Ловушки для руководителя: как сохранять авторитет и не поддаваться влиянию сотрудников

Руководитель должен уметь управлять не только бизнес-процессами и задачами, но и отношениями с персоналом. Однако иногда даже опытному лидеру бывает сложно не поддаться на уловки и манипуляции со стороны сотрудников.

В этой статье расскажу про основные ловушки, в которые может попасть руководитель, и о том, как их избежать, чтобы сохранить контроль над ситуацией.

Ловушка №1. Опора на старую гвардию

Во многих компаниях есть сотрудники-старички. Они работают много лет, хорошо знают все внутренние процессы и являются главными хранителями и трансляторами корпоративных ценностей. Руководителю комфортно работать с такими сотрудниками: они понимают все задачи с полуслова и хорошо справляются с их выполнением. Здесь и кроется главный подвох.

Как правило, старички работают по накатанной, не готовы что-либо менять в привычных процессах, не принимают советы со стороны и заранее отказываются от проверки новых гипотез, так как не хотят выходить из зоны комфорта. Руководитель в таких случаях часто слышит: «Мы и так делаем максимум, большего добиться невозможно» или «Мы это уже пробовали пять лет назад, зачем опять повторять?» Иногда они действительно оказываются правы, но в большинстве случаев — за них все-таки говорит банальная лень или страх допустить ошибку. Хороший управленец должен вовремя это заметить, чтобы не поддаться влиянию.

Как не попасть в ловушку

  • Анализируйте. Без инноваций и экспериментов невозможно добиться устойчивого развития компании, особенно в условиях высокой конкуренции на рынке. И об этом важно помнить всегда. Даже если вы полностью доверяете старичкам, иногда анализируйте, насколько они готовы дальше развиваться и расти вместе с компанией: какую реальную пользу они приносят бизнесу и насколько ежегодно увеличиваются их ключевые показатели эффективности.
  • Регулярно вводите «свежую кровь». Старички застаиваются в одном коллективе, в рамках одних отношений и в одном функционале. Когда появляются новые сотрудники с горящими глазами и нестандартными идеями, это отражается на всей команде: они больше прислушиваются друг к другу и меньше боятся экспериментов. Особенно ярко это проявляется, когда в команде появляется новый руководитель — тогда всем приходится выходить из зоны комфорта и по-новому смотреть на привычные задачи.

Ловушка №2. Не в службу, а в дружбу

С друзьями и родственниками крайне сложно выстроить эффективные рабочие отношения — особенно когда речь идет о позиции «руководитель» — «подчиненный». Тут практически не обойтись без взаимных обид и недомолвок. И лично я всегда придерживаюсь правила, что с друзьями хорошо дружить, а не работать.

Но ситуации бывают разные. И если уж так сложилось, что близкий человек — это настоящий профессионал в определенной области и вам нужен именно такой человек, то можно выстроить с ним партнерские отношения. Главное — обговорить все условия на берегу. Нет хороших и плохих отношений, есть только неправильно выбранные дистанции.

Как не попасть в ловушку

  • Установите дистанцию. Договоритесь, что на работе вы обсуждаете исключительно рабочие вопросы и называете друг друга полным именем. Это помогает определить рамки и отделить профессиональные отношения от личных.
  • Давайте обратную связь. Не стоит полагаться на то, что вы будете понимать друг друга с полуслова. Даже если вы знакомы много лет, в рамках рабочих отношений ваши привычные модели общения будут перестраиваться, и из-за этого могут возникать недопонимания. Не делайте различий между другом и остальными сотрудниками — всем нужна эффективная и подробная обратная связь по целям и задачам.

Ловушка №3. Повышение для галочки

Согласно данным исследования РШУ, 94% сотрудников компаний планируют добиться повышения зарплаты в 2024 году, а 65% хотят получить повышение. Однако на практике работники редко переходят от желаний к реальным действиям.

Сотрудник может заявить руководителю о своем желании дальше расти, брать на себя дополнительную нагрузку и реализовывать новые проекты. Как правило, руководители идут навстречу и дают своим подчиненным возможность развиваться, так как позитивно смотрят на проявление любой инициативы. Однако в итоге такие проекты часто заходят в тупик, и причина этому — недостаточная мотивация сотрудника на достижение результатов, ведь далеко не все реально готовы к дополнительным нагрузкам. Чтобы этого избежать, руководитель должен заранее проанализировать, действительно ли сотрудник способен быть эффективным в задачах, которые хочет на себя взять.

Как не попасть в ловушку

  • Проанализируйте текущую эффективность. Если это переход на новую должность, то оцените, достаточно ли у сотрудника необходимых знаний и навыков. Если речь идет о дополнительной нагрузке, то обязательно посмотрите на текущую загруженность (сможет ли сотрудник реально выполнять эту работу без для основной деятельности).
  • Оцените мотивацию. Задайте несколько вопросов, которые помогут понять, чего на самом деле хочет добиться сотрудник: что тебе это даст, какие у тебя ожидания от новой работы, каких результатов ты хочешь добиться, какой у тебя план действий по проекту, как ты будешь оценивать эффективность. Если по итогам разговора у руководителя сложилась полная картина работ по проекту и роли сотрудника в этом проекте, значит стоит попробовать.

Ловушка №4. Навязанные эмоции

Один из ключевых навыков руководителя — грамотная работа с информацией. Любое событие может интерпретироваться по-разному, и иногда сотрудники этим пользуются, стараясь донести свою точку зрения или навязать свои эмоции по отношению к конкретной ситуации. Например, могут дать неполную информацию по проблеме с партнером, клиентом или коллегами, представив ее в максимально негативном свете.

Таким манипуляциям бывает сложно противостоять. Руководители часто поддаются этому влиянию и принимают импульсивные решения, о которых потом могут пожалеть. Чтобы этого избежать, необходимо развивать аналитическое мышление и эмоциональный интеллект. Эти навыки позволяют свести к минимуму подобные риски.

Как не попасть в ловушку

  • Возьмите паузу. Не реагируйте на информацию сразу, особенно если чувствуете, что она выбивает вас из-за эмоционального равновесия. Для начала разберитесь с эмоциями. Для этого полезно задать себе несколько вопросов: какие эмоции я сейчас испытываю, почему это происходит и достаточно ли фактов, чтобы сделать правильные выводы из ситуации.
  • Соберите и проанализируйте факты. Одного мнения сотрудника недостаточно для принятия решения, необходима дополнительная информация. Например, при конфликте с клиентом можно запросить переписку или запись телефонного разговора, чтобы разобраться в ситуации. А при проблемах между сотрудниками необходимо выслушать обе стороны. Чем больше у вас будет фактов, тем проще будет разрешить ситуацию.
11
Начать дискуссию