Управление персоналом: 7 главных ошибок в малом бизнесе
Всем привет. Мы разрабатываем сервис управленческого и финансового учета для предпринимателей. Опросили владельцев малого бизнеса и собрали для вас 7 ошибок, которые часто допускают управленцы. Читайте статью и используйте чужой опыт, чтобы стать лучше!
1. Жесткий контроль каждого шага
Представьте: вы работаете, и каждые пять минут вам говорят, что нужно делать, а каждые десять требуют отчета. Половину рабочего времени вы будете отвлекаться на указания и составление отчетов, а в итоге не выдержите морального давления. Ваши сотрудники тоже со временем не выдержат, если вы слишком на них давите. Помните, что «идеальный начальник никому не мешает работать». Жесткий контроль начинается, когда в основе управления лежит недоверие. Вполне возможно, что вы действительно лучше сотрудников знаете, как и что нужно сделать. Но пересильте себя, дайте им относительную свободу действий и возможность самим ошибиться, а потом исправить ситуацию. Иначе они так и будут работать без груза ответственности за результат, как марионетки, пока вы их дергаете за «ниточки». Перестанете дергать — все остановится.
Ответственные и мотивированные сотрудники могут сначала противиться такому давлению, а потом расслабиться. И просить помощи даже в стандартных ситуациях, которые можно решить за пять минут.
2. Отсутствие мотивации
Согласно опросу РССП, мотивация важна для повышения производительности персонала. Это действительно так: давайте посмотрим на примере. Один менеджер ведет тридцать клиентов в месяц и приносит 1 500 000 ₽ выручки, а другой ведет всего десять клиентов, а выручка от него редко превышает 300 000 ₽. Зарабатывают сотрудники одинаково. И со временем эффективному менеджеру надоест работать на голом энтузиазме, и он тоже начнет вести десять клиентов и генерировать меньше выручки.
Чтобы повысить производительность, важно правильно мотивировать сотрудников. По данным ассоциации менеджеров, в российских компаниях для мотивации чаще всего используют материальное поощрение по KPI. Выполнили или перевыполнили KPI — держите премию. Нет — сидите на голом окладе.
При этом теория психолога Абрахама Маслоу говорит, что материального поощрения недостаточно, деньги закрывают только часть потребностей. Важно мотивировать сотрудников чем-то еще — публично хвалить, дать возможность карьерного роста, повышать их квалификацию за счет компании и так далее.
Если в компании будет грамотная система мотивации, сотрудники будут работать дольше и лучше. Это подтверждают исследования — специалисты компании PricewaterhouseCoopers опросили почти 1 500 руководителей бизнеса. И выяснили, что 67% опрошенных уверены, что талантливые специалисты долго работают только в тех компаниях, цели которых им интересны и где они чувствуют себя полезными.
Важно, чтобы система мотивации была простой и понятной. Если сделать ее слишком сложной, сотрудники просто не будут понимать, за что вы их поощряете, а за что наказываете. И со временем либо перестанут работать в полную силу, либо предпочтут сменить место работы при удобном случае.
Как с любым увеличением бюджетов на что-то, не переусердствуйте с мотивацией, иначе скоро придется задуматься над оптимизацией расходов на персонал.
3. Неправильная постановка задач
«Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Если эта фраза напомнила только детскую сказку, в вашей компании все хорошо. А если сами ставите задачи таким образом, ждите беды. Скажете подчиненным что-то абстрактное типа «надо расширить производство» или «повысить продажи» — они будут не работать, а гадать, что именно вы имели в виду.
Задачи нужно ставить правильно. Удобнее всего делать это по технологии SMART, то есть задача должна быть:
S — Specific (конкретной);
M — Measurable (измеримой);
A — Achievable (достижимой);
R — Relevant (реалистичной, релевантной);
T — Time bound (срочной).
Задача должна быть срочной не в плане «бросайте все, мы горим» — просто у нее должен быть определенный срок выполнения.
Например, к вам каждый месяц приходит 7–8 клиентов без рекламы. Вы хотите получить больше продаж и формулируете задачу так: «привлеките 10 новых клиентов на металлообработку до 31 сентября». Это конкретная, достижимая и реалистичная цель. У нее есть срок, а еще результат можно измерить. Сотрудники точно поймут, что вы от них хотите, а не будут вызывать телепата, чтобы понять, что нужно делать.
4. Отсутствие всяческого контроля
Жесткий контроль — плохо, но полное его отсутствие еще хуже. Не пускайте все на самотек: ваши сотрудники могут ошибиться, и даже не из-за того, что не умеют работать, а из-за того, что просто не владеют всей информацией по проекту.
Не знаете, как управлять персоналом ненавязчиво — попробуйте выделить важные контрольные точки и спрашивайте на них о результатах. Или устраивайте каждую неделю собрания, на которых все поделятся своими достижениями и планами на будущую неделю.
Кстати, с оптимально выстроенной системой контроля у сотрудников появляется мотивация работать слаженно и эффективно. Они понимают, что основные решения принимают сами, а руководитель может помочь и немного направить по верному пути. Поэтому чувствуют свою значимость и видят, как их работа влияет на всю компанию.
При этом новых сотрудников лучше контролировать чуть больше, чем тех, которые давно работают в вашей компании. Это связано с тем, что новый человек может просто работать по другой схеме, или у него будет недостаточно опыта для работы в вашей нише.
5. Авторитарный стиль управления
Есть три стиля управления: авторитарный, либеральный, демократический.
Авторитарный стиль, при котором «я начальник, вы все дураки», обычно сопровождается психологическим давлением на сотрудников, криками, «кнутами» без пряников, публичной критикой подчиненных. Работать в такой атмосфере некомфортно, и со временем авторитарные управленцы просто теряют команду, а в компании начинается текучка кадров.
Либеральный стиль управления, который часто сопровождается попустительством, тоже не очень действенный. Он грозит тем, что со временем вам просто сядут на шею и свесят ножки: проще говоря, будут всячески саботировать работу.
Демократичный стиль — золотая середина, когда вы можете и поругать, и похвалить, и поставить задачу, но при этом прислушаться к сотрудникам.
С авторитарным стилем управления вы со временем просто потеряете доверие сотрудников. Они будут относиться к вам не как к опытному и умному руководителю, а как к начальнику-самодуру, слова которого не стоит воспринимать всерьез.
6. Отсутствие понимания специфики работы
Хороший руководитель должен понимать и учитывать все нюансы работы, иначе от его «задач» может пострадать вся компания. Приведем пример, к чему приводит непонимание — управленец требует разработать интернет-магазин с полным каталогом товаров и оплатой на Bitrix за неделю, хотя это физически невозможно. При этом грозит штрафами и другими наказаниями за срыв сроков. Руководитель «в теме» найдет компромисс и поставит реальные выполнимые сроки.
То, что руководитель должен понимать специфику, не означает, что надо бросаться в крайности и ставить на руководящую должность лучшего специалиста отдела. Если человек хорошо выполняет свою работу, это не значит, что он сможет так же эффективно управлять людьми.
7. Самостоятельное выполнение задач
Это можно назвать микроменеджментом, когда руководитель глубоко погружается в задачи и выполняет много работы, которую можно делегировать. Да, руководитель, который понимает специфику — это хорошо. Но не стоит делать все за сотрудников, хотя иногда и кажется, что легче все бросить и самому выполнить задачу, а не объяснять, как ее сделать.
Если вы будете заниматься рутиной вместе с сотрудниками или вместо них, они со временем перестанут воспринимать ее как работу и будут постепенно уходить от ответственности за нее. А еще вы таким поведением создадите у них ощущение того, что в случае чего вы всегда придете на помощь — это тоже стимулирует безответственное отношение. Поэтому сдерживайте в себе желание сделать все самостоятельно — можно вставать на место работников пару раз в месяц, чтобы лучше понимать бизнес-процессы компании. Но остальное время занимайтесь прямыми обязанностями: руководите.
Чем больше времени вы тратите на самостоятельное выполнение задач, тем меньше останется на управление. И может получиться так, что все мелкие работы будут выполнены идеально, но весь проект пойдет ко дну.
Какие еще ошибки управления есть в малом бизнесе и как управлять персоналом
О других ошибках нам рассказали предприниматели. Посмотрите, что мешает их бизнесу развиваться, и не наступайте на те же грабли.
Идеальным руководителем стать сложно. Но можно учесть чужие ошибки и стать хорошим управленцем для своей команды.
В 2017 году когда я открыть бизнес все задачи я выполнял самостоятельно: разбирался в обучении по Битрикс24 и amoCRM, делал сайт, готовил шаблоны договоров, обрабатывал лиды, проводил встречи с клиентами, совершал юридическое сопровождение, занимался бухгалтерией, вел проекты, заключал договора, принимал оплаты. Есть конечно плюсы, пройдя все этапы я знаю досконально свой бизнес, но скорость моего развития могла быть кратно выше при выполнении задач профессионалами изначально. Выполняя все самостоятельно я несознательно затормозил рост собственного дела. Мои конкуренты, которые создавали команду изначально выросли значительно больше и быстрее. Я вынес урок из этого опыта и сейчас в моей команде работает 15 человек. Используя полученные знания за первый год выполнения всех задач самостоятельно, я ставлю адекватные цели сотрудникам, ведь знаю сколько времени может занимать та или иная задача, какая конверсия должна быть по продажам и заключенным договорам.
Постоянно были похожие проблемы,пытался что-то решить но ничего не выходило,персонал не менялся и изредка кто-то просто уходил,сейчас попробую применить эти советы и исправить положение в своём бизнесе,к слову владею кофейней
Вот, учитесь у товарища - https://vc.ru/marketing/149656-pochemu-vasha-kompaniya-degradiruet-i-kak-skoro-ona-razvalitsya-100500-grehov-rossiyskogo-biznesa Или захантите его.
Я готов захантиться))
В 2017 году когда я открыть бизнес все задачи я выполнял самостоятельно: разбирался в обучении по Битрикс24 и amoCRM, делал сайт, готовил шаблоны договоров, обрабатывал лиды, проводил встречи с клиентами, совершал юридическое сопровождение, занимался бухгалтерией, вел проекты, заключал договора, принимал оплаты. Есть конечно плюсы, пройдя все этапы я знаю досконально свой бизнес, но скорость моего развития могла быть кратно выше при выполнении задач профессионалами изначально. Выполняя все самостоятельно я несознательно затормозил рост собственного дела. Мои конкуренты, которые создавали команду изначально выросли значительно больше и быстрее. Я вынес урок из этого опыта и сейчас в моей команде работает 15 человек. Используя полученные знания за первый год выполнения всех задач самостоятельно, я ставлю адекватные цели сотрудникам, ведь знаю сколько времени может занимать та или иная задача, какая конверсия должна быть по продажам и заключенным договорам.
Постоянно были похожие проблемы,пытался что-то решить но ничего не выходило,персонал не менялся и изредка кто-то просто уходил,сейчас попробую применить эти советы и исправить положение в своём бизнесе,к слову владею кофейней