Как выйти из карьерного тупика и найти новые возможности для роста

Многие специалисты сталкиваются с проблемами на пути профессионального и карьерного развития. Согласно данным опроса Русской Школы Управления, это одни из самых частых причин увольнения: 42% россиян меняли место работы из-за отсутствия профессионального роста и 29% из-за невозможности подняться выше по карьерной лестнице.

Уход из компании иногда кажется самым простым выходом из карьерного тупика, но на практике это не всегда меняет ситуацию в лучшую сторону. Ведь причина может быть не в работодателе, а в самом человеке.

Что такое карьерный тупик и как в него попадают

Карьерный тупик — это ситуация, когда у специалиста возникает ощущение застоя и отсутствия перспектив в сфере его профессиональной деятельности. Попасть в него может каждый, независимо от сферы работы или уровня занимаемой должности.

Основные причины, которые заводят в карьерный тупик:

  • Недостаток возможностей для профессионального роста внутри компании: нет вариантов для повышения, получения новых задач, расширения зон ответственности, обучения и развития.
  • Неподходящее рабочее окружение: негативная атмосфера на работе, конфликты с коллегами или руководством, отсутствие поддержки со стороны команды или начальника.
  • Неготовность подстраиваться под новые требования рынка: специалист не следит за трендами, не учится новому, негативно реагирует на любые изменения в рамках работы.
  • Усталость от работы и рутина: хочется изменить привычный ритм и попробовать себя в чем-то новом.

Как выйти из карьерного тупика

Всегда можно изменить ситуацию и найти новые направления для роста. Главное — не пускать все на самотек и вовремя начать решать проблему.

Шаг 1. Самоанализ

Честно задайте себе вопросы о профессиональных целях, увлечениях и интересах. Чем вы хотите заниматься и кем видите себя в ближайшие 3-5 лет? От ответов будет зависеть, какой из двух карьерных треков выбрать: продолжить развитие в рамках своей профессии или найти себя в чем-то новом.

Часто карьерный тупик возникает из-за отсутствия интересных задач или невозможности делать то, что по-настоящему нравится. Согласно недавнему исследованию Get experts, 65% из тех, кто планирует сменить работу в 2024 году, готовы перейти в другую сферу деятельности. Но на практике совсем не обязательно кардинально все менять. Можно найти интересные направления в рамках текущей сферы деятельности и успешно в них развиваться: и на текущей должности, и в рамках горизонтального перехода.

Например, в качестве горизонтального развития карьеры HR-менеджер может перейти в сферу управления внутренними коммуникациями, контент-маркетолог — в SMM, а кадровик — в подбор персонала. Все это варианты, когда можно существенно сменить род занятий в рамках одной сферы деятельности.

Главные плюсы такого подхода:

  • не нужно начинать с нуля;
  • переход и адаптация не займут много времени;
  • можно быстро восполнить дефицит знаний по нужному направлению.

Шаг 2. Исследование рынка

Изучите тренды и возможности на рынке труда в интересующей области. Возможно, существуют новые специализации или направления, в которых вы сможете реализовать свой потенциал и обеспечить карьерный рост. Пообщайтесь с коллегами и экспертами, посетите несколько специализированных конференций и мероприятий, чтобы быть в курсе последних тенденций.

В итоге необходимо составить подробный план:

— В каком направлении вы будете развиваться, какие задачи решать.

— Какие навыки понадобятся для работы.

— Какие из этих навыков развиты.

— Какие навыки необходимо подтянуть.

Например, план для HR-менеджера, который решил развиваться в сфере управления корпоративной культурой может выглядеть так:

— Направление: управление корпоративной культурой компании.

— Задачи: разработка миссии и ценностей компании, описание корпоративной культуры и оформление документов по итогам, трансляция корпоративных ценностей сотрудникам, организация взаимодействия внутри коллектива с учетом корпоративных ценностей, развитие HR-бренда компании.

— Какие знания и навыки нужны для работы: основы создания корпоративной культуры, инструменты поддержания лояльности персонала, выстраивание внутренних коммуникаций в команде, HR-маркетинг, HR-брендинг, организация корпоративных мероприятий.

— Какие из этих навыков развиты: инструменты поддержания лояльности персонала, выстраивание внутренних коммуникаций в команде, организация корпоративных мероприятий.

— Какие знания необходимо подтянуть: основы создания корпоративной культуры, HR-маркетинг, HR-брендинг.

Шаг 3. Обучение и развитие

В развития в рамках своей профессиональной области достаточно пройти курс повышения квалификации по нужному направлению, чтобы лучше ориентироваться в необходимых для работы инструментах. Кроме того, здесь отличными помощниками могут стать книги, вебинары и различные обучающие видео.

Если вы осознали, что ваша текущая профессия уже не приносит удовлетворения, и вы хотите развиваться совсем в другой сфере, здесь точно не обойтись без курсов профессиональной переподготовки или получения дополнительного высшего образования. Но современные технологии позволяют получить новые знания и навыки в режиме онлайн или дистанционно, что значительно облегчает процесс обучения.

Шаг 4. Общение и поиск полезных контактов

Создание и развитие своей профессиональной сети контактов может оказаться крайне полезным при поиске новых возможностей для роста. Участвуйте в профессиональных сообществах, используйте соцсети для установления контактов с людьми в вашей области деятельности. Чем больше профессиональных связей у вас будет, тем больше вероятность получить информацию об открытых вакансиях и возможностях для карьерного роста.

Начать можно с коллег и партнеров, с которыми вы тесно сотрудничаете. Попробуйте вынести ваши отношения за рамки решения привычных рабочих задач: обсуждайте тренды, обменивайтесь кейсами и идеями. Затем этот стиль общения будет несложно переключить и на малознакомых, но интересных для вас людей (участвуя в различных профессиональных сообществах и посещая конференции, форумы и мастер-классы).

Шаг 5. Проявление инициативы

Иногда выход из карьерного тупика требует смелых решений и новых подходов. Если вы замечаете проблему или разновидность работы, которая вас интересует, не бойтесь предложить свою идею руководству или начать работу над новым проектом самостоятельно. Ваша инициатива может быть оценена и стать основой для новых возможностей.

Главное правило здесь — выходить с идеями, которые вы готовы реализовать своими руками, и точно знаете, какие ресурсы понадобятся для работы. Инициатива действительно бывает наказуема, и, скорее всего, работать над своей идеей в дальнейшем будете именно вы. Поэтому стоит продумать четкий план реализации перед тем, как идти к руководству.

Как избежать попадания в карьерный тупик

Существует несколько ключевых правил, которые помогают постоянно развиваться и успешно двигаться вверх по карьерной лестнице:

  • Регулярное обучение

Будьте готовы адаптироваться к изменениям в своей сфере деятельности и учиться новому. Профессиональное образование, курсы, тренинги и самообразование — все это поможет быть в тренде и повысить свою стоимость на рынке труда.

  • Постановка карьерных целей

Периодически думайте о том, где вы хотите быть через 5 или 10 лет, и создавайте план действий для достижения этих целей. Используйте весь свой потенциал и возможности, чтобы продолжать расти.

  • Поддержание хороших отношений с коллегами и руководством

Работайте над своими коммуникативными навыками, умением работать в команде, решать конфликты и находить общий язык с людьми. Все это будет способствовать вашему развитию и поможет избежать возможных преград на пути к успешной карьере.

  • Общение с партнерами и клиентами

Обсуждайте, что происходит на рынке, какие есть интересные направления и новые пути развития отрасли. Это позволит держать руку на пульсе и заранее готовиться к новым вызовам.

2 комментария

начнешь так себя анализировать и закопаешься в этом самоанализе

если вам нравится сфера , в которой вы работаете но вас не повышают,нет смысла менять компанию по этой причине, потому что ситуация будет повторяться и в других компаниях