{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Удаленка, выгорание и заниженные зарплатные ожидания: посткарантинный рынок труда и коммуникаций

11 сентября 2020 года на 20-м коммуникационном форуме Baltic Weekend состоялся круглый стол «Новые контуры рынка». На нем специалисты по коммуникациям и HR обсудили, как изменится рынок труда после коронавируса, какие отрасли будут нанимать больше людей, а какие, напротив, «сдуются».

The Baltic PR Weekend Виталий Пташенчук, Royal Production

Председатель АКОС и Генеральный директор PR News Лилия Глазова рассказала, как вызовы 2020 года повлияли на агентский бизнес.

К этому кризису невозможно было подготовиться, и он потребовал от коммуникационных агентств новых подходов к организации работы внутри и реакции на внешнюю рыночную среду.

Лилия Глазова, Генеральный директор PR News

Кроме снижения спроса на мероприятия и роста — на digital, Лилия обратила внимание на новые требования к формату коммуникаций. Бренды все больше стремятся производить «прозрачный» контент без ретуши. На первый план выходит честный диалог между компанией и аудиторией.

В сложившейся ситуации практически невозможно что-то спрогнозировать, поэтому как никогда важна гибкость. Необходимо очень быстро адаптироваться к внешней среде. Выживает сильнейший — тот, кто первый запустил новый продукт, не снизил темп, а, наоборот, нарастил свое присутствие на рынке.

The Baltic PR Weekend Виталий Пташенчук, Royal Production

Перемены коснулись и работы внутри агентств — многие провели реструктуризацию, пересмотрели бизнес-процессы, всерьез задумались о коворкинге вместо закрепленных рабочих мест за каждым сотрудником. Этот процесс продолжится, многим потребуется время, чтобы заново пересобрать команду.

Руководитель отдела маркетинга Северо-Западного федерального округа HeadHunter Екатерина Скляренко рассказала, как менялись настроения кандидатов и работодателей в 2020 году. Она отметила, что за время пандемии ожидания соискателей по ряду позиций стали ниже, чем предложения по зарплате в вакансиях.

Традиционно средняя ожидаемая заработная плата больше предложения на пять-десять, а порой и двадцать тысяч рублей. По данным наших опросов, 50% специалистов на рынке во втором квартале 2020 года подтвердили готовность снизить свои ожидания. Это самый высокий показатель с начала 2015 года. В третьем квартале он снизился до 44%, а доля тех, кто готов рассматривать подработку, увеличилась на треть и достигла уровня начала года. С начала пандемии количество вакансий снижалось довольно плавно. В целом по рынку труда в России предложение снизилось в марте по отношению к февралю на 3%, в апреле — на 15%. Максимальное падение, минус 26%, мы отметили в мае. В маркетинге оно было более драматическим: до 53% по России и до 60% — в Москве . И восстанавливается столица тоже медленней. В августе значения все еще не вернулись к докризисном уровню, тогда как на общем рынке прирост к февралю составил +17%. Однако рост есть. И если его темпы сохранятся, то скоро показатели в маркетинге и PR вернуться на прежний уровень. За текущий месяц на hh.ru было размещено больше 12 тыс предложений для маркетологов и коммуникаторов в Москве. Наибольшим спросом пользуются специалисты по интернет-продвижению, профессионалы в области PR и коммуникаций, менеджеры по работе с клиентами, ивент-менеджеры, спрос на которых, конечно, упал больше всего в отрасли.

Екатерина Скляренко, Руководитель отдела маркетинга по СЗФО «HeadHunter»

Генеральный директор агентства «Социальные сети» Денис Терехов обратил внимание на то, как важно всегда иметь в запасе готовый план действий на случай непредвиденных ситуаций.

Не нужно ждать кризиса. Нужно заранее формализовать действия, которые необходимо будет предпринять в случае его прихода — подробно описать их одной-двух страницах. Я называю это антикризисных протокол. Не стесняйтесь вносить туда даже самые безумные позиции — представьте, будто вы всерьез готовитесь к зомби-апокалипсису.

Денис Терехов, Генеральный директор агентства «Социальные сети»
The Baltic PR Weekend Виталий Пташенчук, Royal Production

Также Денис отметил, что нужно привлекать к этому процессу сотрудников. Часто и честно разговаривать с ними, обсуждать разные сценарии и учитывать их мнения и пожелания.

Основатель HR4PR Ольга Дементьева рассказала, как специалисту по коммуникациям найти работу в кризис.

Не думайте про рынок труда, думайте о том, какой вы на этом рынке. Какая у вас репутация, личный бренд, достижения и отношения с руководителем и коллективом. Совершенствуйтесь и развивайтесь. В кризис нужны такие качества как скорость принятия решений, способность делать новое, доказывать свою эффективность, работать в неидеальных условиях с меньшим бюджетом, ресурсом и штатом. Во время пандемии было много назначений — рынок не замер, как мы ожидали. Переманивать и перекупать не перестали. Но адаптация новых сотрудников на удаленке проходила сложнее — налаживать контакты проще лично, глядя в глаза. Что касается зарплат, то разброс может быть и в десять раз при одинаковом стаже. Не резюме и не красивые строчки в нем определяют размер годового дохода, а степень влияния на бизнес и масштаб решаемых задач.

Ольга Дементьева, Основатель HR4PR
The Baltic PR Weekend Виталий Пташенчук, Royal Production

Руководитель управления по коммуникациям и работе с инвесторами «Северсталь» Владимир Залужский отметил плюсы вынужденного эксперимента с удаленкой. Многие компании поняли, что можно успешно работать с персоналом вне опыта, а кандидатам из регионов открылись новые возможности трудоустройства.

Если взять «Северсталь», у нас не было заморозки вакансий даже в пандемию. В среднем мы нанимаем порядка 450 человек в месяц. В карантин эта цифра упала до 150 вакансий в месяц, но не до нуля. В Москве на ряд позиций люди проходили собеседования дистанционно и выходили на удаленную работу. Максимальное падение было в мае, с июня возобновился рост. Сейчас HR работает в авральном режиме.

Владимир Залужский, Руководитель управления по коммуникациям и работе с инвесторами «Северсталь»

По словам Залужского, компании удалось не только сохранить штат сотрудников, но и провести индексацию зарплат и выплатить премии. А в «Севергрупп» случился резкий всплеск вакансий в онлайн-ритейлере «Утконос» в связи с увеличением количества заказов. Режим самоизоляции благоприятно повлиял и на образовательный проект Talent Tech из-за роста интереса пользователей к повышению квалификации и переобучению.

Работа в условиях неопределенности стала проверкой на зрелость топ-команд. Надо было защитить сотрудников и бизнес, помочь регионам. Повысился уровень цифровой грамотности, руководителям пришлось заново прокачивать свои навыки выступлений, чтобы быть убедительными по видеосвязи. Сейчас в компании определяют, какой процент сотрудников может работать вне офиса на постоянной основе.

The Baltic PR Weekend Виталий Пташенчук, Royal Production

По данным опроса сотрудников «Северстали», около 50% из них хотели бы работать из офиса — Владимир это связывает с тем, что не у всех дома есть комфортные условия для работы. Чтобы поддержать коллег, помимо обычных корпоративных медиа и рассылок, в компании проводили прямые линии с акционером и с СЕО, утреннее неформальные ток-шоу «завтрак с директором», вебинары по работе с общими документами и стендапы.

При дистанционной работе хорошо видно, кто работает, а кто нет. Если раньше можно было ценить человека за то, что с ним классно пить кофе и болтать в офисе, то теперь в фокусе результат, отдача и командность. Существует стереотип, что на удаленке сотрудники недозагружены. Но если это так, то говорит лишь о том, что руководитель не смог организовать их работу. Надо это признать и научиться новым навыкам. Задача PR была формировать понимание, что тяжело всем, а не только тем, кто остался на производстве. Дома не проще, многие выгорали на удаленке. У нас получилось это донести через статьи, истории, колонки врачей и психологов. Из положительного – кажется, руководители поняли, что работа из дома — тоже работа.

Владимир Залужский, Руководитель управления по коммуникациям и работе с инвесторами «Северсталь»

HR-Директор GE Healthcare в России и СНГ Алсу Полякова в онлайн-формате рассказала, какие требования кризис предъявляет кандидатам.

Важное умение для кандидата — resilience, способность восстанавливаться психологически и физически, работать в режиме неясности, больших нагрузок, при этом самостоятельно управлять своими ресурсами, здоровьем и задачами. Способность работать удаленно — критическии навык сегодняшнего дня. На рынке труда низкая толерантность к нытикам и токсичным людям.

Алсу Полякова, HR-Директор GE Healthcare в России и СНГ
The Baltic PR Weekend Виталий Пташенчук, Royal Production

Выросли и ожидания от HR-специалистов — фактически они стали единственным связующим звеном между работодателем и сотрудником. Нужно уметь выстроить работу команды удаленно, быть на связи, вовремя видеть выгорание и уметь с ним работать.

Стратегия работы с кадровым резервом во многих компаниях в ближайшее время будет строиться вокруг критических ролеи — тех, что приносят доход, близки к клиентам. Остальные — будут оптимизировать или выводить за штат.

Сооснователь Vinci Agency Мария Лапук рассказала о мировых тенденциях в сфере коммуникаций и о последствиях пандемии для PR-сообщества.

Какие бы вызовы не предъявляла глобальная эпидемиологическая и экономическая ситуация, мировой рынок PR остается насыщенным. Перед новым бизнес-сезоном многие жаловались на кризис, но на сегодняшний день многие международные агентства просто не могут взять новые проекты из-за роста коммуникационной активности клиентов.

Мария Лапук, Сооснователь Vinci Agency

Структурные изменения происходят в бизнес-среде Китая: из-за закрытости рынков Индии и США многие технологические китайские бренды смотрят на Европу и СНГ как на потенциально интересные направления для развития. У брендов растет интерес к специалистам с таким географическим уклоном, поэтому сегодня средняя зарплата PR-руководителя российского направления начинается от 700 тыс. рублей в месяц.

The Baltic PR Weekend Виталий Пташенчук, Royal Production

За время пандемии многим российским компаниям удалось позаботится о снижении своей зарплатной ведомости. Специалистов с уровнем ниже среднего на рынке стало больше, чем в начале года. Средний срок поиска работы увеличился с одного до трех месяцев. В условиях общей нестабильности и неизвестности осенней новой волны вируса люди готовы уступить в зарплате на собеседованиях (в среднем на 30-35%). Но найти хорошего пиарщика все еще так же сложно, как запасы нефти на территории Европы. Многие компании, чья активность только возросла за время пандемии, стали активнее нанимать экспертов в своей отрасли. Сегодня на рынке коммуникаций спрос на специалистов с технологическим уклоном превышает предложение, заработная плата таких сотрудников за время пандемии только выросла.

Мария Лапук, Сооснователь Vinci Agency

В обсуждении внутренних трендов мирового PR, эксперт отметила, что на рынке продолжится активный переход специалистов из журналистики в сферу связей с общественностью, а сами PR-специалисты будут переходить на должности в госпроекты, не связанные с PR. Особое внимание они будут уделять политтехнологиям, GR и работе над личным брендом. Кроме того, вырастет объем базовых требований к современному специалисту, поэтому пиарщикам уже сегодня необходимо приобретать новые hard skills, чтобы оставаться востребованными завтра.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда