Корпоративная культура 2.0: что важно для компаний из IT и финтеха

С 2022 года российские высокотехнологичные компании работают в новых условиях. После ухода западных игроков нам необходимо решить задачу по импортозамещению программных продуктов и сервисов во всех отраслях экономики. Для этого нужны IT-специалисты высокой квалификации, которые сейчас в дефиците.

Помимо зарплаты и других факторов все более важной для соискателей становится корпоративная культура. Одни компании, в число которых входит Mandarin, уже обновили ее, а другие находятся в начале пути. О том, что стоит учесть на старте, я расскажу в этой статье.

Фото: Mandarin
Фото: Mandarin

ФОКУС НА ЧЕЛОВЕКЕ

Корпоративная культура — это система правил и ценностей компании, которым следуют ее топ-менеджеры и сотрудники. Она становится основой работы организации и коммуникаций между всеми членами команды.

Навязать определенную модель корпоративной культуры «сверху» невозможно. Поэтому стоит объединить усилия руководства и сотрудников для корректировки норм и ценностей, которые уже существуют в компании, сохраняя фокус на целях бизнеса.

Сегодня все больше организаций отказываются от понятий «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами». Их главной задачей становится формирование позитивного опыта сотрудника. Это возможно, если соблюдается принцип человекоцентричности, и организация прежде всего ориентируется на человека, его потребности, ценности и приоритеты.

Благодаря постоянному диалогу руководства и сотрудников, созданию позитивной и здоровой атмосферы каждый специалист чувствует себя частью компании и знает, что его достижения получат объективную оценку. Это способствует созданию благоприятной рабочей среды.

В КРУГУ СВОИХ

Организации, где работают люди со схожим мировоззрением, быстрее добиваются успеха на рынке. Такие команды объединяют общие цели и готовность вкладывать время и силы в их достижение. Все сотрудники понимают друг друга с полуслова.

Для того чтобы люди чувствовали себя комфортно и работали с полной самоотдачей, при формировании корпоративной культуры необходимо учитывать три уровня проявления человека.

  • Собственное «Я»

Это цели, потребности и предназначение личности. Каждый человек должен понимать, как он может реализовать себя, выполняя должностные обязанности и участвуя в жизни компании.

Так, многие специалисты Mandarin задействованы не только в развитии возможностей и функционала платформы, но и в подготовке обучающих мероприятий и корпоративных праздников. На наш взгляд, чем активнее сотрудники могут проявить себя, тем ближе им становится компания.

  • Коллективное «Я»

Каждый человек хочет найти единомышленников, работать со «своими» людьми. Важно, чтобы руководство компании создавало условия для развития талантов и способностей подчиненных, существовала внешняя или внутренняя образовательная программа. В компании также должна быть понятная и прозрачная система оценки результатов работы сотрудников, в том числе система KPI.

  • Физическое «Я»

Речь идет обо всем, что касается комфортного пребывания человека в офисе, а также о внешних проявлениях корпоративной культуры: кофе, печенье, корпоративном мерче и т. п.

В сферах IT и финтеха этот аспект понимается шире. Современные программы и сервисы позволяют специалистам работать в разных форматах: традиционном (в офисе), гибридном, сочетая удаленную работу с посещением офиса 2-3 раза в неделю, и дистанционном.

Команда Mandarin перешла на удаленную работу во время пандемии COVID-19. Когда ситуация нормализовалась, мы не стали возвращать сотрудников в офис. Так у них появилась возможность строить карьеру и путешествовать, открывать для себя другие страны и культуры. Сегодня практически 100% команды работает удаленно из более чем 30 городов. Свыше 10% наших специалистов живут в странах Азии, Латинской Америки и Европы.

В АКТИВНОМ ПОИСКЕ... ТАЛАНТОВ

Около 85% соискателей, которые присылают отклики на вакансии нашей компании и проходят интервью, хотят работать в сплоченной команде. Они надеются, что сильное окружение будет способствовать их профессиональному и личностному росту. Поэтому небольшие бизнесы, культура которых отвечает на этот запрос, могут успешно конкурировать с крупными игроками и нанимать на работу талантливых людей.

Важно не только создать позитивную корпоративную культуру, но и правильно ее транслировать. Экспертные статьи, интервью и комментарии руководства на эту тему, опубликованные в СМИ, посты топ-менеджеров и сотрудников в социальных сетях, положительные отзывы на сайтах по поиску работы привлекают профессионалов. Они также способствуют продвижению HR-бренда, о создании которого я расскажу в одной из следующих статей

В компаниях с развитой культурой эффективна и реферальная система найма. Многие сотрудники хотят работать с друзьями и знакомыми. Поэтому, когда появляются подходящие вакансии, направляют их резюме руководству. В результате отделы, где работают люди со схожими взглядами и ценностями, решают задачи эффективнее, чем другие.

Благоприятная корпоративная культура помогает не только привлекать, но и удерживать специалистов. Если компания становится для человека второй семьей, он не станет сразу же увольняться, получив выгодное предложение о работе от конкурентов.

В Mandarin были такие случаи, и в абсолютном большинстве из них сотрудники честно рассказывали о том, что ведут переговоры с другими компаниями. Для того, чтобы их удержать, одним специалистам мы корректировали график работы, другим пересматривали систему мотивации, третьим предоставляли возможность обучения за счет организации. В результате более 60% сотрудников Mandarin работают в компании более трех лет.

ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ

Культура организации включает в себя такие составляющие, как миссия, ценности, принципы и стратегия развития. Этот перечень может быть шире, он зависит от особенностей конкретного бизнеса. Прежде всего, остановлюсь на миссии и ценностях, которые обеспечивают единство руководства и сотрудников.

Миссия — это главная цель организации, смысл ее существования на рынке и отражение сути корпоративной культуры. В ней заключается польза, которую бизнес приносит клиентам и обществу.

Многие компании создают краткий и расширенный варианты миссии. Первый реализуется в виде слогана и используется в публичных коммуникациях, а второй — для работы внутри компании. Он включает в себя подробное описание ее целей, философии, политики и особенностей работы на рынке. Расширенная миссия — главный ориентир в работе сотрудников

В качестве примеров приведу краткую миссию Mandarin и других компаний из сфер IT и финтеха.

Наша миссия звучит так: «Мы помогаем росту и развитию бизнеса наших клиентов». Она отражает суть работы Mandarin. Сегодня наша финтех-платформа сотрудничает с более 7000 бизнесов — от онлайн-школ до строительных компаний. Мы предоставляем им продвинутые кредитные, платежные и информационные сервисы, которые позволяют расширять пул клиентов, увеличивать средний чек, выручку и прибыль.

Миссия наших «коллег по цеху» — группы компаний Artsofte заключается в том, что она выступает как «venture builder, который развивает IT-решения для девелоперов, банков и автодилеров, а также запускает отраслевые стартапы».

Компания «Цифровые привычки», которая входит в топ-5 подрядчиков Сбера в области информационных технологий, формулирует свою миссию так: «Мы обеспечиваем целенаправленное развитие вашего бизнеса, совершенствуем продукты и сервисы наших партнеров, помогаем им создавать лучшие клиентские решения».

Важную роль также играют ценности компании — основополагающие убеждения, на которых основывается бизнес, реализующий свою миссию.

Для примера приведу ценности Mandarin.

  • Концентрация на клиентах

В центре нашего бизнеса всегда находится клиент. Функционал платформы, техническая поддержка в формате 24/7, white-lable архитектура и другие характеристики сервисов стали ответом на запросы компаний из разных сфер бизнеса.

  • Качество и внимание к деталям

Особое внимание мы уделяем качеству платформы и ее инфраструктуры, а также безопасности платежей. Надежность Mandarin подтверждена международным сертификатом PCI DSS 3.2.

  • Свобода и баланс

Наша команда работает в 14 странах мира и десятках городов России. Мы поощряем свободу выбора, баланс карьеры и личной жизни. Mandarin отличают инклюзивность, равные возможности и гендерный паритет. Более 50% руководителей в компании — женщины, которые успешно реализуют свой потенциал.

  • Образование и развитие

Усиление наших позиций на рынке и генерация прорывных идей невозможны без профессионального и личностного роста команды. Поэтому обучение — неотъемлемая часть нашей культуры.

Корпоративные ценности, с одной стороны, объединяют команду и повышают ее лояльность к работодателю, а с другой — становятся «фильтром» для соискателей. Люди сразу видят, насколько им близки взгляды руководства и сотрудников организации.

Фото: Mandarin
Фото: Mandarin

ВСЕ ДЕЛО В ПРИНЦИПАХ

В культуре организации также необходимо отразить ее принципы, соответствующие современным реалиям. Они позволяют ценностям реализоваться в работе бизнеса.

  • Человекоцентричность

Ранее я уже рассказывал об этом подходе, он связан с переосмыслением самого понятия работы. Сегодня все больше людей ставят на первое место не доход, а социальную значимость дела, которым они занимаются, и комфортные условия труда.

Выстраивая отношения с сотрудниками, важно видеть в них не «винтиков», а партнеров. Топ-менеджеры нашей компании понимают, что у каждого есть свои взгляды, ценности и потребности. Мы заботимся о благополучии всех членов команды. В результате повышается их вовлеченность в бизнес-процессы компании и улучшаются бизнес-показатели.

  • Честность и открытость

Честное и открытое общение — один из главных факторов формирования позитивной корпоративной культуры. Важно, чтобы в команде царила атмосфера доверия и готовности помогать друг другу в сложных ситуациях.

Необходимо обеспечить точность и быстроту передаваемой информации по разным каналам коммуникации. Это могут быть личные беседы, e-mail, внутренний корпоративный портал, сообщества в социальных сетях, каналы и чаты в мессенджерах, онлайн- и офлайн-мероприятия.

Кроме того, стоит регулярно проводить корпоративные мероприятия: семинары, конференции и праздники. Это особенно важно для организаций, где, как и в Mandarin, сотрудники работают удаленно.

  • Инновационность и креативность

Компания может стать успешной лишь тогда, когда ее руководство и команда отслеживают новые тренды и постоянно совершенствуют продукты и услуги. Людям должны быть присущи такие качества, как креативность и инновационное мышление.

Это особенно важно в сферах IT и финтеха, которые решают проблемы миллионов людей с помощью новых разработок. Более того, в высокотехнологичных компаниях творческий поиск должен приводить к получению экономических результатов.

Для этого многие организации формируют банки идей, собирая предложения сотрудников анонимно или открыто. Если команда выбирает первый вариант, то создается специальный электронный ящик, куда все желающие могут присылать свои идеи. Далее из них выбирают лучшие, а авторы получают поощрения.

Второй вариант, который предполагает открытый сбор идей, можно реализовать следующим образом.

Сбор идей сотрудников и их реализация способствуют быстрому развитию компаний 
Сбор идей сотрудников и их реализация способствуют быстрому развитию компаний 

В Mandarin абсолютно каждый может подать идею или попросить о внедрении какого-либо изменения, включая разработку платформы, через специальную форму-процесс, которая заполняется и в 100% случаев рассматривается соответствующими руководителями.

Наш банк идей регулярно пополняется, а два раза в год проходит защита приоритетных проектов сотрудников. Они представляют свои предложения по развитию сервисов платформы, которых сейчас более 10, и разработке новых. После обсуждения члены команды дорабатывают высказанные предложения, а топ-менеджеры интегрируют их в общую стратегию развития.

  • Стремление к новым знаниям

До середины XX века в большинстве стран мира преобладала концепция «Образование для всей жизни». После окончания вуза человек строил карьеру, практически не сталкиваясь с необходимостью получать дополнительные знания.

Далее на смену этой концепции пришла другая — «Образование через всю жизнь» или Lifelong Learning (LLL). Она предполагает постоянное получение новых знаний, которое становится главным фактором профессионального и личностного роста.

Обучение сотрудников — важнейшая задача любой компании. Сегодня знания устаревают очень быстро, а в сферах IT и финтеха еще быстрее. Поэтому необходимо нанимать людей, готовых к постоянной работе над собой. Образование должно стать частью корпоративной культуры

В Mandarin уже не первый год реализуется программа корпоративного обучения. Сейчас более 30% наших специалистов повышают профессиональные компетенции, совершенствуют навыки бизнес-коммуникации, изучают английский, испанский и другие иностранные языки. До конца 2024 года мы планируем потратить на обучение персонала на 30% больше средств, чем в прошлом.

Я рассмотрел основные принципы, на которые ориентируются высокотехнологичные компании. Однако каждый бизнес индивидуален и создает корпоративную культуру, выбирая те, которые близки именно ему.

ДЕЙСТВОВАТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИ

Перед разработкой или обновлением стратегии развития корпоративной культуры нужно оценить ситуацию, которая сложилась в компании, с помощью количественных и качественных методов исследований.

К первой группе относятся наблюдение, эксперимент, глубинное интервью, тестирование и фокус-группа. Ко второй — опросы сотрудников, изучение отзывов на сайтах для поиска работы и других онлайн-площадках.

HR-специалисты Mandarin часто сочетают количественные и качественные методы. Далее они проводят SWOT-анализ компании и используют его результаты при формировании стратегии.

Для правильной постановки целей необходимо ответить на следующие вопросы:

  • К чему стремится компания в области управления людьми, которые в ней работают?
  • Какие изменения необходимо провести?
  • Каких результатов следует достичь?

Цели лучше всего формировать по системе SMART. Они должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и ограниченными по времени. По такому же принципу формируются и задачи — конкретные шаги по достижению целей. Ожидаемые результаты реализации стратегии нужно зафиксировать в формате конкретных показателей

Для того чтобы стратегия корпоративной культуры не стала документом, подготовленным «для галочки», важно составить план вовлечения сотрудников в ее реализацию. Это перечень конкретных действий HR-специалистов с заранее определенными дедлайнами.

Надеюсь, что опыт Mandarin, а также компаний Artsofte и «Цифровые привычки», эксперты которых участвовали в подготовке этой статьи, поможет многим игрокам IT- и финтех-рынков создать привлекательную корпоративную культуру, привлечь специалистов с высоким уровнем квалификации и достичь впечатляющих бизнес-результатов.

1717
33
2 комментария

Дельные мысли, взял на заметку

1
Ответить

Валерий, добрый день! Приятно, спасибо!)

Ответить