Удаленка, выгорание и заниженные зарплатные ожидания: посткарантинный рынок труда и коммуникаций
11 сентября 2020 года на 20-м коммуникационном форуме Baltic Weekend состоялся круглый стол «Новые контуры рынка». На нем специалисты по коммуникациям и HR обсудили, как изменится рынок труда после коронавируса, какие отрасли будут нанимать больше людей, а какие, напротив, «сдуются».
Председатель АКОС и Генеральный директор PR News Лилия Глазова рассказала, как вызовы 2020 года повлияли на агентский бизнес.
Кроме снижения спроса на мероприятия и роста — на digital, Лилия обратила внимание на новые требования к формату коммуникаций. Бренды все больше стремятся производить «прозрачный» контент без ретуши. На первый план выходит честный диалог между компанией и аудиторией.
В сложившейся ситуации практически невозможно что-то спрогнозировать, поэтому как никогда важна гибкость. Необходимо очень быстро адаптироваться к внешней среде. Выживает сильнейший — тот, кто первый запустил новый продукт, не снизил темп, а, наоборот, нарастил свое присутствие на рынке.
Перемены коснулись и работы внутри агентств — многие провели реструктуризацию, пересмотрели бизнес-процессы, всерьез задумались о коворкинге вместо закрепленных рабочих мест за каждым сотрудником. Этот процесс продолжится, многим потребуется время, чтобы заново пересобрать команду.
Руководитель отдела маркетинга Северо-Западного федерального округа HeadHunter Екатерина Скляренко рассказала, как менялись настроения кандидатов и работодателей в 2020 году. Она отметила, что за время пандемии ожидания соискателей по ряду позиций стали ниже, чем предложения по зарплате в вакансиях.
Генеральный директор агентства «Социальные сети» Денис Терехов обратил внимание на то, как важно всегда иметь в запасе готовый план действий на случай непредвиденных ситуаций.
Также Денис отметил, что нужно привлекать к этому процессу сотрудников. Часто и честно разговаривать с ними, обсуждать разные сценарии и учитывать их мнения и пожелания.
Основатель HR4PR Ольга Дементьева рассказала, как специалисту по коммуникациям найти работу в кризис.
Руководитель управления по коммуникациям и работе с инвесторами «Северсталь» Владимир Залужский отметил плюсы вынужденного эксперимента с удаленкой. Многие компании поняли, что можно успешно работать с персоналом вне опыта, а кандидатам из регионов открылись новые возможности трудоустройства.
По словам Залужского, компании удалось не только сохранить штат сотрудников, но и провести индексацию зарплат и выплатить премии. А в «Севергрупп» случился резкий всплеск вакансий в онлайн-ритейлере «Утконос» в связи с увеличением количества заказов. Режим самоизоляции благоприятно повлиял и на образовательный проект Talent Tech из-за роста интереса пользователей к повышению квалификации и переобучению.
Работа в условиях неопределенности стала проверкой на зрелость топ-команд. Надо было защитить сотрудников и бизнес, помочь регионам. Повысился уровень цифровой грамотности, руководителям пришлось заново прокачивать свои навыки выступлений, чтобы быть убедительными по видеосвязи. Сейчас в компании определяют, какой процент сотрудников может работать вне офиса на постоянной основе.
По данным опроса сотрудников «Северстали», около 50% из них хотели бы работать из офиса — Владимир это связывает с тем, что не у всех дома есть комфортные условия для работы. Чтобы поддержать коллег, помимо обычных корпоративных медиа и рассылок, в компании проводили прямые линии с акционером и с СЕО, утреннее неформальные ток-шоу «завтрак с директором», вебинары по работе с общими документами и стендапы.
HR-Директор GE Healthcare в России и СНГ Алсу Полякова в онлайн-формате рассказала, какие требования кризис предъявляет кандидатам.
Выросли и ожидания от HR-специалистов — фактически они стали единственным связующим звеном между работодателем и сотрудником. Нужно уметь выстроить работу команды удаленно, быть на связи, вовремя видеть выгорание и уметь с ним работать.
Стратегия работы с кадровым резервом во многих компаниях в ближайшее время будет строиться вокруг критических ролеи — тех, что приносят доход, близки к клиентам. Остальные — будут оптимизировать или выводить за штат.
Сооснователь Vinci Agency Мария Лапук рассказала о мировых тенденциях в сфере коммуникаций и о последствиях пандемии для PR-сообщества.
Структурные изменения происходят в бизнес-среде Китая: из-за закрытости рынков Индии и США многие технологические китайские бренды смотрят на Европу и СНГ как на потенциально интересные направления для развития. У брендов растет интерес к специалистам с таким географическим уклоном, поэтому сегодня средняя зарплата PR-руководителя российского направления начинается от 700 тыс. рублей в месяц.
В обсуждении внутренних трендов мирового PR, эксперт отметила, что на рынке продолжится активный переход специалистов из журналистики в сферу связей с общественностью, а сами PR-специалисты будут переходить на должности в госпроекты, не связанные с PR. Особое внимание они будут уделять политтехнологиям, GR и работе над личным брендом. Кроме того, вырастет объем базовых требований к современному специалисту, поэтому пиарщикам уже сегодня необходимо приобретать новые hard skills, чтобы оставаться востребованными завтра.