Уйти из айти и не вернуться

Уйти из айти и не вернуться

В последнее время вместе с тенденцией «войти в айти» наблюдается и обратная: покинуть золотую клетку в поисках себя. Прочитал недавно классную статью на тему ухода из айти. В ней названы причины, по которым люди, выглядящие успешными, хотят покинуть эту «сытую» сферу. Эти причины – не результат обобщения, они отражают мотивы конкретных людей, мнение и опыт которых описываются в статье. Итак:

5 причин, почему люди бегут из IT

1. IT специалисты никогда не станет культурной элитой. Они живут «под куполом» в собственном мире «розовых единорогов». Культурный мотив был важен для Александра Чаховского, IT-директора, который покинул айти чтобы последовать своему призванию и стать импресарио.

2. IT – «уютный мир деградации». Эту причину называла Ольга Хаткевич, SEO –специалист из Wargaming. По ее мнению, в IT перестаешь развиваться, поскольку там и так хорошо. Рутина настолько достала, что Ольга решила взять паузу и уволится в никуда. А затем, стала фитнес-тренером и вполне довольна своим решением.

3. Айтишник – не хозяин жизни, а всего лишь обслуга. Люди на топовых позициях действительно получают все плюшки, а труд человека на обычных линейных позициях почти не отличается от труда людей на заводах или в колл-центрах.

4. Быть богатым - не призвание. Люди теряют смысл своей работы и больше не хотят тратить на нее силы и время. Алёна Мельченко сознательно вышла из состава учредителей IT-компании, поскольку "устала жить"от напряжения и интенсивной работы.

5. IT – золотая клетка. Это мнение Анны Суслиной, которая из ушла Epam и начала рисовать иллюстрации. Многие, обеспечив себе достойный уровень жизни, хотят заняться тем, что действительно «делает их живыми»

Эта статья очень созвучна моим мыслям, поэтому я бы хотел обсудить ее с вами.

В поисках себя

На мой взгляд, из IT уходят не потому что там плохо, а в поисках себя. Мало кому удается в 17 лет раз и на всю жизнь найти занятие по душе и следовать ему, начиная с поступления в университет на соответствующую специальность. Да, IT — это круто, это престижно, это перспективно. В советское время школьники хотели стать космонавтами, в девяностых – бандитами, а сейчас – айтишниками. Почему нет?

IT – это очень большая отрасль, в ней можно быть и инженером, и писателем, и художником, и маркетологом. И платят неплохо.Но после того, когда проработаешь 5 – 10 лет, закроешь большинство материальных вопросов, повзрослеешь, начинаешь задавать себе вопросы: а действительно ли то, чем я занимаюсь, дело моей жизни? Достойно ли оно называться делом?

Повзрослев, начинаешь лучше понимать себя и искать то, что помимо денег дало бы чувство гордости за собственною работу, ее полезности для других. Иногда даже готов заняться делом по душе даже без денег. Самореализация – вершина пирамиды, если помните. Становится актуальна, когда закрыты потребности попроще.

И наоборот. После ухода из IT человек начинает заниматься любимым делом, и он счастлив. Но материальные потребности опять становятся актуальными, поскольку вне IT большие доходы – редкость. Когда уровень жизни падает, человек задумывается о возвращении в найм, в IT с большими и размеренными доходами. Такие вот качели.

Читали ли Вы книгу Елены Резановой «Никогда- нибудь»? Там есть много толковых рекомендаций. Одна из них напрямую касается темы ухода из IT. Итак:

Ищи себя там, где потерял

Вот что пишет Резанова:

«Не спешите отказываться от нынешней сферы. Не исключено, что найдете себя вы почти там же, где потеряли». «Если бы в эту тему вы пришли сейчас, что вам было бы интересно?» «Найдите другой формат в своей теме и используйте свои навыки в непривычных областях».

Опишу, как это работает на своем примере.

Я помню этот момент, или даже моменты, где себя терял я. На последних классах школы я хотел стать психологом, мне это было интересно. Ходил на подготовительные курсы в педагогический университет. Но ближе к моменту поступления оказалось, что на одно место претендуют более 2-х медалистов и мне с моим хорошистским аттестатом там делать нечего. В голове созрел хитрый план: поступить на физфак, и уже потом на психологию. Физфак — потому что я учился один год в физ. мат классе с педагогическим уклоном. Сказано – сделано. Поступил. На третьем курсе выиграл университетскую олимпиаду по психологии, после чего сдал экзамены и поступил на второй курс факультета прикладной психологии, оставаясь учиться на физфаке. Еще во время учебы начал работать психологом в гимназии и учителем информатики. Работал на 1.5 ставки (50 ч в неделю), получал аж 20 долл. В мес. Это была одна из топовых зарплат в гимназии.Однако, через некоторое время я понял, что сидеть на шее у родителей не правильно.

Так я оказался в коммерческой фирме в качестве специалиста по маркетингу, заканчивая обучение на психолога в университете. А кем же еще может оказаться человек, который пришел а психологию через изучение манипуляций?) )Потом было много чего еще: иммиграция, бизнес-образование, продвижение сайтов, обратная иммиграция, развитие в цифровом маркетинге уже в Беларуси.

И вот, по прошествии многих лет поискового продвижения, настройки рекламы, контент маркетинга, построения стратегий и многого чего еще я тоже столкнулся с выгоранием, задумался о то, а что же я делаю на самом деле?

Цифровой маркетинг, по сути, набор тактических приемов. Нажми на кнопку – получишь результат. Это цифры, эксперименты, действия и опять цифры. За этими цифрами перестаешь видеть конкретных живых людей. Даже не потребителей, а тех, кто жмет на кнопки, ходит по конверсионным путям и шагам корзины. Абстрактная Мери – Джейн из Оклахомы, у которой ребенок-школьник, кот и долг за обучение в колледже.

Все усилия сосредоточены на воронке продаж, конверсии, юзабилити, ссылках и трафике. Люди, ау? Однажды я работал в офисе, где вместе со мной было 3 человека. Несмотря на то, что столы были рядом, мы общались по скайпу. Через год я начал замечать, что приходится делать усилие, чтобы просто разговаривать.

То, чем мне приходилось заниматься — это не маркетинг, это – конвейер, решение множества мелких рутинных задач. Даже разработка и внедрение стратегии в цифровом маркетинге – рекомбинация реальных и экспериментальных методов, различаются только акценты.

Бывает, сложно вырваться за пределы мира Цифры и увидеть ситуацию целиком. Как раз тот случай, когда за дровами не видишь леса. И дело тут даже не в том, что цифровой маркетинг – это тактический маркетинг. С этим можно и поспорить. А в том, что это мой взгляд стал слишком узким. Когда концентрируешься на конкретных задачах вроде получить трафик, лучше его сконвертировать, повысить видимость сайта, реально теряешь понимание конечного смысла всего этого. Как в старой притче: один кладет кирпичи, другой месит глину, третий подносят воду. И только очень немногие строят храм.

У разработчиков ситуация еще сложнее — они еще дальше от пользователей. Их знания и навыки более специализированы.Я совершенно согласен с Резановой, которая в своей книге предлагала, для начала, не менять радикально сферу деятельности, а посмотреть на свою работу под другим углом. Для меня таким углом стали люди, с которыми я работал. И для которых я работал. Я как будто увидел их впервые.

Нам нужно было собраться вместе и сфотографироваться для соц. сетей. И тут оказалось, что многие яркие люди и успешные профессионалы, парни и девушки, в глубине души очень застенчивые. Им физически сложно фотографироваться. Другие, наоборот, удивили своей готовностью помочь, словом или делом.

Все это произвело настолько сильное впечатление, что переключило меня самого. Сейчас я заново открываю для себя классический маркетинг, переосмысливаю свой опыт. И начинаю понимать, что не так уж и далеко я ушел от того места, где себя потерял, от психологии. Просто шагнул в сторону. И мне совсем не обязательно искать совершенно новую область.

Я изучаю смежные области, открываю новые идеи и подходы, оставаясь в пределах маркетинга и переосмысливая чужой опыт через призму своего и пишу об этом в своем блоге о людях и маркетинге.

Поэтому, повторю своими словами совет, данный Резановой в книге «Никогда – нибудь». Если вам надоело то, что вы делаете, но вы не знаете, чем бы хотели заняться – расширяйте горизонты. Перестаньте месить раствор и класть кирпичи. Стройте храм! Изучайте смежные области, смещайте акценты и углы зрения, постарайтесь выйти за пределы содержания своей работы и рассмотреть стартовые стимулы и результаты. Возможно, это даст новое дыхание, и вы сможете себя найти без радикальных изменений рода деятельности или даже без смены работы.

Вот еще несколько цитат:

«Чтобы проверить, настоящая ли у вас мечта, ее нужно протестировать и прожить».

«Не обязательно всё бросать и начинать новое, можно разделить задачу денег и задачу самореализации, имея стабильную работу за деньги».

«Самореализация – не точка на горизонте, а процесс. И он начинается не когда-то в отдаленном будущем, а как только вы решились и сделали первый шаг».

Если вы решились стать на путь самоопределения и самореализации – удачи вам на этом пути!

33
13 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

Толерантненько "начали помогать работникам выходить из "золотой клетки").
Я также в детстве неплохо помогал мячу в ворота влетать))

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Мне кажется «поиски себя» касаются не только людей в IT, это применило к любой сфере деятельности

3
Ответить

Из примеров приведённых много особей женского пола, SEO, это не IT, или я что не понимаю, люди не могут быть в IT только потому что занимают пост в управлении компанией, IT это призвание, насильно не возможно создать  IT шника, а сфера очень большая и там не все про IT...

3
Ответить

 Айтишник – не хозяин жизни, а всего лишь обслугаЭто, конечно, серьезный минус для профессии. Наверное, каждый студент мечтает стать хозяином жизни

1
Ответить

Возможно, Вы правы. С другой стороны, "поиски себя" - всегда вовремя. Я, например, покинул "золотую клетку" относительно недавно. И не я один. Встречал посты в LinkedIn, где люди описывают искреннее удивление и непонимание, которое они видели на лицах, когда подавали заявление об уходе во время кризиса.

Ответить