Обратный отток. Почему руководители обратно становятся не-руководителями.

Длинно. Но для кого-то жизненно / профессионально необходимо.

Кем стают руководители, когда перестают быть руководителями:

• рядовыми сотрудниками в своей профессии (возвращаются на шаг-два назад по карьерной лестнице),

• консалтерами в своей профессии, оказывают консультационные услуги начинающим,

• коучами всех мастей (психолог, астролог, энергокоуч, карты таро, дизайн человека, нейрографика, астропсихолог… рука устала писать). Сразу скажу, что я лично к каждому профессионалу в своей области отношусь с большим уважением. Но именно в этих неконкретных профессиях большое количество самоуверенных шарлатанов.

• кардинальная смена сферы деятельности, рабочие специальности (помощники по хозяйству, домработницы, массажисты).

Кто в «группе риска»:

• у кого есть противопоказания, качества, мешающие быть руководителем. Об этом ниже.

• руководители с большой нагрузкой. Кто в силу количества задач не успевает осмысливать и изменять текущий ход событий.

• уставшие руководители. У них не обязательно большая нагрузка, но у них мысли о том, как они устали, как хочется в отпуск/выходных. Как хочется «пожить для себя».

• кто не растет в профессии «руководитель». Не отрабатывает ошибки своего целеполагания – планирования – делегирования – контроля. Не ставит для себя бОльших управленческих задач. Хотя при этом он может расти как эксперт (инженер, доктор, педагог и т.д.).

Почему это происходит.

1. Они никогда и не были руководителями. Они занимали эту должность в силу удачного стечения обстоятельств и некоторых личностных особенностей. Но когда пришло время РУКОВОДИТЬ, не справились. Скорее всего, даже не подумали о том, что менять ситуацию из точки А в точку Б – их прямая обязанность.
Когда их выбирали, их компетенции адекватно не оценили. А когда пришел кризис, оценивать уже было поздно.

2. У них не было необходимых компетенций, это типично в начале управленческой деятельности. Но они не осваивали эту профессию. Лидером можно родиться, но руководителем можно только стать (А.Фридман).
Весь вопрос – в случае своей ошибки ты будешь защищать себя? или сваливать из руководителей? или учиться?

3. Сила внешних обстоятельств – уволили / бизнес закрылся / рынок поменялся – и фсё.
В какой-то степени тоже недостаток компетенций.
Или удачи.
Или гибкости, результативности мышления.
Или упорства.

4. Личностные причины.
4.1. Руководительское «не хочу».Жизнь любого человека – путь, безусловно, непростой. Но, в сравнении с руководителем, быть ответственными только за себя ощутимо легче.
Некоторые руководители, чтоб соскочить с ответственности, принимают волевое решение «не мое». Потому что тяжело. Потому что устали.
Парадоксально, иногда «встряхивать» жизнь их начинает только сильнее. Потому что было как раз частью совершенствования их жизненного пути.

4.2. Самомнение. Должность руководителя не дает гарантии успешного руководства. А самомнение (Я ж руководитель!) всегда является причиной неприятных для «ж руководителя» следствий.

4.3. Из руководителей их выгнал страх. Страх неудачи, "попасть на бабки", быть побежденным…Страх был сильнее жажды создавать новое, вИдения цели, веры в свой выбор, в конце концов, просто обязанностей.
О том, что есть еще доверие судьбе, вера в бога, которая сильнее страха, в их внутреннем диалоге речи даже не шло.

5. Они как руководители не востребованы на рынке. Поэтому, когда ушли с работы, их на такую же работу или с повышением не взяли.

6. То, чем они занимаются сейчас – это их настоящий путь. А не управление, из которого они ушли / судьба их вывела.

Природные (глобальные) противопоказания быть руководителем.

Мы ведь не ждем, что баскетболистом станет человек с ростом 165 см. Или что лентяй будет трудиться по 18 часов в сутки.Следовательно, есть люди, у которых заранее известно, что в работе «пойдет не так». Хотя есть вероятность того, что они могут стать хорошими руководителями, просто на это им понадобится больше времени и работы.

• Слабое здоровье.

• Нацеленность на личную выгоду, жадность, зависть,

• Неуверенность и страхи,

• Властность или даже деспотичность,

• Неуравновешенность, колебания настроения. Быстрый старт, быстрый финиш. Непоследовательность, нестабильность,

• Косность, закрытость мышления. Сопротивление изменениям.

Не обязательно сразу быть руководителем кого-то. Если есть противопоказания руководить другими, начать нужно с того, чтобы руководить собой.

Природные (глобальные) предпосылки быть сильным руководителем

• вИдение цели. Может ее рассказать, вдохновить, пошагово воплотить.

• умение отрешиться от своих личных интересов. Самоорганизоваться. Работать на задачу. Управление – такое же ремесло, как и творчество. Если творческая личность будет сидеть и ждать, когда на нее снизойдет вдохновение, ничего не создаст, пропадет в своих страданиях о творчестве.

• азарт делать больше, труднее, интереснее, круче, чем вчера.

И что делать, когда хочется «свинтить» с руководящей работы. Пишу как лучшему другу

• случились трудности? успокойся и дыши. мир не рухнул.если кажется, что «мир рухнул» – это всегда субъективно. Это ощущение нужно пережить. Дай себе время.

• руководителям ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЛОЖНО.
Сложно, потому что у руководителей повышенная ответственность –за результат других людей сегодня и в будущем,
за себя и свою работоспособность для обеспечения всего этого,
и за счастье своей семьи.
И высокая степень неопределенности при принятии решений.
Я – не первый и не последний руководитель, которому сложно. Понимание этого значительно облегчает жизнь.

• не доводи ситуацию до того, чтоб «мир рухнул».

• молись (медитируй, думай, размышляй), ищи пути выхода из сложившейся ситуации. И пути входа в нужную ситуацию / состояние дел.
А) что не устраивает?
Б) и чего хочется?
лучше всего – писать на бумаге. важно, что руками, в физическом пространстве (не на клавиатуре и не мысленно), и это занимает определенное количество времени.
когда мысли во времени разворачиваются на бумаге – решения иногда появляются раньше чем дописал.

• учись у сильных и мудрых.
У достигающих результатов «пинками», учиться не надо. Одноразовое это всё, оно глобально к результату не приводит. Учись у тех, кто и сильный, и человечный.

• решай. Поставь цель. Продумай, как можно ее достичь. Что для этого нужно сделать.

• пошагово улучшай то, что можно улучшить.
Постепенно положительные улучшения накопятся, и станет легче.

• учи матчасть.
Цикл управления и ошибки на каждом этапе этого цикла. Постановка цели – планирование достижения – организация работ и делегирование – контроль результатов.Обязательно – финансы, люди и бизнес-процессы. Финансовые решения чаще всего становятся причинами полного краха. Люди – могут разрушить компанию изнутри. За счет отладки бизнес-процессов можно получить до 75% лучший результат. Но нужно изучать, как это делать, и реально применять.

Если порекомендовать «что-то почитать на эту тему»:

Александр Кравцов «Следующий уровень».

И-Цзин Китайская классическая книга перемен (базовый китайский «учебник» для руководителей) в пер. Б.Б.Виногродского.

Александр Фридман «Вы или хаос».

Ицхак Адизес «Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует».

Александр Галушка, Артур Ниязметов, Максим Окулов «Кристалл роста к русскому экономическому чуду».

Начать дискуссию