Корпортивный психолог в 2024 году: лишние траты или необходимость?

Корпортивный психолог в 2024 году: лишние траты или необходимость?

В настоящее время все больше компаний заботится не только о физическом комфорте своих сотрудников на рабочих местах, но и моральном состоянии. Если еще десять лет назад люди со скепсисом относились к профессии корпоративного психолога, то сейчас такие специалисты есть в каждой крупной компании, и все больше небольших организаций привлекают к работе таких психологов.

О том, зачем в современном мире нужен корпоративный психолог, какими навыками он должен обладать и как выбрать психолога в свою компанию, расскажет психолог НАДПО Жаля Аскерова.

Зачем нужны психологи в организации?

В России, согласно исследованиям аналитического центра НАФИ, последних лет (2020-2024) с профессиональным выгоранием столкнулись более 45% работающих граждан, и порядка 13% испытывают его в настоящий момент. По миру, по данным ВОЗ, эти цифры примерно такие же – ежегодно более 50% процентов сотрудников проживают выгорание или состояние, к нему близкое. В 2019 году ВОЗ признала выгорание диагнозом и определила как состояние апатии в результате хронического стресса на рабочем месте.

Для сопровождения и поддержки сотрудников, испытывающих сложности, а также для их предотвращения, существуют психологи, чья деятельность сфокусирована на поведении человека на рабочем месте.

Такие психологи называются корпоративными, или же, на международной арене – организационными. В их компетенции входит множество функций – от профилактики выгорания до решения межличностных конфликтов или же сопровождения увольнения. Также специалисты могут грамотно организовывать тимбилдинги и работать над повышением уровня доверия в компании, или даже авторитета руководителя команды в глазах подчиненных.

Цели, задачи, результаты

В идеале, корпоративные психологи – это превентивные специалисты. Они работают на опережение и профилактируют многие ситуации, которые могут застать человека на работе – например, уже упомянутое выгорание, конфликт интересов с коллегами, влияние человеческого фактора на эффективность работы. Однако, если проблема или её предвестник возникает – психолог знает, как без последствий ее разрешить.

Что специалист может делать в организации?

· Индивидуальные психологические консультации по рабочим вопросам: помощь в адаптации сотрудника, хронический стресс, смена должности и даже сопровождение увольнения, чтобы минимизировать его влияние на человека.

· Работа с корпоративной культурой: проверка на актуальность ценностей и системы мотивации компании. Работает ли это, соблюдается, устраивает ли сотрудников?

· Работа с кадрами: коммуникация с потенциальными сотрудниками, консультирование руководства исходя из психологического портрета соискателя

· Оценка производительности: разработка методов оценки эффективности на рабочем месте. Комфортно ли сотрудникам, устраивает ли такой темп компанию? Что можно улучшить для повышения производительности?

· Тренинги, тимбилдинги: разработка мероприятий, нацеленных на формирования доверия, сплоченности в коллективе.

· Работа с конфликтами: разрешение и предупреждение недопониманий между коллегами или сотрудником и руководством.

Помимо этого, специалист должен обладать навыками из смежных сфер – консалтинг и коучинг. Необязательно иметь второе высшее образование в сфере управления персоналом, однако профессиональная переподготовка или дополнительная программа станет плюсом. Такие компетенции психолога на этой должности позволяют привлекать его к консультированию руководства по ключевым вопросам работы и развития организации, а также, по необходимости, к некоторым маркетинговым исследованиям. Помимо этого, коучинг сотрудников в области целеполагания тоже снизит уровень всеобщего стресса.

Форматы сотрудничества и зарплатные ожидания

Сейчас компании практикуют два варианта сотрудничества со специалистом – можно оформить психолога в штат и работать с ним на постоянной основе, либо же сотрудничать с приглашенным специалистом. Многие агрегаторы психологической помощи (Zigmund, Ясно и другие) работают на аутсорс и готовы предоставить специалиста компании на взаимовыгодных условиях.

Выбрать формат работы можно исходя из цели – если компания сейчас переживает турбулентность и нужно пересмотреть некоторые фундаментальные стратегии или решить противоречия, эффективнее будет привлечь человека в команду. Если запросы ситуативные и решить их можно на короткой дистанции – разумнее сотрудничать с сервисами: можно направлять сотрудников непосредственно в агрегатор с возможностью выбора специалиста по душе, а можно одного психолога на компанию, который будет включаться в работу по мере необходимости: раз в неделю, раз в месяц, когда грядут изменения etc.

Также сотрудничество с сервисами психологической помощи дает компании возможность работать с самозанятыми или ИП, более того – сервис сам берет на себя процесс отбора специалистов на профпригодность и компетентность. Однако, штатный психолог, который постоянно с коллективом, возможно, быстрее расположит к себе команду.

Что касается оплаты труда – она, как и во всех сферах, зависит от навыков и опыта специалиста, однако консультации для бизнеса все еще стоят дороже, чем личная терапия. Например, стоимость одной индивидуальной сессии для компании начинается от 5000 рублей, если вы работаете с психологом со стороны. Зарплаты же штатных специалистов по состоянию на 2024 год рынок оценивает от 70.000 (Headhunter). Начинающие специалисты претендуют на ставку от 50.000.

Компетенции и эффективность сотрудничества

При выборе корпоративного психолога, важно ориентироваться на следующие качества:

· Высшее психологическое образование, личная терапия и супервизия специалиста

· Релевантный опыт. Консультативный психолог без специальной переподготовки не сможет работать с бизнесом

· Навыки: какими психотерапевтическими методами владеет специалист, в каких подходах работает. Владеет ли смежными инструментами: коучинговыми техниками, навыком работы с группой.

· Также важно, чтобы у вас со специалистом сошлись базовые ценности, иначе, при всем профессионализме, продуктивного сотрудничества может не сложиться.

Поскольку с момента, как вы решили, что вашей компании необходим поддерживающий специалист, работа идет перманентно, бывает сложно в моменте оценить ее эффективность. Чтобы понимать, что вы на верном пути, стоит периодически обсуждать со специалистом конкретные ситуации в формате кейсов, которые наглядно покажут «точку А», «точку Б» и путь из одной в другую.

Чтобы сверяться, что прогресс в решении поставленных задач всё же есть, важно разбирать их на составляющие и оценивать: какие сложности удалось выявить, как можно с ними работать, какой промежуточный результат достигнуть и какой план дальше.

Что может пойти не так: ошибки руководства при найме организационного психолога

Если вы поняли, что вашей компании на данном этапе не помешает психолог, будьте внимательны и бережны при его выборе. Приводим топ распространенных ошибок, после которых можно разочароваться в психологии, потому что она не сможет в полной мере решить ваш запрос:

  • Пригласить психолога из смежной области. Например, очень уважаемого и опытного семейного терапевта без бизнесовых навыков. В коммуникации с сотрудниками важны не только знания и терапевтический инструментарий, но и понимание контекста и процессов, в которые они вовлечены.
  • Пригласить психолога без предупреждения. Если не поставить команду в известность о намерении привлечь специалиста со стороны и не обосновать, для чего это нужно – многие сотрудники могут отнестись к появлению «какого-то терапевта» со скепсисом. За неимением информации люди могут решить, что они в чем-то провинились и внедрение психолога – это какой-то план руководства по донесению мнения чужими руками.
  • Пригласить знакомого психолога. Согласно этическому кодексу, между терапевтом и клиентом (в данном случае им выступает руководитель) могут быть исключительно деловые отношения. Наличие побочных отношений снижает эффективность общения: психологу при всем профессионализме будет сложно оставаться объективным и безоценочным, а руководителю – непрежвзятым.

Еще больше инетерсной информации о работе корпоративного психолога читайте на сайте аккадемии НАДПО.

Начать дискуссию