Руководить — не руками водить: типы лидеров

В одной из наших статей мы уже рассказывали о том, что такое проект. Сегодня поговорим о том, чем управление в проекте отличается от лидерства, и какими бывают лидеры. Приятного чтения!

Руководить — не руками водить: типы лидеров

Навыки для успешного управления проектами

Треугольник талантов PMI (Project Management Institute) — это концепция, которая описывает три основных области знаний и навыков, необходимых для успешного управления проектами.

Что же необходимо грамотному руководителю?

1.Технические навыки — знания и опыт, связанные с самим проектом, его технической стороной и специфическими требованиями. Это может включать в себя понимание технологий, процессов работы и специфических инструментов. Также важно обладать гибкостью и уметь управлять отдельными элементами проекта (расписание, стоимость, ресурсы и риски).

2. Стратегические навыки — умение видеть широкую картину и понимать, как проект вписывается в стратегию организации. Иными словами, это умение планировать, ставить долгосрочные цели, принимать решения и адаптировать планы проекта под изменяющиеся обстоятельства. Также необходимо грамотно вести работу со спонсором, командой и экспертами, чтобы получить максимальную бизнес-ценность от реализации проекта.

3. Лидерские навыки — все, что связано с управлением людьми и командой. Сюда относится умение мотивировать сотрудников, решать конфликты и строить отношения внутри команды. Значительная часть работы руководителя проекта состоит в работе с людьми. Поэтому руководитель без лидерских навыков вряд ли получит ожидаемый результат даже при условии, что все остальные показатели проекта (рабочие процессы) в полном порядке.

Руководить — не руками водить: типы лидеров

Таким образом, управление проектом не ограничивается выполнением задач, показателями и графиками. Общий знаменатель у всех проектов — это команда, люди. Сотрудников можно посчитать, но их не свести к простым числам, которые впишутся в очередной документ. А значит, прежде всего необходимо научиться управлять людьми.

Управление VS Лидерство

Эти два понятия зачастую используются в качестве синонимов. Однако они в равной степени не могут быть взаимозаменяемыми и взаимоисключающими. Грамотный руководитель проекта должен обладать как навыками управления, так и лидерскими качествами. Осталось разобраться, в чем разница :)

Управление — это про распределение и использование ресурсов (как материальных, так и человеческих). Это "направление" ответственно за:

  • выполнение задач и достижение целей проекта
  • планирование, организация, контроль времени, бюджета и качества проекта
  • стандартные процедуры, методологии и инструменты для координации рабочих процессов
  • успешное выполнение проекта в соответствии с требованиями и ограничениями

Лидерство — это про поведение, напрямую связанное с влиянием на людей. В отличие от управления, здесь больший упор делается в сторону эмоционального интеллекта, а не обычного. Таким образом, цели лидерства — это:

  • налаживание коммуникации, доверительный настрой, построение сотрудничества в команде
  • развитие и поддержка участников проекта — как коллектива, так и каждого по отдельности
  • создание атмосферы, способствующей достижения высоких результатов
  • вдохновение, мотивация, соблюдение трудовой этики

Хороший руководитель вовремя переключается между этими инструментами, а при необходимости может найти правильное их соотношение. К тому же, координация рабочих процессов во многом зависит от его личности. Один начальник ставит во главу угла дисциплину и выполнение планов, при этом личные дела и проблемы сотрудников не должны проникать за порог офиса. Другой — выстраивает доверительные отношения с коллективом, может войти в положение и найти такое решение, чтобы и работники, и показатели были в порядке.

Руководить — не руками водить: типы лидеров

На основе применяемых способов и формируется стиль руководства в любом проекте. Его отражают…

Типы лидеров

Каждый тип лидера имеет свои особенности и подходит для определенных ситуаций в проектном менеджменте. Важно выбирать подходящий стиль лидерства в зависимости от целей проекта, характеристик команды и контекста работы.

1. Либеральный лидер. Такой руководитель предпочитает принимать решения вместе с командой, учитывая мнения и предложения каждого участника. Он создает атмосферу демократии, где каждый имеет право на свое мнение. Забавно, что из-за разрешения участникам проекта принимать собственные решения и влиять на определение целей, этот стиль управления называют анархическим :)

2. Транзакционный лидер. В этом случае руководитель ориентирован на обмен: за достигнутые цели сотрудники получают вознаграждение, за "провалы" — наказание. В основе лежит тщательный анализ подчиненных для выявления слабых и сильных сторон как всей команды, так и каждого отдельно взятого сотрудника. Инструменты такого лидера — кнут и пряник в зависимости от полученных результатов.

3. Лидер-слуга. Его главная цель — помощь и поддержка команды. Эффект "служения" возникает из-за того, что фокус внимания руководителя направлен на людей: построение отношений, создание сообщества, сотрудничество, а также рост, образование и развитие своих сотрудников. Такой руководитель активно слушает и реагирует на запросы команды, помогая ей достичь успеха.

4. Трансформационный лидер. Такой стиль лидерства подразумевает установление высоких планок и больших целей. Руководитель стимулирует мотивацию, поощряет инновации и творческий подход к решению задач, создает идеализированный образ результата или сотрудника, к которому необходимо стремиться. Благодаря такому ориентиру его команда постоянно повышает свой уровень знаний, навыков и результатов. В то время как транзакционный лидер поощряет в основном за фактические результаты, трансформационный всегда смотрит немного в будущее, отодвигая границы невозможного.

5. Харизматический лидер. Название стиля говорит само за себя :) В данном случае руководитель вдохновляет сотрудников и влияет на них своей харизмой и убедительностью. Он — пример для коллектива, энергичный, полный энтузиазма, уверенный в своих силах, имеющий прочные убеждения. Это дает возможность привлечь и удержать внимание команды.

6. Интерактивный лидер. Зачастую этот стиль — комбинация нескольких предыдущих. Например, транзакционного, трансформационного и харизматического. Такой руководитель активно взаимодействует с командой, поддерживает открытую коммуникацию и обмен идеями. Он стремится создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

Заключение

Для успешной работы проекта руководителю необходимо сочетать в себе три группы навыков: технические (как работает проект), стратегические (перспективы развития) и лидерские (взаимодействие с подчиненными).

Лидерство и управление — необходимые инструменты для получения желаемого результата. Это разные направления, которые в совокупности дают необходимый ресурс для продвижения проекта и выполнения поставленных целей. Управление тесно связано с распределением материальных и человеческих ресурсов, контролем нагрузки и отслеживанием прогресса. Лидерство во многом строится на личности руководителя, его отношениях с коллективом и умением выстроить грамотное взаимодействие как с командой, так и между отдельными участниками проекта.

Согласно PMI (Project Management Institute), есть 5 основных типов лидера: либеральный, транзакционный, лидер-слуга, трансформационный и харизматический. Шестой тип — интерактивный — сочетает в себе характеристики и инструменты сразу нескольких вышеперечисленных стилей.

Каким бы ни был тип лидера, его задача — грамотно организовать работу своей команды и достичь поставленных результатов. Оптимизировать управление рабочими процессами можно с помощью системы ведения задач Zetep. Здесь вы найдете множество полезных инструментов для планирования, повышения эффективности и контроля выполненных задач.

Напоминаем, что для новых пользователей действует бесплатный пробный период — 30 дней. Также в Zetep есть тариф без оплаты :)

Если интересно узнать, какими качествами должен обладать лидер и хороший руководитель — пишите в комментариях.

1
3 комментария

Интересная статья! А в чем преимущество Zetep перед теми же Trello и Jira?

Я не хейчу), просто хотел запускать одно время подобный проект, но подумал что мало что нового смогу добавить, либо чтобы добавить чуть нового, придется долго разрабатывать дубль Trello, легче тогда уж плагин или что-то подобное

Ответить

Спасибо за ваше мнение! Подробнее об отличиях рассказали в этой статье: https://vc.ru/u/2323395-zetep/889411-trello-net-no-vy-derzhites-alternativa-populyarnomu-task-trekeru. Но лучше посмотрите, как это работает на практике — у вас будет 30 дней пробного периода, чтобы понять все преимущества :)

1
Ответить