{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как люди подрывают ваш авторитет шутками и что с ними делать?

Меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель в НИУ ВШЭ и MOOVE в Сколково. Сегодня рассказываю, где грань между безобидной шуткой и подрывом вашего авторитет. В конце даю универсальный прием для защиты от неприятных подколов.

К чему приводит игнорирование конфликтов

Представьте ситуацию:

Стас — крутой специалист. Он давно работает в компании и в хороших отношениях с руководителем Егором. Как-то раз Егор решил посоветоваться со Стасом по задаче. Стас громко при всей команде подшучивает: «Егор, опять тебе непонятно! Ну давай объясню».

Что здесь не так и есть ли конфликт?

Если смотреть на момент ситуации, кажется, что конструктивной проблемы нет. Давайте заглянем в будущее и зададимся парой вопросов. Если руководитель Егор проигнорирует эту фразу:

  • Как этот случай запомнит сам Стас?
  • Какое впечатление от ситуации останется у остальной команды?
  • Как будут относиться к руководителю, которому «вечно что-то непонятно»?

Фактически этой фразой Стас назвал Егора некомпетентным. Или, по-другому, навязал ему невыгодную социальную роль.

Немного скучных определений:

Социальная роль — это ваш статус, мнение людей о вас.

Формальная социальная роль — это то, как вас воспринимают по формальным признакам: руководитель, стажер, отец, партнер и т. д.

Неформальная социальная роль — описательная часть вашей формальной роли: некомпетентный руководитель, инициативный стажер, строгий отец, надежный партнер и т. д.

Конфликт — это ситуация, в которой меняется ваша неформальная социальная роль или смещаются ваши личные границы.

Когда вы игнорируете конфликт, вы соглашаетесь с социальной ролью, которую вам навязывают. Чем больше игнорируете — тем сложнее из нее выбраться, с каждым новым подколом социальная роль закрепляется все сильнее.

Когда вам навязывают невыгодную социальную роль, из нее становится труднее доносить свои идеи и потребности, выгодно договариваться и строить отношения с людьми.

Итак, вернемся к нашей ситуации. Мы видим, что Стас навязывает Егору невыгодную социальную роль. Поэтому это конфликт и его нужно решать.

Отстаиваем свои границы с помощью приема «декодирование»

Чтобы грамотно решать конфликты, вам нужно научиться замечать моменты, когда люди меняют вашу социальную роль. Чувствуете, что вас ставят в невыгодное положение — пора решать конфликт.

Есть масса приемов для отстаивания личных границ. Расскажу о самом простом и действенном. Этот прием называется «декодирование».

Декодирование — это расшифровка того, что на самом деле говорит собеседник, но скрывает под видом шутки или чего-то еще. То есть это истинный смысл слов. Чтобы декодировать слова человека, нужно понять, какую социальную роль вам приписывают. В нашем кейсе эта социальная роль — некомпетентный.

Далее возвращаем это декодирование человеку в виде вопроса, показывая, что мы понимаем, что он хотел сказать в действительности:

— Слушай, сейчас показалось, что ты считаешь меня некомпетентным?

После этого у собеседника будет два пути:

  • Оправдаться. Если собеседник начнет оправдываться, это поможет восстановить авторитет в глазах свидетелей ситуации.
  • Согласиться и сказать, что он правда считает вас некомпетентным. Этот вариант маловероятен, человек вряд ли захочет открыто агрессировать на людях, ведь он просто хотел пошутить :)

Подведем итог:

  • Конфликт — это не всегда про конструктивный вред прямо сейчас. Нужно обязательно проверить, какие последствия ситуации могут быть в будущем.
  • Если чувствуете, что вас ставят в невыгодное положение и меняют социальную роль — не замалчивайте проблему.

В своем блоге я разбираю кейсы и прикладные приемы, которые помогают людям добиваться выгодных договоренностей и строить комфортные отношения с помощью коммуникации. Подписывайтесь на меня на VC и на мой блог «Осознанные коммуникации» в Телеграме, туда я пощу чаще :)

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Спорное утверждение

насколько обидно нужно пошутить, чтобы человек потом такую статью написал

Ответить
Развернуть ветку
Dr. Smith

это все зависит от уровня ЧСВ, у некоторых руководителей такой огромный синдром бога что и смотреть нужно с осторожностью на его величайшее величество))

Ответить
Развернуть ветку
Афанасий Трепыхалов

Да казла "обидели", хотя он может быть и генетически неполноценен..

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Sukharevsky

Бредятина! Получается, автор продвигает тезис: "Руководитель должен иметь иммунитет от любой критики, даже в форме шутки, он же РУКОВОДИТЕЛЬ".
Если начали подшучивать из-за его некомпетентности, его надо не охранять, а увольнять!
Автор также путает личные границы и профессиональную деятельность.

В общем, Ромашов, садись, два.

Ответить
Развернуть ветку
Отоночо

Егор может ответить:
- Стас, если ты не сможешь ещё раз нормально объяснить ход своих мыслей, то я тебя уволю.
Я не палеонтолог, чтобы понимать язык обезьяны. Изъясняйся, пожалуйста, нормально.
После этого Стас сам займет свое место в стойле

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

На что Стас ему логично возразит, что, мол,, не просто так придумали термин имбецильность.
А что до увольнения - вот подпиши заявление и иди нахуй. Дедлайн и сдача проекта теперь Стаса не касается, ведь он пошёл сразу на больничный..на самоизоляцию.

(ведь Стас крутой специалист по условиям и быстро найдет себе работу)

Ответить
Развернуть ветку
Отоночо

Если Стас действительно хороший специалист то любой другой сможет разобраться в его результатах

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

А вот это вряд ли. Любой другой может быть совсем не таким крутым специалистом.
Например, это может касаться такой области, как семантическое моделирование данных и реализация в целевой СУБД.
И лишь такой же специалист, как вышеупомянутый условный Стас сможет действительно там разобраться.
Для других (коих большинство) это будет черный ящик.

Ответить
Развернуть ветку
Отоночо

+
А что до дедлайнов. Любой человек может погибнуть внезапно, как говорил прототип булгаковского Воланда и поэтому подвязывать сроки под конкректного человека глупо и опасно.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

Согласен с озвученным Вами правилом.
Если Егор уверен, что в команде есть полный аналог Стаса по проф навыкам и умеющим и желающим работать за двоих, то может уволить специалиста.
Но, похоже, что Егор весьма глуп, раз:
1. Лезет управлять в область "контролируемого хаоса", в котором крутой специалист Стас сам разрулит процессы.
2. Отвлекает специалиста от рабочего процесса, создает напряженность (просто потому, что захотелось).
3. Не оценивает важность данного специалиста для проекта вцелом.

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Палеонтологи немного о другом)

Ответить
Развернуть ветку
Отоночо

кости приматов они все-таки изучают )

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Подъязычная кость - весьма косвенный способ изучения речи ))

Ответить
Развернуть ветку
Отоночо

Воспринимайте мое утверждение, пожалуйста, как метафору и не делайте мне мозги ))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Роман Коц

Умный не станет обращать внимания на чьи-то шутки, а еще более умный не станет обращать внимание ни на какой авторитет

Ответить
Развернуть ветку
under construction

Автор ты бредишь.
По-твоему единственно правильный подход к выстраиванию отношений это подход малолетки-спермотаксикозника, который на любую подначку реагирует как будто у него мозжечек защемили?
Это будет работать в компании таких же подростков если сил продавливать на всех свое ЧСВ хватит. В коллективе взрослых и состоявшихся людей будут тупо глумиться от скуки подначивая на слабо.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Ворончихин

Есть законы этики. ...Оскорблять руководителя в здоровом коллективе не принято, ни в шутку, ни всерьез...Да и выставлять напоказ свою якобы значимость, то же не принято...

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

Будьте любезны, законы в студию.
Т.е. оскорблять подчиненного? Принято?
я имею ввиду в "здоровом коллективе".
значимость кто выставляет? руководитель?

Ответить
Развернуть ветку
Молодой горошек

"— Слушай, сейчас показалось, что ты считаешь меня некомпетентным?" - очень длинный ответ!

"слушай, "показалось" "некомпетентный" - в драке нет правил!

На фразу:«Егор, опять тебе непонятно! Ну давай объясню».
Надо ответить:"Ты уже пробовал, и у тебя не получилось!"
И можно "добить ногами", обращаясь к аудитории:"Кто объяснит Стасу почему он отвратительно объясняет?"

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

"... да никто, вроде, на Стаса не жаловался" - ответ из зала

Ответить
Развернуть ветку
Молодой горошек

"тогда вы плохо его слушаете"

Ответить
Развернуть ветку
Молодой горошек

и добавить: а если вы его плохо слушаете, значит он говорит не по делу.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь про маркетинг

Нельзя таких недооценивать и считать глупыми, за таким наездом всегда есть корыстный интерес. Манипуляторы всегда знают, что и зачем делают.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Sukharevsky

Вы не поняли, кто в этой истории глупый? Шарман!

Ответить
Развернуть ветку
Афанасий Трепыхалов

Глупый кто?
Да тот, кому слова о "некомпетентности" были адресованы.
Чувак настолько туп, что предыдущих, значительно менее забористых, подколок - не заметил..
Даже если ты директор - твой авторитет может быть обоснован только твоими профессиональными качествами, но никогда, ни при каких обстоятельствах - тем, что ты просто директор..

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Anderson

беглый взгляд на комменты говорит о том, что тут аудитория не для обсуждения таких вопросов... вся моя карьера была в таком режиме, когда приходилось долго думать как кого-то поставить на место, в основном не подчиненных, а коллег во всяких "коллективных" говноразумах:)
однажды, одного малолетнего чувачка в модном костюме из типа айти с дуру поставили со мной на одну ступеньку и он "залился звонким лаем" в корпортаивных переписках и чатах... три месяца мне пришлось ждать момента когда получилось его шикарно опустить!:) когда он облажался, я ответил со скришотами и поставил в копию все правление, через пару часов (он видимо попытался пожаловаться на самый верх) меня позвали в кабинет к основному акционеру, он там тоже сидел с глазами на жопе и его поставили на ступеньку ниже, туда где ему и было место и избавили меня от сраной головной боли из-за этого петушка:))

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Софт скилы развивать сложнее хардов

Ответить
Развернуть ветку
Trautmori

ну если серьезно, то предполагаемый вариант решения не сильно топовый - активная агрессия на пассивную. потом уже норм отношений не будет

Ответить
Развернуть ветку
Наблюдатель Реальности

от ваших комментов впечатление что задело всех " Егоров " вы чего такие категоричные !? Категоричность признак не высокого уМа. Ситуацию описал автор так, для примера служебного абьюзинга, и это самое мягкое. его проявление но тонкое !

Ответить
Развернуть ветку
Ro

немного похоже на советы из мемов, как ответить в споре

Ответить
Развернуть ветку
Lina 4inampa

научиться шутить в ответ для начала

Ответить
Развернуть ветку
Trautmori

а как раньше ебало набить ?

Ответить
Развернуть ветку
n.shmelev

для кого-то это полезно?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Полетаев

Шутки могут быть забавными, но иногда они могут подорвать ваш авторитет. Важно научиться реагировать на них с умом и тактичностью. Вместо того чтобы вступать в споры или обижаться

Ответить
Развернуть ветку
OnlySkills Саморазвитие

Интересно. Только вот Стас сказал громко, чтобы все слышали, а Егор, скорее всего, ответил только Стасу.
Получается, что Егор корректно "осадил" Стаса, а вот у всего остального коллектива так и осталось в подсознании, что руководитель некомпетентный.

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда