Творческое мышление — как элегантно и непринужденно решать сложные задачи

• Как находить то, до чего не догадались другие?
• Как использовать креативное мышление для развития бизнеса?
• Какие инструменты использовать и как развивать?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво поразбираться в теме креативного мышления

Кадр из фильма <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F677798%2F&postId=1629338" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Империя соблазна»</a>
Кадр из фильма «Империя соблазна»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды руководителей отделов продаж и маркетинга). В продажах давно — ровно 30 лет. Каждый день пишу по одной экспертной статье.

Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.

Дивертисмент

Outside the box

Креативное мышление — самый ограниченный ресурс. Даже время не так ограничено. Если день закончился, утром наступит новый. А если фантазия закончилась, то утром новая не появится.

Это серьезная проблема, потому что в мире есть все ресурсы, и нужен только определенный образ мышления, чтобы понять как до них дотянуться. Возможно, поэтому в Apple, Adobe, Microsoft и других компаниях задают разные креативные задачки на собеседованиях.

Идиома «outside the box» появилась в США в конце 1960-х благодаря бизнес-консультантам. Они умеют дать меткое определение. Хороший консультант всегда мыслит немного шире. Отчасти благодаря насмотренности, отчасти благодаря креативному мышлению.

В Российском консалтинге в ходу немного другие выражения. Например: «Инъекция в протез» или «Лечить диарею запиранием туалетов». Второе особенно примечательно, потому что отражает мышление методом «inside the box».

Такие люди тоже нужны. Они умеют учитывать ограничения и прекрасно сохраняют существующий статус кво. На них держатся процессы, в которых требуется повторение операций со стабильным качеством и себестоимостью.

Однако, любые изменения вызывают у них реакцию «запрещать и не пущать». Вы будете смеяться, но во многих колл-центрах нужно взять бирку, чтобы сходить в туалет. Если свободных бирок нет, значит нужно подождать. А, если, простите... Ну, да ладно. Там, наверно, лучше разбираются в диарее.

Человек, способный выйти за рамки, по определению спокойно относится к высокому уровню хаоса в процессах. Это очень глубокая философская мысль. Беспорядочные волны образуют ровные пляжи. Любой порядок рождается из хаоса.

Новые процессы в компании всегда представляют собой груду вводных, а человек с креативным мышлением создает порядок. Это можно назвать управлением хаосом.

Теория хаоса утверждает, что случайность не случайна. В хаотических систем заложена самоорганизация. Вопрос лишь в длине цепочки и количестве попыток. Если триста обезьян в течение трехсот лет будут стучать по клавиатуре, то однажды кто-то из них напечатает строчку из Пушкина.

Задача творческого мышления сократить этот путь до одной попытки и сделать результат повторяемым. Но любой повелитель хаоса не был бы собой, если бы не попытался сделать все наоборот.

Дивергентное мышление

Термин получил название от лат. divergere — расходиться. Естественное желание обычного человека найти решение. Человек, мыслящий дивергентно, будет искать множество решений.

Самый простой и популярный инструмент позволяющий найти много вариантов — это мозговой штурм. Если позволить мысли свободно развиваться и не приставать друг к другу со словами: «это не работает», «уже пробовали», «у нас на это нет денег», то появится несколько сотен вариантов. Среди них будут те, которые работают, которые еще не пробовали и на которые есть деньги.

Если нужно покреативить в одно лицо, то подойдет «Ромашка Блума». Она позволяет разойтись в шести направлениях. Каждый из шести лепестков содержит один тип вопросов:

  1. Простые вопросы (что, где, когда и подобные)
    Позволяют поднять историю вопроса, фактуру, любую дополнительную информацию
  2. Уточняющие вопросы
    Используется конструкция «как я пойму, что...». Уточняющие вопросы позволяют прояснить образ результата, намерения, ограничения.
  3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы
    Помогают проследить причинно-следственные связи. Очень помогает пять «почему».
  4. Творческие вопросы
    Позволяют проработать гипотезы и альтернативные варианты. Используется конструкция «что, если...».
  5. Практические вопросы
    Помогают определить насколько реализуема идея. Если да, то как. Собственно, с «как» вопросы этого типа и начинаются.
  6. Оценочные вопросы
    Нужны для определения рамок. Благодаря им появляется понимание нормы. Конструкция: «... — это хорошо или плохо? Почему?».

Как развить креативное мышление

Предлагаю начать с того, что оно уже есть. Если его не запрещать, то оно случается чаще, чем думают окружающие. При этом я не отрицаю наличие особых творческих способностей и даже описал как их распознать в книге «8 граней личности».

Этим летом я сплавлялся на рафте в компании коллег из консалтинговой тусовки. Благодаря им открыл для себя игру «Situation puzzle», которая у нас в простонародье называется Данетками («yes/no» puzzles).

В сети есть целые библиотеки с готовыми данетками. Кроме того, можно самому потренироваться в создании новых.

На тему креативного мышления написано много книг. Возьму на себя смелость порекомендовать несколько из них.

  1. Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно
    Автор книги Майкл Микалко, один из ведущих экспертов по креативности в мире, собрал и систематизировал стратегии творческого мышления.
  2. Кради как художник
    Это известный бестселлер молодого писателя и художника Остина Клеона, в котором он дает десять уроков творческого самовыражения.
  3. Гениальность на заказ
    Марк Леви предлагает простую, но очень эффективную технику – фрирайтинг. Он использовал ее на протяжении многих лет для решения бизнес-задач, генерации идей, написания статей и книг.

Давайте общаться

  • Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
  • Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
  • И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
2929
66
22
163 комментария

Константин, какова цель написания данной статьи?

Писать статью о творчестве и креативе без творчества и креатива странно. Скомпоновать сухие, общие выжимки можно изящнее, если подключить творчество.

Наверное все 8 граней личности задействовались на написания отзывов, состоящих на 99% из воды? Но зато очередная статья в топе, верно?

...научитесь из книги гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.... - гениальность видимо зашкалила и передоз случился.

Не вдумчиво как-то это всё получилось....

Цель написания в просвещении была или в рекламе "созданной Вами услуги шеринга руководителей отделов продаж и маркетинга"?

Если просвещение - то вяло как-то. Данная тема достойна большего.

Если реклама, то erid забыли указать.

21
1
1
Ответить

Этот комментарий и количество лайков под ним говорят о том, что проблема есть. Но она глубже и заключается не в том, что тема не раскрыта.
Если вы действительно хотите дать обратную связь, то попробуйте сделать это максимально подробно. Я вам буду очень благодарен.

6
Ответить

Не хочу хвастаться, но иногда мое креативное мышление настолько зашкаливает, что не все его понимают )). Не знаю, плохо это или хорошо.. )))

11
Ответить

Это верный признак креативности)
Я серьезно

7
Ответить

Просто не доросли еще))

6
Ответить

Я по жизни оптимист и люблю мечтать, может это тоже помогает проявлять креативрость в работе.

2
Ответить

На мой взгляд это отлично. Если не сейчас, то позже оценят и высоко. То есть вы не на шаг, а на 2-3 впереди.

2
Ответить