За какими специалистами охотятся сегодня?

Я — практикующий бизнес-коуч и карьерный консультант, и хочу поделиться, какие специалисты востребованы сегодня в первую очередь. В статье я также расскажу, какие навыки стоит развивать прямо сейчас, чтобы быть в топе в ближайшие годы.

За какими специалистами охотятся сегодня?

Люди с инженерным мышлением

Вы наверняка слышали, что многих из нас в скором времени заменят роботы. Опасения не беспочвенны: по данным доклада Jobs of Tomorrow, более 75 миллионов людей в мире могут остаться без работы из-за роботизации и автоматизации. В Оксфорде считают, что роботы возьмут на себя половину рутинных задач уже через 15-20 лет. 68% предпринимателей уверены, что будущее бизнеса — за искусственным интеллектом, но! взаимодействующим с человеком.

Чтобы компаниям успешно включать в свою деятельность ИИ, нужно уметь с ним работать, а потому растет спрос на специалистов с инженерным мышлением. Такие люди в процессе инженерного исследования задействуют свои знания сразу в нескольких естественно-научных областях, а также подключают воображение. STEM-подход (Science, Technology, Engineering and Math) объединяет науку, технологии, инжиниринг и математику, и главное — делает фокус на практику. Рейтинг самых востребованных специалистов на ближайшие 10 лет от HeadHunter почти полностью состоит из профессий, связанных со STEM.

STEM-специалистов не хватает: президент Microsoft Брэд Смит называет нехватку таких профессионалов «кризисом гениев» для технологических компаний. Власти США подталкивают инвестировать в развитие STEM-образования в стране. В России уже можно получить передовое актуальное образование. Например, сильную STEM-магистратуру «Цифровые технологии в бизнесе» совместно с МФТИ и МТС в этом году запустили в бизнес-школе Сколково. Прошедшие конкурс бакалавры смогут получить микс глубоких технических знаний, управленческих навыков и полтора года будут работать над созданием реальных цифровых продуктов в одной из самых инновационных компаний страны. Такие магистерские программы в России можно пересчитать по пальцам, да и за рубежом их тоже не так много: Нормандская бизнес-школа во Франции, университет науки и технологии HKUST в Гонконге, Университет Мангейма в Германии и Университет Киннесоу в США. Однако в условиях закрытых границ и COVID-19 отечественное образование становится особенно актуальным и готово конкурировать с зарубежным.

Специалисты с прокачанными надпрофессиональными навыками

Долгое время считалось, что MBA — пик карьерных возможностей, предел мечтаний. Раньше, если работник с инженерным, да и любым другим образованием хотел стать управленцем, он заканчивал MBA. Сейчас управлять людьми и производством готовы доверить уже молодым специалистам, у которых прокачаны надпрофессиональные навыки (soft skills). К ним относятся самоорганизация, эмоциональный интеллект, осознанность, коммуникативные навыки, креативность, умение работать в команде и управлять проектами. Востребованность «гибких» специалистов на мировом рынке подтверждается опросами: согласно данным LinkedIn, 92% респондентов считают надпрофессиональные навыки и профессиональную экспертизу одинаково важными.

Но вообще нужно быть готовым к тому, что прокачивать свои софт-скиллы и работать над самоорганизацией, эмоциональным интеллектом и стрессоустойчивостью придется всю жизнь. Онлайн-университеты быстрее осознали спрос на данное направление. «Нетология» в июне запустила первый поток курса «Soft skills для руководителей», который длится пять месяцев. Еще один курс по гибким навыкам к запуску готовит образовательный портал GeekBrains и Mail.ru Group — обучение стартует 11 августа. Если денег или времени на прохождение курса пока нет, можно начать с книг: школа «Икра» дает отличную подборку литературы для прокачки разных сфер жизни.

Выпускники технологических компаний, а не классических университетов

В новых условиях классическое образование не всегда идет на пользу будущим выпускникам. Несоответствие компетенций работников требованиям работодателей растет — и остается одной из главных проблем мирового рынка труда. К сожалению, даже лучшим вузам России не удается оперативно отвечать на запросы бизнеса к образованию. Поэтому корпорации уровня «Яндекс» и Mail.ru Group сами готовят себе работников, а инновационные компании запускают совместные образовательные программы с ВУЗами, начав конкурировать за будущих лидеров технологического рынка уже на этапе университета. О совместной магистратуре Сколково, МФТИ и МТС уже было сказано. Ее выпускники программы станут не просто первоклассными технарями, но и управленцами, умеющими вести проект и команду, проверять гипотезы, пробовать выводить продукт на рынок. Таких специалистов ждут лучшие технологические компании страны и мира. Еще пример — образовательный проект компании «Интерсвязь» и разработчика NapoleonIT, в рамках которого с этого года начнут готовить профессионалов в машинном обучении. Магистратура на базе университета ЧелГУ включает стажировку и работу с реальными кейсами в сфере Machine Learning, Highload и Project Management. Обучение специально сделали вечерним, чтобы у студентов была возможность совмещать учебу с работой в компаниях-партнерах проекта.

Практики, а не теоретики

И, продолжая разговор о классическом образовании, нужно отметить, что практика в вузах часто носит ознакомительный характер, и не всегда — по-настоящему прикладной. Акцент на практику делают в Высшей школе менеджмента СПбГУ. У школы 75 академических партнеров по всему миру, с достойным списком партнеров для стажировок, в том числе и за рубежом: «Газпром Нефть», L'oreal, Colliers International, KPMG, PwC и др. Практико-ориентированным вузом считается и ВШЭ. Порядка 20% учебной нагрузки студентов составляет проектная и исследовательская работа. Но речь здесь идет не об опыте работы, скорее о формате обучения: студенты делают презентации, вместе обсуждают доклады и научные труды, проводят деловые ролевые игры, участвуют в симуляторах. Для преподавания курсов привлекаются специалисты-практики, работающие в международных и российских компаниях. Но это все равно пока не сопоставимо с интеграцией реальную работу и проекты.

У выпускников с ценным практическим опытом гораздо больше шансов попасть в топовые компании и корпорации. Если вы еще учитесь или только начинаете карьеру, советую как можно раньше начать получать релевантный будущей профессии опыт. Смотрите требования к вакансиям, чтобы понять, каких навыков вам не хватает, и прокачивайте их. Говорите с эйчарами, кого и какие компетенции они ищут. Не пренебрегайте бесплатными стажировками, если они обещают интересные задачи.

Сложившиеся команды, а не одиночки

Для решения задач и запуска новых продуктов компании готовы брать не одного специалиста, а целые сложившиеся команды. Уже сформированная команда может оказаться для компании даже полезнее.

Так, в 2018 году QIWI запустила программу Product Hub QIWI Universe 3.0. Компания выделяла каждой команде до 3 миллионов рублей на быстрый запуск и тестирование совместного пилота за счет QIWI. Вся программа была направлена на практику и обучения не подразумевала. Из всех заявок выбрали 6 команд. Спустя год, подводя итоги, QIWI рассказала, что 4 из 6 пилотов оказались успешными. Например, с командой EORA компания сделала кейс по аналитике данных. Сотрудничество привело к повышению оборота партнеров QIWI. Участники тоже остались в плюсе: за счет крупной компании смогли реалистично взглянуть на свои бизнес-кейсы и поняли ошибки.

Корпорации не готовы выделять средства для друзей-энтузиастов, которым захотелось поработать вместе, что разумно. Команде придется доказать свою сплоченность и продуктивность. Вот по каким критериям могут проверить ценность коллектива. По мнению Алексея Катаева из Skyeng, важно учитывать выполнение планов командой: сколько запланированных задач удалось реализовать. Также можно считать количество инцидентов — учитывать каждую неудачную выкатку или баг, чтобы затем оценить потери бизнеса. Также важно оценивать ресурсы команды и проводить опросы продакт-менеджеров, разработчиков, заказчиков, чтобы понять слабые места команды и поработать над ними. Еще один способ — ставить членам команды временные рамки и наблюдать, насколько эффективно они справляются со своими задачами в указанные сроки.

Резонный вопрос, где же формируются такие команды. Специалисты могут объединяться как в процессе работы и переходить из одной компании в другую, так и во время учебы на практико-ориентированных программах. Но, если говорить об учебе, речь все равно будет идти о специалистах с практическим опытом работы. Помимо учебы, еще одно частое место встречи — хакатоны. Подобные соревнования проводят корпорации вроде «ВКонтакте», Фонд содействия инновациям, КБ «Стрелка», Тинькофф. Во время хакатона можно не только познакомиться и обменяться знаниями, но и найти единомышленников для будущего стартапа.

Резюме

Подводя итог вышесказанному: вне зависимости от специальности, инженерное мышление и надпрофессиональные навыки крайне важно развивать. Они в сочетании с профессионализмом помогут быстрее адаптироваться к новым условиям, быть гибче и лучше взаимодействовать с людьми, что делает вас более востребованным специалистом в лице работодателя. Если вы студент, старайтесь как можно раньше начать получать реальный опыт, проходите стажировки, ищите наставников и участвуйте в хакатонах. И не бойтесь перемен, они всегда приводят к лучшему!

66
9 комментариев

Воды, как в дипломе выпускника бакалавриата, сразу видны навыки бизнес-тренера. Зачем так обмусоливать каждый тезис, когда можно было структурировано и лаконично записать их в 3 пункта?

14
Ответить
2
Ответить

Нельзя взять, и просто так упомянуть ВШЭ. А то у людей может сложиться обманчивое впечатление, что это топовый ВУЗ.

Ответить

Сейчас в России есть передовые ВУЗ? Вопрос серьезный)))))
Изучая кучу учебного материала ВУЗ, образование отстает лет на 10-15.

2
Ответить

Выпускники технологических компаний, а не классических университетов..

Правильно, компании готовят себе винтиков, которые потом даже работу сменить не смогут) 
Классические универы дают тебе кругозор. 

А технологические компании если будут заниматься обучением (взамен универа) - вырастят специалиста чисто под себя. Он потом нигде больше и работать не сможет (или с большим переобучением).

Ответить

Я — бизнес-коуч

Ответить