{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Быть продактом. Выпуск #2. От простого разработчика до Product Owner IT-компании. История Олега Огибина из Usetech

Всем привет! Это блог aim digital. Сегодня очередная серия цикла статей и интервью "Быть продактом".

Свою историю расскажет нам Олег Огибин, Product Owner компании Usetech. Олег расскажет о своем пути от обычного разработчика до Product Owner большой IT-компании и постарается предостеречь начинающего “продуктолога” от ошибок. Олег рассмотрит основное отличие менеджера продукта от менеджера проекта, расскажет о полезных ресурсах (подкасты, телеграм-каналы, курсы), а также поделится некоторыми правилами, которые выработал для себя за годы работы.

Путь развития. С чего все начиналось?

Начинал я самым обычным разработчиком, мне было все интересно, я “копался” в коде, разбирался, учился. Именно так прошли 4 года моей жизни. Потом случилось так, что в компании уволился менеджер проекта и его функции легли на меня. Это был крайне напряженный этап моей жизни, ведь времени на все не хватало.

Но в какой-то момент я понял, что мне тесно в рамках технического управленца, ведь, создав с командой очередную заказную систему, ты уже не можешь повлиять на ее рыночную успешность, не можешь ничего в ней улучшить и не знаешь, какую ценность система приносит пользователям. Твоя ответственность, как менеджера проекта, закончилась на этапе сдачи разработанного продукта заказчику.

Что изучал? Какие ресурсы порекомендуешь?

Я достаточно долго шел к пониманию того, что хочу быть именно продактом. Когда осознал свой вектор развития на ближайшие годы, то начал активно изучать статьи, слушать подкасты и ходить на митапы, следить за комьюнити, а также подписался на профильные каналы в Telegram.

Интересные и очень полезные подкасты:

  • Make sense, который ведет Юра Агеев, основатель конференции ProductSense;
  • Inside Intercom Podcast с освещением опыта различных продактов, их ошибок и успехов;
  • The Product podcast с интервью продактов компаний с мировым именем.

Telegram-каналы часто агрегируют выжимки из самых интересных и полезных материалов, позволяя не тратить много времени. На всех каналах можно найти статьи о продуктовом менеджменте, рынках и трендах, методологиях и моделях.

Итак, топ-4 моих любимых Telegram-каналов:

А также стараюсь следить за узкопрофильными каналами по бизнес-аналитике, разработке интерфейсов, customer experience и развитию ИТ-продуктов.

Через определенный промежуток времени я понял, что этого тоже мало, и тогда началось более глубокое погружение в профессию через курсы.

Поделюсь курсами, которые стали для меня фундаментом:

  • Product Manager онлайн-курс от Нетологии. Это первый курс, который мне посоветовали, как начинающему продакту и который я закончил на «диплом с отличием». Курс помог мне «разложить по полочкам» и структурировать все накопленные ранее знания, а также укрепил мою уверенность в моей будущей профессии.
  • Customer Development от Ивана Замесина стал вторым, но не менее ценным. На мой взгляд, это один из самых крутых и сильных курсов для нашей профессии.
  • Аналитик данных Skillfactory - необходимый курс для хорошего продакта с тренажерами по инструментам для анализа данных
  • Product Star: Mobile Product, который придумал Миша Карпов из SkyEng.

Отдельно остановимся на книгах, ведь это дешевый, но крайне полезный инструмент для саморазвития. Я считаю следующую подборку книг основополагающей для любого «продакта»

Вывод. Даже если вы уже вошли в профессию и имеете за спиной неплохой бэкграунд - развивайтесь. Мир не стоит на месте, появляются новые инструменты и методы.

Что для тебя было стимулом к развитию?

Наверное, основным стимулом к развитию для меня являлся и является результат, который показывает продукт как с коммерческой точки зрения, так и в области социальной пользы и значимости.

Очень приятно наблюдать эволюцию и развитие продукта от этапа прототипирования до релиза на многотысячную аудиторию.

Ведь именно product manager, фактически, является создателем и визионером продукта в рамках своей компании. Он подтверждает потребность рынка, направляет разработку и контролирует все этапы, расставляет приоритеты, и объясняет, какого результата должна достичь команда. Он знает всё о болях и потребностях клиента не хуже маркетолога. Он отвечает за успех продукта на рынке, его развитие, и, конечно же, за окупаемость.

Конечно, успешный выход на рынок — это заслуга всей команды, но только product manager просчитывает все аспекты на 10 шагов вперед, анализирует и тестирует, и снова просчитывает.

Именно эта всеобъемлющая многозадачность и бОльшая ответственность сподвигли меня более 5 лет назад сменить направление деятельности.

Вывод. Product manager — это человек оркестр, который живет продуктом и является его визионером. Вы должны быть готовы “жить” своим продуктом, возможно перерабатывать и скорее всего сталкиваться с проблемами, но на выходе получать удовлетворение и классный продукт. И, конечно же, нужно быть неплохим аналитиком.

Какие навыки стал прокачивать в первую очередь? Хватало ли скиллов ИТ-директора?

ИТ-директор и Product Owner должны обладать разным багажом знаний и только 25% из него – пересекаются. Скиллы ИТ-директора конечно помогли, но их однозначно не хватило. В первую очередь, я начал с прокачки «HADI-циклов» (это простейший алгоритм — от гипотезы через действие к данным и выводам) и всего, что с ними связано: проверка гипотез, аналитика, и т.д.

Сложности на пути развития

В компанию Usetech я пришел 4 года назад, оказавшись единственным менеджером продукта. И, конечно же, моей основной задачей стал не только запуск флагманского B2B продукта — UseLocks, но и обеспечение роста его доли на рынке.

Но, если отступить немного от продукта, то, на мой взгляд, есть три основные проблемы, с которыми сталкиваются в той или иной мере все специалисты.

Вывод нового B2B продукта на рынок – сложная и долгая задача.

Во многом, это связано с тем, что в В2В планка качества даже у MVP значительно выше: нельзя «на коленке» сделать прототип и надеяться, что бизнес-клиенты с радостью его купят. По моему опыту, здесь «выживают» качественные, полностью завершенные продукт, гарантирующие клиентам надежное выполнение ключевой функциональности.

Еще одна сложность – банальное отсутствие ресурсов. Хотя IT индустрия достаточно развита, сильных разработчиков уровня «Seniоr\Архитектор», да еще и ищущих работу, встретить достаточно трудно, несмотря на сложное кризисное время.

Последняя боль из моего списка проблем, связанных с разработкой и запуском UseLocks – это барьеры в проведении исследований и получении обратной связи от конечного потребителя. В B2B со стороны клиента выступают чаще всего не те, кто будет пользоваться твоим продуктом.

Клиенты утверждают, что лучше своих пользователей разбираются в их потребностях, и эту «стену» бывает очень сложно пробить.

Знакомить с пользователями по первой твоей просьбе никто не станет (исключения бывают, но редко). Но в багаже B2B-продакта всегда есть несколько приемов, позволяющих без конфликтов найти пути обхода и получать действительно релевантную обратную связь из первых рук.

Вывод. Менеджер продукта должен не только уметь искать ресурсы, но и иметь гибкое мышление.

Какие хард и софт скиллы считаешь наиболее важными в профессии?

Как показывает мой опыт, хороший Product manager – это специалист широкого профиля, который должен сделать все, чтобы проект «взлетел».

Основные хард-скиллы: каст дев, продуктовая аналитика, проектирование, прототипирование, управление проектами и командами.

Основные софт-скиллы: целеустремленность и лидерство, умение внимательно выслушать и аргументированно убедить, умение принимать самостоятельные решения, решимость вовремя отступить, а также мышление в формате 360 градусов.

Советы и рекомендации новичкам

Давайте не будем забывать о том, что должность Product manager молодая, и еще лет 10-15 назад о ней в мире особо-то и не знали. Даже сейчас все еще сильно размыты границы и понимание обязанностей, скиллов и опыта продакта.

Нередко менеджера продукта называют менеджером проекта или аналитиком, а это в корне не верно, так как функционал и задачи совершенно разные..

Во многих компаниях почти не различаются градации между уровнем middle и senior.

Я всем советую развиваться поступательно, как это делал я, постепенно осваивая новые инструменты и методики. Определите для себя свои собственные границы знаний и опыта, которые нужно прокачать в ближайшие полгода – год, не ориентируясь на чьё-то мнение. И самое важное – ищите любую возможность практиковаться. Со временем вы увидите, что навыки cust dev прорываются даже в диалогах с друзьями, а привычка анализировать позволяет на лету определять, какой информации вокруг вас можно доверять.

Верьте в свою мечту и будьте ей верны. Для продакта это одно из главных качеств. Если что-то не получается, то не идите напролом, а проанализируйте несколько разных вариантов. Кратчайший путь не всегда самый выгодный.

Вывод. Ну и, наверное, скажу очевидные вещи:

  • любите свой продукт
  • развивайте хард и софт скиллы
  • мыслите нестандартно
  • экспериментируйте
  • практикуйте!
0
12 комментариев
Написать комментарий...
Dmitrii

Обычно в продакта вырастают из околоайтишной должности, и при этом разработчики, как правило, растут в сторону того, чтоб стать CTO. Интересно было узнать про мотивацию героя интервью. Какой дальнейший рост в карьере возможен, если продолжать развиваться в продуктовом направлении?
Первого мая я выпущу своё интервью с продактом Lazada, Alibaba и Grab в формате подкаста. И моя героиня тоже меняла направление карьеры, чтобы стать продактом.

Ответить
Развернуть ветку
aim digital
Автор

Знаем историю из Product Owner в партнеры компании. Скорее всего скоро расскажем и об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii
 из Product Owner в партнеры компании

Очень логичное карьерное развитие для хорошего продуктолога. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина

В любой работе свои плюсы и минусы. Полномочия - очень спорный момент, в каждой компании по-разному. Ну вот у Олега как раз о том история, что захотелось влиять на судьбу своего продукта, а не просто выполнять задачи или создавать проекты по заказу клиента.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

После ковида рынок сейчас переполнен будет уже продактами из загнувшихся проектов, так что на ближайшие пол года-год об этой профессии можно забыть. 
 "основным стимулом к развитию для меня являлся и является результат, который показывает продукт как с коммерческой точки зрения, так и в области социальной пользы и значимости."  - это после выпуска дудя что-ли фраза родилась, про социальную пользу-то? 

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина

А мне кажется, что можно как раз начинать прокачиваться в эту сторону. Да и очень часто продакты растут внутри компаний.
Ну а про рынок и загнувшиеся проекты вы конечно правы. Сейчас многим будет тяжело.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii

Это ж мечта каждого продакта - сделать что-то полезное для общества, а не просто двигать кнопки на лендосе, чтоб повысить конверт школьников на бинарных опционах. (Без сарказма)

Ответить
Развернуть ветку
Полет Нормальный

запутался, он менеджер-продукта или product owner?

Ответить
Развернуть ветку
aim digital
Автор

Олег сейчас в должности Product Owner, но начинал с менеджера продукта.

Ответить
Развернуть ветку
aim digital
Автор

Всем привет! Новая серия. Интервью с Марине Макртчан.
https://vc.ru/u/454364-aim-digital/125046-byt-prodaktom-vypusk-3-istoriya-marine-makrtchan-product-owner-b2c-iz-vikium

Ответить
Развернуть ветку
Даниил М.

«Основные хард-скиллы: каст дев, продуктовая аналитика, проектирование, прототипирование, управление проектами и командами.»

Разве custdev и управление - это не про софт-скиллы?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда