Логика — как выигрывать в бизнесе и в жизни только за счет правильных логических рассуждений

• Какие логические принципы позволяют выйти на большие контракты?
• Как рассуждают конкуренты и как это использовать в борьбе с ними?
• Какие дополнительные материалы можно посмотреть на тему логики?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво описать самые важные правила логики

Кадр из фильма <a href="https://www.kinopoisk.ru/film/420923/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Шерлок Холмс»</a>
Кадр из фильма «Шерлок Холмс»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды руководителей отделов продаж и маркетинга). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо) И подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Дивертисмент

В 2015 году я занимался обучением продавцов в бутиках Omega. Точнее продавщиц. Одна из них до этого работала в мультибрендовом часовом магазине и рассказала историю.

К ним зашла пара. Девушка выбрала себе часы и пока муж не слышал спросила:
— У вас одна пара или есть еще такие же?
— Есть. — ответила продавец.
— Придержите их до завтра.

Они оплатили покупку и ушли, а на следующий день та же девушка пришла с другим мужчиной, который купил ей вторые такие же часы. А еще через день она пришла без сопровождения. Одни часы были на руке, а вторые она вернула.

Девушка осталась при деньгах, с подарком и без риска спалится на непонятно откуда взявшихся презентах. Л — логика!

Л — Логика

Железная логика всегда черно-белая. В этом ее сила и слабость. Она прекрасно работает, когда нужно соблюдать правила, и не работает совсем, когда нужно сориентироваться в сложной ситуации.

Было бы странно писать такие банальности, как та, что логика позволяет не тормозить. Однако, эту мысль стоит развернуть, чтобы увидеть закономерность: человек двигается ровно с той скоростью, с которой успевает ориентироваться. Это касается не только вождения автомобиля, но и бизнеса, продаж, количества любовников (мало ли).

Больше того, наши знания о мире рождаются благодаря логике — в процессе рассуждений. Знания о мире ложатся в основу решений, которые определяют доход, качество отношений и т.д. Надо только рассуждать правильно. Для этого в течение двух с половиной тысяч лет люди упражняются в логике.

Логика изучает, какие рассуждения правильные, а какие нет. Кроме того, она определяет критерии правильного рассуждения, то есть может рассказать как надо рассуждать. Почти все используемые нами рассуждения уже давно классифицированы и изучены.

Простой пример

Что, если нужно найти документ в одной из стопок на столе. Обычно мы перебираем одну стопку, начиная с верхних листов. Со словами: «Наверно не тут...», переходим к второй стопке, потом к третьей. Но ведь мы не просмотрели полностью ни одну из них.

Это пример способа рассуждения. Он называется «неполная индукция». Мы оценили лишь вероятность, но сделали окончательный вывод, как будто проработали все варианты.

В бытность работы менеджером по продажам я попросил у руководства ноутбук, чтобы подарить его министру труда и соцразвития Александру Починку. В его ведомстве на тот момент готовился большой проект по компьютеризации школ.

Никаких выходов на министра у меня не было, поэтому я открыл справочник и начал обзванивать его замов и помощников. Все меня послали, а один сказал: «Приезжай». Это классическая история, которая в том или ином виде есть у любого продажника. Через месяц аудиенция состоялась. Похожим образом я познакомился с Аркадием Вольским и многими другими чиновниками и предпринимателями.

Два главных правила логики

Любые рассуждения можно отнести к надежным (дедуктивным) и просто правдоподобным. Сейчас я буду себе противоречить, потому что воспользуюсь неполной индукцией, но, думаю, вы меня поддержите.

Итак: большинство игроков на любом рынке предпочитают использовать правдоподобные рассуждения и лишь единицы — дедуктивные. Дедуктивный метод — это мощное конкурентное преимущество. Особенно два правила.

1. Условно-категорические рассуждения

К условно-категорическому типу рассуждений относятся два правила: modus ponens (правилом отделения) и modus tollens (рассуждение от противного).

Modus ponens предлагает структуру: «если А, то B»; «А» значит «B». Например, «если клиент объявит тендер, значит решение уже принято»; «клиент объявил тендер» — значит «решение принято». Пусть вас такая логика не удивляет. Подробнее о тендерах я писал в статье «Тендеры — как участвовать так, чтобы выигрывать».

Modus tollens выглядит так: «если А, то B»; «не-B» значит «не-А». Например, «если клиент объявил тендер, то решение принято», «решение не принято» — значит «клиент не объявит тендер».

Оно может выглядеть и немного по-другому: «если А, то B» — значит «если не-B, то не-А». В таком виде его называют «контрапозицией». Например, «если клиент объявил тендер, то решение принято» — значит «если решение не принято, то тендера не будет». Логично.

Ошибочной логикой будет, если использовать следующие условно-категорические рассуждения: «если А, то B»; «B», следовательно, «А». И «если А, то B»; «не-А», следовательно, «не-B».

Например, «если клиент объявил тендер, то решение принято»; «решение принято, следовательно, клиент объявит тендер». И «если клиент объявил тендер, то решение принято»; «тендер не объявлен, следовательно, решение не принято». А это, как говориться, не факт.

Дело в том, что в дедуктивных рассуждениях из истинных предпосылок гарантировано следует истинное заключение. Другими словами, для правильного дедуктивного рассуждения не существует такой ситуации, при которой его предпосылки окажутся истинными, а заключение — ложным.

Чтобы в этом удостовериться, нам нужно привести контрпример. Например, вот две предпосылки: «если клиент объявил тендер, то решение принято», «клиент не объявил тендер» — из этих двух предпосылок совершенно не следует, что «решение не принято». Клиент мог принять другое решение: отложить тендер, включить поставку в другой тендер, купить без тендера и т.д.

Обе предпосылки являются истинными высказываниями, однако заключение оказывается ложным. Однако, знание типичных ошибок позволяет предположить какие действия предпримет конкурент и учесть их в дальнейших рассуждениях.

2. Сведение к абсурду и рассуждение «от противного»

Второй способ — непрямые рассуждения. Среди них имеет смысл обратить внимание на две техники: «сведение к абсурду» и «доказательство от противного».

Для сведения к абсурду (как говорила моя мама — логическому идиотизму) нужно предположить, что утверждение «А» является истинным, и затем стараться использовать какие-то рассуждения, чтобы продемонстрировать, что это предположение приводит к противоречию.

Если нам удается прийти к противоречию, значит, наше исходное предположение было неверным. Таким образом, мы опровергаем утверждение «А».

Доказательство «от противного» строится немного иначе: первоначальной целью является не опровергнуть «А», а обосновать «А». Для этого сначала предполагается, что «А» является ложным, а дальше все то же самое: выводится противоречие, которое позволяет обосновать неправильность исходного предположения.

Например, менеджеру по продажам нужно выяснить работает ли клиент с вашим конкурентом или оборудование досталось ему каким-то другим образом. Клиенту опасно сознаваться в связи с конкурентом, потому что в этом случае менеджер пойдет общаться с другими контактными лицами. Подробнее о том как это происходит я писал в статье «Классификация контактных лиц в компании: как определить схему принятия решения».

Клиент утверждает, что оборудование пришло с другого предприятия их холдинга и они ни копейки на него не потратили. Тогда менеджер предполагает, что оборудование действительно пришло без оплаты. Но в этом случае какое-то производство должно быть остановлено, о чем однозначно была бы информация в корпоративных новостях.

Значит допущение о том, что оборудование досталось бесплатно — неверное и клиент все-таки работает с конкурентами. Это кардинально меняет образ действий менеджера на ближайшие пару месяцев. В противном случае клиента можно потерять.

Дополнительные материалы

Книги

Видео

  • Серия бесед двух профессоров логики — Д. В. Зайцева (МГУ) и И. Б. Микиртумова (СПбГУ).
  • Серия бесед двух специалистов по теории аргументации — Д. В. Зайцева (МГУ) и Д. В. Хизанишвили (БФУ).

Мой скромный вклад

Давайте общаться

  • Подпишитесь на мой тг-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
3737
1212
66
33
33
11
174 комментария

Если на человека не получается воздействовать логикой, это значит, что он — профи переговоров или просто недалекий?

6
1
Ответить

Или профи переговоров за счет своей недалекости))

6
Ответить

может у него другая логика))

3
Ответить

Если недалекий человек во власти, то ваша логика уже называется дискриминацией властей, что тянет на статью

Ответить

Возможно, он просто слишком умён для нашей логики. Или слишком глуп. Или просто не из нашей планеты)))

Ответить

интересно, можно ли научить продавцов логике? :)

4
Ответить

разве этому можно научить, даже не продавца?))

4
Ответить