12 шагов, как наладить удаленную работу, если рядом дети и... выжить

Об этом не принято говорить. Кто-то винит обстоятельства, а кто-то закрывается ладошками и делает вид, что проблем нет. Но в нынешних условиях без этого не обойтись. Это… нет, не Апокалипсис, а необходимость работать из дома с детьми.

12 шагов, как наладить удаленную работу, если рядом дети и... выжить

Автор: Александра Гомозова, ведущий менеджер по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре hh.ru

Как вы оказались в этой ситуации? Под влиянием указа «о повышенной готовности»? Расплачиваетесь за долгожданный отпуск в Тоскане? А может просто находитесь в отпуске по уходу за ребенком? Факт остается фактом – вам необходимо работать, но при этом вас окружают дети. Безмерно любимые, но совсем не вписывающиеся в привычный рабочий процесс.

И, если обычно их с определенного возраста можно вручить воспитателю в садике или классному руководителю в школе, то в условиях карантина или свободного посещения этот прием может не сработать.

Надеюсь, эти 12 шагов помогут вам вырваться из оков отчаяния и научиться выполнять задачи, несмотря на ежеминутные крики «мама!» и рассыпанные повсюду, словно мины, детали детского конструктора. Хочется верить, что вы, если и не начнете новую жизнь, в которой нет места упущенным дедлайнам, стыду и остывшему кофе, то хотя бы сможете немного наладить рабочие процессы на дому. Или просто улыбнуться. Поехали!

Шаг 1. Отрицание, гнев, торг, депрессия… Принятие

Мы признаем, что наши рабочие и бытовые процессы теперь не вполне контролируются нами самими.

Все-таки мультфильмы и планшет 18 часов в сутки не рекомендованы ВОЗ для молодого и растущего организма, даже если в оставшееся время ребенок прекрасно себя чувствует, ест и спит, и даже если в планшете исключительно развивающие игры, а мультфильмы транслируются с помощью проектора. Нам кажется, что мы в любой момент можем выключить «Щенячий патруль» и отказаться от «Синего трактора», но рука сама снова и снова тянется к пульту. Примите это. Пора победить эту зависимость и двигаться дальше.

Шаг 2. Поиск помощи

Мы приходим к убеждению, что сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам равновесие.

Стоит обратиться к опыту старшего поколения, которое вырастило нас и еще пятерых братьев и сестер, зачастую параллельно работая в две смены. Не нужно бояться признать свою несостоятельность в умении делать несколько дел одновременно, если благодаря этому шагу у вас появится хотя бы два дополнительных часа в день.

Если первый вариант не подходит, альтернатива — нанять либо человека, выполняющего ваши рабочие задачи, либо няню.

Шаг 3. Решение

Мы принимаем решение перепоручить нашу ситуацию высшей силе. В данном случае – времени.

Если ребенок достигает 3 лет и бодрствует, няни или прочие родителезаменители отсутствуют, а количество деловых писем в почте достигает критической массы, идеальным решением будет взять таймер и установить его на 1 час. Методом переговоров подготавливаем ребенка к тому, что в этот час мы принадлежим исключительно рабочим задачам, а он – самому себе. Зато по истечении часа мы сможем выкроить 15-20 минут на совместное времяпрепровождение. Тоже по таймеру, разумеется. Юные подопытные в большинстве случаев переходят в стадии гнева и отрицания, но через некоторое время, после адаптации, принимают такой режим за основу.

Шаг 4. Анализ ошибок

Мы беспристрастно оцениваем себя и осознаем, что же мы представляем из себя на самом деле.

Этот шаг предполагает умение посмотреть в лицо своим недостаткам и научиться ими управлять.

Искушение поддаться любым видам прокрастинации велико, поэтому лучше всего составить план ежедневной работы, выделяя дела по принципу «срочно-важно». В особо сложных случаях включаем в него даже три с половиной минуты на вынос мусора. И только после выполнения нами всех приоритетных задач можно позволить себе посмотреть видео с котиками или новые мемы про коронавирус.

Шаг 5. Признание

Мы признаемся в истинной сущности наших намерений.

Честно и со всей ответственностью озвучиваем и работодателю, и ребенку свои возможности:

  • Оговариваем с работодателем часы, в которые мы доступны, не нарушаем договоренности и предупреждаем о любых форс-мажорах. Таким образом закрепляем за собой репутацию надежного и ответственного сотрудника.

  • Выполняем обещания, данные детям, и уделяем им время, если договаривались об этом. Не забываем при любом удобном случае обнимать ребенка и говорить, как много он для нас значит.

Выполнение обещаний требует сил и даже мужества. Зато, если при этом стороны не будут случайно перепутаны, шаг будет считаться успешно пройденным.

Шаг 6. Готовность

Мы готовимся к новой жизни и проводим глубокую и бесстрашную инвентаризацию:

  • Своего рабочего пространства: превращаем его в место силы, освобождая от журналов про родительство, книг про репку и высохших яблочных огрызков. Создаем рабочую атмосферу, даже если это диван или кухня, оборудовав пространство необходимой техникой и даже, при необходимости, специальными тапочками «для работы». Доносим до родных и ребенка, что, когда вы находитесь в этом месте и в этих тапочках, вы недоступны. Если это не помогает, можно начертить мелом круг и обозначить, что даже просьба «поднять веки» не повлияет на вашу решимость.

  • Запасов игрушек, книг, карандашей, пластилина, раскрасок и прочих расходников. Если таковые не найдены, срочно закупаем. Да, планшет намного более экологичен, и от него не остается липких пятен, но мы же хотим разнообразить досуг подрастающего поколения, к тому же считается, что работа руками развивает интеллект.

  • Своей фантазии. Но это – уже в следующем шаге, так сказать, для более продвинутых пользователей.

Шаг 7. Изменение

Мы меняем привычки и обретаем положительный опыт.

Время гаджетов проходит, и наступает время фантазии. Вместе с ребенком вы переосмысливаете его занятия и начинаете генерировать новые идеи. Отныне каждый день вы обозначаете ему новые миссии: нарисовать ваше счастливое будущее, слепить из пластилина грушу, посмотреть лекцию в безопасном режиме на YouTube или поставить моноспектакль в духе Александра Петрова.

Начинаете совмещать свои собственные планы с заданиями для ребенка, обеспечивая таким образом помытую посуду или убранные игрушки. Если этот этап слишком сложен, привлечение клининга и доставки еды провалом не считается.

Шаг 8. Прощение

Мы избавляемся от чувства вины.

И рефлексии, что мы плохие родители или работники. Это тонкая психологическая настройка, и в особо запущенных случаях может потребоваться помощь психотерапевта.

Самостоятельно попытаться справиться с этим тоже можно. Во-первых, следует понять, что является триггером всплеска негативных эмоций и стараться постепенно изменить свою реакцию на него. Во-вторых, необходимо выработать свой «якорь» для переключения внимания и начать фиксировать свои достижения.

Если получается плохо, проходим этот шаг снова. Если упираемся в стену – разворачиваемся и продолжаем шагать. Это, кстати, помогает еще и держать себя в форме при длительной сидячей работе.

Шаг 9. Возмещение

Мы активно вовлекаемся в коммуникации и компенсируем свое отсутствие.

С руководителем и коллегами мы общаемся во всех принятых digital-каналах, участвуем в социальной жизни компании и стараемся заводить полезные знакомства, даже если мы убежденные социопаты. Это поможет не застрять на нижних ступенях карьерной лестницы или не сорваться вовсе.

Кроме того, мы возмещаем «ущерб» своего отсутствия в жизни ребенка, и вкладываем во время, проводимое с ним, максимум сил, делая его качественным. Конечно, потребность детей во внимании глубже Марианской впадины (ее хотя бы можно измерить), но польза даже от получаса качественного времени в день неоценима и формирует правильные взаимоотношения с подрастающим поколением.

Шаг 10. Самоанализ

Мы учимся анализировать свои действия, делать правильные выводы.

Удаленная работа имеет множество сложностей, среди которых и отсутствие живого общения и прозрачности процессов, и необходимость серьезной самоорганизации и тайм-менеджмента, и стертость границ рабочей и личной жизни. Поэтому здесь как никогда важно понимать, какую роль в огромном механизме выполняет наша шестеренка, чтобы развивать те качества и скиллы, которые помогут ей крутиться наиболее эффективно.

Шаг 11. Путь к свободе

Мы ищем ресурсы внутри себя.

Работа с детьми – это не про «ми-ми-ми», а про жесткую дисциплину всех участников процесса. Поэтому, помимо прочего, мы неизменно учимся чувствовать себя. Посвящая всё время ребенку и работе, и раз за разом забывая о собственных потребностях, мы делаем только хуже всем сферам жизни. Потребности в данном контексте – не еда и сон, а развлечения и отдых. Поэтому в современных джунглях необходимый набор для выживания состоит не из спичек, веревки и ножа, а из спорта, хорошего вина, общения с друзьями, любимой книги и регулярного отдыха от всех и вся. Сначала надеваем спасательный жилет на себя, затем – на всех остальных.

Шаг 12. Помощь миру

Мы делимся с окружающими своим опытом.

Проходя все шаги, мы освобождаемся от страха удаленной работы с ребенком под боком, учимся планировать свое время, сохраняя work-life balance. Это отличный тест-драйв себя как фрилансера: потянем или увязнем и придется вытаскивать? И вообще, в полевых условиях «удаленки» мы учимся ценить то, что имеем, ведь это отличная возможность проводить как можно больше времени с семьей!

Ну, по крайней мере, теперь мы точно можем объяснить всем желающим, как обстоят дела на самом деле 😉

55
2 комментария

Ребенок ваш друг и уже с раннего возраста он может стать вашим помощником во многих делах. Если правильно автоматизировать (при возможности) многие процессы в своей работе вы сможете успешно работать дома 

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить