Почему недостижимость целей, выбранных руководителями компаний в одних случаях полезна, а в других вредна?

Цели являются важным управленческим инструментом в арсенале руководителей. Поэтому, как у любого инструмента, у них есть области применения.
Например, молотком можно забивать шурупы, однако лучше для этого использовать отвертку.
Разберем некоторые ситуации целеполагания, с которыми я сталкивался в своей практике.
"Вредные" варианты целеполагания.
Ситуация 1. "Чем больше поставленных целей, тем лучше"

Периодически встречались ситуации, когда собственники хотели достигнуть все и сразу. Это проявлялось в количестве выбранных целей. Рекорд, с которым я однажды столкнулся, включал в себя 10 годовых целей.

Понятно, что эти цели, взятые вместе и привязанные к одному времени исполнения были недостижимы. Более того, у руководителей появилась возможность выбора какие цели достигать.В конечном итоге этот подход приводил к длительным дискуссиям в конце года, когда обсуждалось за что и кому выплачивать бонусы.

Ситуация 2. "Бежим сразу в разных направлениях"
Количество выбранных целей существенно меньше, чем в первой ситуации.
Одновременно они могут быть достигнуты только при очень редком стечении обстоятельств.
Чаще выбирают такие значения выбранных целей, что они могут быть достигнуты.
Это означает, что заметного продвижения компании в выбранных направлениях будет еле заметно.
В случае высоких значений вероятность одновременного достижения этих целей резко снижается.
Пример .

  • Увеличение доли рынка
  • Снижение затрат
  • Рост качества предоставляемого сервиса
  • Рост удовлетворенности персонала

Главная проблемы в этой ситуации с целеполаганием заключается в том, что руководство будет искать причины провалов в некомпетентности и лености сотрудников.

Полезный вариант использования "недостижимости."
Ситуация 3. "Вперед и вверх, а там..."

Этот подход хорошо описан в методологии OKR.
Один из ключевых принципов, заложенных в этот подход, заключается в том, что выбранные цели должны быть настолько амбициозны, что в заданный период времени не могут быть достигнуты.
Более того, если цели все же удалось достигнуть, то считается, что они были выбраны неправильно.
Логика очень простая. Стремление к достижению "недостижимых" целей приведет к получению высоких результатов, которые обычным целеполаганием не достичь.
Этот подход "убирает" одно из ограничений привычного целеполагания - "эффект финишной ленточки".
Достичь любой ценой, так как к целям привязаны бонусы и другие поощрения.
В конечном итоге у руководителей всегда есть выбор при постановке целей: какое количество и какой уровень значений выбирать.
Главное, чтобы руководители всегда помнили, что если цели не достигнуты, то это в равной степени имеет прямое отношение и к ним, и к сотрудникам.
"Недостижимость целей" тоже может быть серьезным инструментом для обеспечения роста компании.

5 комментариев

Мне кажется все три примера это не цели, это хотелки, а они ни какого отношения управленческим инструментам не имеют.

Видимо вам попались компании старой закалки которые живут по принципу я сказал, современный эффективные компании так давно не работают.

Возможно, что так и есть.
Во всяком случае я согласен, когда формулировка, как минимум, не измерима. Точно хотелка.
Если считать, что цель это желаемый результат, то в чем будет отличие целей от хотелок?

Задумался после Вашего комментария о том, почему у меня такие примеры.
Компании , у которых все хорошо с целями и их достижением ко мне редко обращаются)