Как люди подрывают ваш авторитет шутками и что с ними делать?

Меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель в НИУ ВШЭ и MOOVE в Сколково. Сегодня рассказываю, где грань между безобидной шуткой и подрывом вашего авторитет. В конце даю универсальный прием для защиты от неприятных подколов.

Как люди подрывают ваш авторитет шутками и что с ними делать?

К чему приводит игнорирование конфликтов

Представьте ситуацию:

Стас — крутой специалист. Он давно работает в компании и в хороших отношениях с руководителем Егором. Как-то раз Егор решил посоветоваться со Стасом по задаче. Стас громко при всей команде подшучивает: «Егор, опять тебе непонятно! Ну давай объясню».

Что здесь не так и есть ли конфликт?

Если смотреть на момент ситуации, кажется, что конструктивной проблемы нет. Давайте заглянем в будущее и зададимся парой вопросов. Если руководитель Егор проигнорирует эту фразу:

  • Как этот случай запомнит сам Стас?
  • Какое впечатление от ситуации останется у остальной команды?
  • Как будут относиться к руководителю, которому «вечно что-то непонятно»?

Фактически этой фразой Стас назвал Егора некомпетентным. Или, по-другому, навязал ему невыгодную социальную роль.

Немного скучных определений:

Социальная роль — это ваш статус, мнение людей о вас.

Формальная социальная роль — это то, как вас воспринимают по формальным признакам: руководитель, стажер, отец, партнер и т. д.

Неформальная социальная роль — описательная часть вашей формальной роли: некомпетентный руководитель, инициативный стажер, строгий отец, надежный партнер и т. д.

Конфликт — это ситуация, в которой меняется ваша неформальная социальная роль или смещаются ваши личные границы.

Когда вы игнорируете конфликт, вы соглашаетесь с социальной ролью, которую вам навязывают. Чем больше игнорируете — тем сложнее из нее выбраться, с каждым новым подколом социальная роль закрепляется все сильнее.

Когда вам навязывают невыгодную социальную роль, из нее становится труднее доносить свои идеи и потребности, выгодно договариваться и строить отношения с людьми.

Итак, вернемся к нашей ситуации. Мы видим, что Стас навязывает Егору невыгодную социальную роль. Поэтому это конфликт и его нужно решать.

Как люди подрывают ваш авторитет шутками и что с ними делать?

Отстаиваем свои границы с помощью приема «декодирование»

Чтобы грамотно решать конфликты, вам нужно научиться замечать моменты, когда люди меняют вашу социальную роль. Чувствуете, что вас ставят в невыгодное положение — пора решать конфликт.

Есть масса приемов для отстаивания личных границ. Расскажу о самом простом и действенном. Этот прием называется «декодирование».

Декодирование — это расшифровка того, что на самом деле говорит собеседник, но скрывает под видом шутки или чего-то еще. То есть это истинный смысл слов. Чтобы декодировать слова человека, нужно понять, какую социальную роль вам приписывают. В нашем кейсе эта социальная роль — некомпетентный.

Далее возвращаем это декодирование человеку в виде вопроса, показывая, что мы понимаем, что он хотел сказать в действительности:

— Слушай, сейчас показалось, что ты считаешь меня некомпетентным?

После этого у собеседника будет два пути:

  • Оправдаться. Если собеседник начнет оправдываться, это поможет восстановить авторитет в глазах свидетелей ситуации.
  • Согласиться и сказать, что он правда считает вас некомпетентным. Этот вариант маловероятен, человек вряд ли захочет открыто агрессировать на людях, ведь он просто хотел пошутить :)

Подведем итог:

  • Конфликт — это не всегда про конструктивный вред прямо сейчас. Нужно обязательно проверить, какие последствия ситуации могут быть в будущем.
  • Если чувствуете, что вас ставят в невыгодное положение и меняют социальную роль — не замалчивайте проблему.

В своем блоге я разбираю кейсы и прикладные приемы, которые помогают людям добиваться выгодных договоренностей и строить комфортные отношения с помощью коммуникации. Подписывайтесь на меня на VC и на мой блог «Осознанные коммуникации» в Телеграме, туда я пощу чаще :)

3838
35 комментариев

насколько обидно нужно пошутить, чтобы человек потом такую статью написал

12
Ответить

это все зависит от уровня ЧСВ, у некоторых руководителей такой огромный синдром бога что и смотреть нужно с осторожностью на его величайшее величество))

4
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Бредятина! Получается, автор продвигает тезис: "Руководитель должен иметь иммунитет от любой критики, даже в форме шутки, он же РУКОВОДИТЕЛЬ".
Если начали подшучивать из-за его некомпетентности, его надо не охранять, а увольнять!
Автор также путает личные границы и профессиональную деятельность.

В общем, Ромашов, садись, два.

10
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

На что Стас ему логично возразит, что, мол,, не просто так придумали термин имбецильность.
А что до увольнения - вот подпиши заявление и иди нахуй. Дедлайн и сдача проекта теперь Стаса не касается, ведь он пошёл сразу на больничный..на самоизоляцию.

(ведь Стас крутой специалист по условиям и быстро найдет себе работу)

6
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить