Осторожно - зумеры! Как собрать команду из молодых специалистов и не сойти с ума

Последние несколько лет рынок Digital-специалистов растет быстрее, чем сами специалисты. Поэтому работодателям часто приходится брать на работу новичков. Но не стоит бить тревогу – это не проблема, а точка роста как для молодого специалиста, так и для компании. В этой статье – полная инструкция: как отбирать новых кандидатов, обучать их и, наконец, перестать быть предвзятыми к зумерам.

Меня зовут Наталья, я руководитель SEO-отдела Rocket Business. Проверка тестовых, онбординги, стажировки новичков – для меня это уже давно стало рабочей рутиной. И сегодня я могу поделиться своими лайфхаками, которые помогают мне и коллегам эффективно обучать молодых сотрудников. Многие из них за несколько месяцев заняли позиции джун+ и выше.

Эта статья родилась сама собой после того, как я выступила с похожей темой на WorkShop by Rocket Business. А тема действительно актуальная: согласно данным Службы исследований hh.ru, в последние три года увеличивалась доля резюме соискателей без опыта или с опытом до 3 лет: с 19% в I кв. 2021 г. до 39% в I кв. 2024 г.

Осторожно - зумеры! Как собрать команду из молодых специалистов и не сойти с ума

Средний возраст сотрудников Rocket Business – 25,5 лет. Половина из них – молодые специалисты 19-22 лет. Это норма для Digital, но мы с командой выявили ряд проблем, с которыми нам регулярно приходится разбираться при поиске кандидатов.

  • Не все профессиональные навыки можно получить в ВУЗах. Например, то же SEO до сих пор не включено в университетские программы. Что делают люди? Обучаются на онлайн-курсах, а за практикой идут к работодателю. Но есть нюанс: не все курсы могут похвастаться высоким уровнем подготовки.
  • У молодежи свои представления о работе в Digital. Соглашусь, у нее есть своя романтика, которую транслируют медиа, но в реальной жизни все немного сложнее.
  • Молодые специалисты нередко отрицают классические инструменты для работы, бегая за трендами, которые еще не доказали свою эффективность.

Интернет переполнен мемами про найм зумеров. У нового поколения диджитальщиков действительно специфический подход к работе, к которому нужно быть готовым. Мы с коллегами, конечно, посмеялись, но решили заранее продумать план адаптации и обучения новичков.

Осторожно - зумеры! Как собрать команду из молодых специалистов и не сойти с ума

Давайте прямо сейчас вместе с вами пройдем путь новичка от собеседования до стажировки по инструкции Rocket Business.

Но перед этим обратите внимание на 3 закона непредвзятости:

  1. Почти никто из кандидатов без опыта не выполняет задания безупречно.
  2. Не оценивайте кандидатов только по правильности выполнения заданий – смотрите на совокупность других качеств и черт.
  3. Тестовое задание часто может не соответствовать вашим личным ожиданиям.

Зафиксировали? Идем дальше!

1. Тестовое задание

После отклика на вакансию мы по классике рассылаем кандидатам тестовые задания. У нас их должны выполнить все – от программиста до PR-менеджера. Тестовое для SEO у нас включает в себя следующие задачи:

  • подобрать ключевые фразы для страницы;
  • составить мета-теги для этой страницы;
  • составить ТЗ для копирайтера;
  • проанализировать коммерческие факторы сайта;
  • дать общие рекомендации по работам над сайтом.

Тестовое готово. Чтобы было легче оценить работу, берем за основу базовые маркеры и смотрим:

  • как оформлен документ;
  • каким языком написаны ответы на вопросы;
  • грамотная ли письменная речь;
  • по какой логике выполнялись задания.

И сразу выявляем красные флаги, которые отдалят кандидата от работы мечты:

  • файл сделан единым полотном, никак не оформлен;
  • не соблюдены условия заданий;
  • слишком сложные предложения, неестественные конструкции (привет, GPT);
  • текст написан слишком неформально;
  • задание отправлено поздно вечером или рано утром.
Осторожно - зумеры! Как собрать команду из молодых специалистов и не сойти с ума

Посмотрите на эти тестовые задания. Очевидно, что на первое тестовое вряд ли обратят внимание: сплошное полотно текста, отсутствует оформление, не выделены смысловые блоки, ссылки не кликабельны.

Лайфхак: чтобы этих ошибок было как можно меньше, пропишите в письме требования к оформлению тестового – формат документа, порядок выполнения заданий, правила оформления текста/ссылок и т.д.

2. Выбрали лучшие тестовые, теперь переходим к собеседованию

Мой ТОП-5 вопросов, которые помогают определить, каким человек будет в работе:

  • Как много времени заняло тестовое задание?
  • Какими сервисами пользовались?
  • Использовали ли какие-то готовые чек-листы?
  • Просим рассказать о процессе выполнения тестового?
  • Почему именно это направление?

Последний вопрос кажется слишком простым. Но, поверьте, ответы могут вас удивить. И именно этот вопрос будет решающим.

Например, я всегда говорю на собеседовании, что SEO – не самая захватывающая профессия в мире. Если кандидату во время выполнения тестового было скучно, то стоит рассмотреть другие профессии. Мне нужно понимать, что человек действительно знает, чем он будет заниматься. Если слышу что-то в духе: «Нууу... сейчас это востребовано», – у меня появляются сомнения, что сотрудник сможет стабильно выполнять рутинные задачи, которых в SEO много.

Какие выводы делаем на основе ответов:

  • Как человек работает: занимается ли поиском дополнительной информации, использует ли инструменты, как быстро разбирается в малознакомой нише.
  • Как кандидат разговаривает и держит себя, как умеет подавать информацию.

Эта информация поможет понять, впишется ли новичок в коллектив, сможет ли поймать общий вайб. Нормально, если новичок на собеседовании волнуется. Не будьте слишком предвзятыми. Как показывает практика, уже через неделю он освоится и начнет раскрываться.

3. «Поздравляем, вы приняты!» или как провести онбординг

Онбординг – это комплекс мер, которые предпринимает компания чтобы помочь новому сотруднику успешно адаптироваться на рабочем месте.

Бывало у вас такое, что стажер приходил в первый день, уходил на обед и пропадал в закат? В лучшем случае он отписывался, что ему было непонятно и сложно разобраться в работе. В худшем – кидал контакт вашего HR в черный список.

Снизить вероятность такого исхода поможет стартер-пак новичка, основа которого – персональная карта развития. Ее готовит HR и выдает новичку в первый рабочий день.

Что закладываем в карту?

  • Регламенты, в которых прописаны философия компании и общие правила.
  • Доступы к необходимым ресурсам и хранилищам данных.
  • Первые практические задачи и их дедлайны.

За каждым стажером закрепите ментора, который будет направлять его на каждом этапе стажировки. Но важно понимать, что тотальный контроль не равен эффективности – у новичка должна быть возможность раскрыть свои таланты самостоятельно.

Так мы добились того, что 90% стажеров комфортно и успешно проходят обучение и остаются с нами надолго.

Осторожно - зумеры! Как собрать команду из молодых специалистов и не сойти с ума

4. Обучение новичка

По своему опыту я выделила два типа сотрудников:

  • быстро схватывает, но не погружается в детали – из-за этого может сложиться впечатление, что он очень быстро во всем разбирается;
  • долго разбирается – как раз потому, что сразу старается разобраться во всем. На фоне предыдущего типа может казаться слишком медленным.

У каждого их этих типов есть свои плюсы и минусы. Задача ментора грамотно использовать сильные стороны сотрудников.

Распределяем задачи с учетом темперамента и стиля работы сотрудников. В проекты, где важна скорость принятия решений или частое переключение между задачами – идеально впишется первый тип. Задачи с глубокой аналитикой стоит отдавать второму.

В течение месяца наблюдайте, какие результаты выдает сотрудник, и какие вопросы он при этом задает ментору. Думаю, вам не стоит объяснять, что нужно делать, если результатов нет, а простейшие вопросы повторяются из раза в раз ;)

5. Не хардами едиными. Зачем новичку развивать Soft Skills?

Какой же он, этот базовый набор Soft Skills в любой сфере деятельности?

  • Грамотная речь – умение корректно и развернуто ответить или аргументировать свои рекомендации.
  • Умение выгодно преподнести себя – подтверждать экспертность, сохранять лицо, отвечать на сложные вопросы, контролировать свои эмоции.
  • Здоровая уверенность в себе – не бояться общаться с клиентами и коллегами, уметь вовремя проявить инициативу.
  • Умение вести диалог, навык активного слушания.

Хорошо, когда стажер пришел с этим набором, но при необходимости навыки можно развить уже в компании.

Как развиваем?

Учтите, что начинать прокачку софтов непосредственно перед созвонами и планерками – поздно. Это то же самое, что и тренировки перед спортивными соревнованиями – чем раньше вы начнете, тем увереннее будет чувствовать себя стажер в дальнейшей практике. Вот несколько советов:

  • Начните с себя. Транслируйте внутри команды правила внешней коммуникации, ценности, которые несете клиенту.
  • Делитесь с новичками собственными лайфхаками по развитию Soft Skills: опытом, книгами, обучающими видео и т.д.
  • Подключайте новичков к проектам в качестве помощников, проводите планерки по итогам работы, интересуйтесь, что нового стажер для себя узнал.
Осторожно - зумеры! Как собрать команду из молодых специалистов и не сойти с ума

Вывод

Зумер – это не диагноз. Это крутые молодые специалисты, у которых есть большой потенциал. А задача работодателя и старших коллег – увидеть его и грамотно прокачать. Берите на заметку эти рекомендации, и команда будет работать как часы.

А у вас есть свои лайфхаки по работе с молодежью? Можете написать здесь или обсудить эту тему со мной в чате WorkShop by Rocket Business.

77
11
79 комментариев

Я еще не дочитала, но сразу вопрос: а что не так с тестовыми, которые отправляют рано утром или поздно вечером...почему это ред флаг вообще?))))))

3
Ответить

я тоже хотела это спросить ахахаха. Ну вот работал человек весь день или учился, и время на тестовое было у него только вечером. Пока выполнил - уже ночь. Отправил ночью/утром. У меня прям вопросики, в чем проблема)))

3
Ответить

А представьте, что такой умник присылает файлы по важному проекту в 23:59:59 в день дедлайна
Или в четыре утра следующего дня — и ждет похвалу, он ведь так упахивался...

1
Ответить

Хорошо, что стали появляться компании, которые нанимают людей без опыта. Все хотят опытных, но где-то же человек должен этот опыт наработать. Респект всем компаниям, которые берут молодежь и дают возможность раскрыть свой потенциал

3
Ответить

полностью согласна) вышел из универа - ищешь работу - нужен опыт 15 лет или не возьмут. очень много умных и обучаемых молодых людей просто нуждаются в хорошем руководителе, который направит в нужное русло. всем выгодно)

1
Ответить

Дочитала. Вроде и классная статья, полезная, а вроде и навалили немного кринжа)

Ответить

Вы таки не зумер случайно?

1
Ответить