Геймификация персонала. Нужна ли геймификация на работе? И если да, то кому…

— Как бы заставить их работать еще лучше?
Часто такой вопрос звучит на планерках и митах в больших корпорациях. Иногда для его решения пытаются применить геймификацию. Сегодня расскажу о своем опыте внедрения геймификации в рабочие процессы.

Геймификация персонала. Нужна ли геймификация на работе? И если да, то кому…

Читатель спрашивает под постом:

Как относитесь к геймификации рабочего процесса/пространства? Слышал что первые 2-3 месяца это повышает конверсию сотрудника в целевое действие (написание ревью/отзывов, участие в митапах/конференциях, и тд) а потом сходит на нет. + у разных руководителей разное отношение к подходу в целом, от "это не дети, а взрослые люди, пусть работу работают" до "раз действует, так давайте использовать".

Тема шикарная. И особенно шикарна она тем, что думают об этом сейчас многие, а нормальной информации практически нет.

Тем не менее, сейчас все разложу по полочкам. Полочки же будут составлены в соответствии с моим опытом, как геймификатора. То есть человека, который занимается геймификацией бизнес процессов.

Сперва разделим вопрос на три части:

  1. Геймификация рабочего процесса/пространства Расскажу, как можно легко навредить компании. И как этого не сделать.
  2. Падение эффективности решений после первых 2-3 месяцев Поговорим о том, почему так происходит и как это фиксить.
  3. Отношение руководства Оставлю без комментария. Так как я тут не для того, чтобы кого-то убедить. Я просто делюсь опытом и рекомендациями.

Ну и начнем потихоньку на них отвечать:

1. Геймификация рабочего процесса/пространства

Как бы я лично не относился – суть от этого не поменяется. А суть тут ровно следующая.

Когда мы занимаемся геймификацией рабочих процессов, мы берем на себя роль судьи. “Оценщика”. Мы решаем:

  • Какой будет награда?
  • За какие действия ее вручать?

И главное:

  • Кого награждать?

В конечном итоге нам придется выбрать того, кто играет хуже, а кто лучше. И, соответственно, кого награждать, а кого нет.

Вместо скучных подробностей о тонкостях человеческой мотивации, лучше расскажу историю.

Одна компания запустила геймификацию для сотрудников. Начали давать баллы и ачивки за выполнение рабочих задач. Баллы можно потратить в фирменном магазине. Короче говоря – классика по цене пивасика.

Через месяц приходит вот такая жалоба:

— Он закрыл 6 тасок и ему дали 600 баллов. А я успел только 4 и у меня 400. Только вот мои задачи были в 2 раза сложнее и в 3 раза объемнее, чем его. Я целый месяц пахал, а он за 2 недели справился а потом имитировал. Wtf?

По итогу кажущаяся хорошей идея (дополнительно поощрять за работу) превратилась в источник конфликтов.

Причина – отсутствие возможности объективной оценки.

Вот серьезно, как их объективно оценить?

  • По количеству закрытых задач – нет
  • По затраченному времени – тогда победят самые медленные
  • И множество других параметров так же идут лесом.

И то же самое происходит со всеми творческими специальностями: разработчики, дизайнеры, писатели-сценаристы, маркетологи и даже юристы. Везде, где нужно хоть немного думать над решением задачи, а не просто следовать скрипту – такая модель не подойдет.

И это мы еще не говорим о том, что у каждого специалиста свой уровень скилла. Джунов нужно выставлять с джунами, а мидлов с мидлами.

Сеньорам же сразу полагается пиво и место в первых рядах.

Кому такая геймификация все же подойдет?

Ответ – всем, кто работает по скрипту и есть четкий-понятный-объективный результат работы. Те же продажники – есть понятный скрипт: упала заявка, связался, обработал возражения, сделал оффер, закрыл сделку (или нет).

В итоге 2 железо-бетонные метрики работ: количество закрытых сделок и их сумма в деньгах.

Однажды я помогал строить соревнование между отделами продаж: на сайт повесили страницу с турнирной таблице и каждый день обновляли результаты менеджеров. На втором месяце турнира сотрудники из других отделов начали ставить деньги.

Тучная тетя из бухгалтерии говорила:— Машка, смотри мне! Я на тебя деньги поставила! Не победишь – я твою премию себе заберу!

И вот везде, где такой объективный результат есть – там можно применять соревнования, баллы, турнирные таблицы, челленджи, задания и прочее-прочее-прочее. Не забывая про награду.

А что делать с “творческим” людом?

— Неужели для них геймификация не применима?— Не совсем, сейчас расскажу

Ведь как мы уже сказали – для них не применима (или очень нежелательна) геймификация рабочих процессов. А вот отношения в коллективе с помощью геймификации можно развивать на ура.

Для чего это нужно? Очевидно, для следующего:

  • Тим спирит – укрепление команды, ее сплоченности;
  • Социализация сотрудников – имба во время удаленки. Люди годами работают в одном отделе и не знают друг-друга в лицо;
  • Удержание сотрудников – если есть хороший коллектив, то он служит дополнительным фактором удержания в компании. И в этом нет ничего плохого. Ведь давайте на чистоту – работать с нормальными людьми на много лучше, чем принять оффер за +10%, но работать с мудаками;
  • Реферальное привлечение;
  • Развитие HR-бренда;
  • И много всего остального, о чем можно говорить бесконечно.

Как это сделать? Вот тут то геймификация раскрывается хорошо.

В компаниях создают сообщества:

  • Профессиональные
  • По интересам

В профессиональных объединяют инженеров с инженерами, котиков с котиками, собачек с собачками. И пусть они там лают-мяукают на понятным им языке. А чтобы веселее было – переодически проводить годный, интересный и понятный аудитории интерактив. То есть запускать геймифицированные механики. Желательно придуманный ими самими и с интересным им призом. То есть не HR приходит и говорит: — Мальчики, в этом месяце мы вышиваем крестиком. А за самый красивый победитель получит наклейку-сердечко и корпоративную кружку.

А сами участники придумывают для себя зарубу. Пожалуй обойдусь без примеров – уверен вы и сами справитесь

В группах по интересам люди общаются о том, что интересно лично им. Мода, косметика, игра в Доту или запуск Дума в Factorio.

Такие сообщества и геймифицированный контент внутри формируют у человека причастность к коллективу. Логика тут следующая: я в сообществе – сообщество от работы – потеряю работу, потеряю и сообщество – надо работать и держаться за место.

Страх отчуждения – это одно из самых мощных наказаний, кто не знал. Впрочем, мы тут говорим не о наказаниях, а о том – как можно применять геймификацию на работе.

Резюмируя свой ответ на вопрос:

Отношусь я к геймификации в работе нормально. С ней и жить и работать становится веселее.

Но есть случаи абсолютно глупого и безалаберного применения данной технологии. И тогда, закономерно, геймификация приносит только вред, раздор и создает конфликты. Такое ни вам ни мне не нужно.

Применять конечно можно – только аккуратно. Без необходимости не надо заползать в зону непосредственно рабочих процессов. Лучше сделайте так, чтобы на работу было ходить приятно и интересно. А люди отблагодарят нормальным трудом.

На первый вопрос я ответил. Второй отвечу в следующей статье и когда она выйдет я положу здесь линк на нее (надеюсь не забуду).

Те, кому тема геймификации действительно интересна – могут заглянуть в мой ТГ. Я чаще и больше пишу о геймификации в контексте внедрения в продукт и маркетинг. Эта статья скорее частный случай. И то, на свет она появилась потому что спросил читатель.

А если и у вас тоже есть вопрос, то задать его можно вот под этим постом. На этом все!

Делайте бизнес играючи!

1919
44
33
11
11
48 комментариев

Слышал о способе внедрения геймификации в одной известной компании:

Ребят, кому не нравится геймификация, тот уволен.

8
4
1
Ответить

Хорошая тамада
И конкурсы интересные

3
Ответить

Вы не знали? Так не только геймификацию внедряют.

2
Ответить

Мне нужны фотографии человека паука (зачеркнуто) ачивки и баллы

1
Ответить

Придумал утром геймификацию дома. (Изобрел велосипед заново)

Клеить на холодильник звездочки на фотографию девушки непредсказуемым образом.

Не купила рис из списка продуктов - снимать звездочку…

Сделала вкусные котлеты, добавлять звездочку.

Это ладно.

А вот, где звездочки магнитные для холодильника найти…

3
Ответить

Отличная идея!
У меня есть похожая история, правда в ней вместо звездочек кирпичи...

2
Ответить

Зачастую я слышу от людей, конечно, только истории как баллы в их компании можно менять на какие-то материальные приблуды, типа мерча и техники. Чего скрывать, мало кто бы отказался от чего угодно, если оно нахаляву)

3
Ответить