на базе децентрализованных технологий.

Заключение

Pokupo

Мы живем в век стремительных изменений, когда десятилетиями работавшие системы, не выдерживают скорости и вызовов современности, яркий тому пример - финансовый сектор и национальные государства, привычные иерархические системы управления перестают быть эффективными. Нам очень нужны новые формы организации жизни и деятельности людей, подобно той, что я кратко описал выше.

Я полностью уверен в предложенной концепции, которая требует более детальной проработки, но выбранный вектор правильный. Сейчас уже запущен процесс поиска земли для пилота в Словении, а также подписано предварительное соглашение на участие частного инвестора. Изучаются вопросы получения лицензии финансового провайдера и регистрации инвестиционного фонда.

Буду рад обратной связи и готов к конструктивной критике, но более всего, буду рад новым людям, если наши идеи и принципы близки вам, это как минимум повод, чтобы познакомиться, а возможно, объединить усилия в трансформации будущего.

Живите долго и процветайте!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Александр Стрелов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 4, "favorites": 14, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 114372, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 23 Mar 2020 16:53:49 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Торговля
Создаём онлайн-магазин и продаём без кассиров: гайд по бесконтактной торговле в кризис
Я видел много статей за последние дни, чем заняться дома, но не нашёл толковых инструкций по выживанию для ритейла.
0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Буду наблюдать за развитием вашего проекта. У меня аналогичные мысли есть, правда менее глобальные (типа "деревни программистов", что в Кировской области)

Ответить
0

Согласен, что есть люди, готовые менять насиженные места. Но есть и те, кого проще говоря "мама не пускает", т.е. они не променяют свою родину ни при каких условиях. Ваша же идея, насколько понял, - в том числе сделать организованный процесс перемещения человека в рамках этой системы. Как это противоречие устранять, если кочевник вдруг решил осесть? 

Ответить
1

Он может выбрать где осесть и купить собственное жилье, работая в сильной организации это вопрос доходов, так же не исключен вариант выкупить жилье у объединения и жить на постоянной основе в любимом хабе. 

Ответить
0

Поймал себя на мысли, что описанный проект для реального мира является пока утопичным. Интересным, но утопичным. 
Как насчёт ещё одного - приземлённого реального продукта для продвижения бренда и достижения ряда других целей?

Ответить

Прямой эфир