Какие направления для карьеры есть в инновациях
Делюсь своими наблюдениями из 3-ех летнего опыта работы в R&D
Всем привет!
Меня зовут Глеб Лапин и я 3+ года работаю product discovery researcher R&D (анализирую тренды, рынки, продукты, конкурентов) в корпорациях. 5+ в междисциплинарных исследованиях. Решил поделиться своим опытом и наблюдениями про карьеру инновациях. Возможно будет полезно для всех кто интересуется как попасть в данное направление.
Также ранее основал тг канал про Вакансии в инновациях и R&D (здесь можно посмотреть вакансии в инновации - велком)
Хочу сразу предупредить: в этой статье я делюсь своими личными наблюдениями и опытом, которые могут не совпадать с опытом и наблюдениями других читателей. Это нормально.
Какие роли в продуктах есть в инновациях и R&D:
I. Продуктовое направление:
0. Product owner - ответственный за развитие своего продукта.
1. Product discovery manager R&D - работает на стыке продукта и аналитик рынков/конкурентов/трендов. Занимается поиском перспективных ниш, продуктов и рынков для своей компании. Пример вакансии тут.
Второй пример вакансии (она кстати пример скорее product discovery трекер).
II. Исследовательское направление:
2. Трендвотчер на уровне стратегии компании (или когда ты продуктовый трендвотчер под конкретные продукты). Пример вакансии тут.
3. Аналитик по конкурентам / по рынкам в продуктовой команде.
4. Ресерчер в R&D команде. (Порой совмещает в себе пункт 2 и 3) - AD-hoc ресерчи и исследования
III. Иное
5. Скаут стартапов в корпорации - скаутить стартапы для своей корпорации, чтобы далее был пилот и может M&A / СП стартапа. Пример вакансии в венчур. Пример вакансии в корпорации.
Из пунктов 2-4 можно прийти к пункту 1. На мой взгляд самое интересно прийти и стать product discovery manager (как по мне), т.к роль разноплановая и про поиск нового для компании и продукта. При этом тут уже стоит ориентироваться на свои предпочтения и навыки.
Какие есть работодатели:
1. Стартапы - подойдет в любой этап карьеры, чтобы отвлечься и посмотреть в новое. В стартапе на начальном этапе вы чаще всего product discovery manager.
2. Инновационные R&D отделы в корпорациях (Продуктовые лаборатории, R&D лаборатория, департаменты по новым продуктам, департаменты по перспективным продуктам) - они занимаются поиском новых рыночных ниш и продуктов для корпораций, а также проводят пилотные тестирования новых продуктов и MVP. Они также исследуют рынки и конкурентов. Обязательно стоит читать описание вакансии, т.к. там может зашит функционал с поиском новых ниш и рынков, что может входить в R&D команду. Иногда работодатель прямо указывает, что вакансия относится к R&D. Пример таких вакансий: МТС, Мегафон, Ростелеком (M&A),
Тут описание про R&D центр МТС. Будет полезно про то как они выстраивают процесс.
3. Почти любые продуктовые команды (здесь можно выбрать отрасль и продукт на свой вкусно) - Важно, чтобы в команде существовал запрос на внедрение функционала product discovery, который будет дополнять классический набор возможностей продукта. Возможно, вы уже частично реализуете этот функционал в своей работе.
4. Создать резюме product discovery manager R&D и вставить релевантный опыт. Во время собеседований можно доносить до потенциального работодателя, что вам интересна именно эта роль. Возможно, компания создаст такую позицию специально для вас. Не все корпорации и продуктовые команды сразу понимают, что существует такая позиция, поэтому стоит акцентировать на ней внимание.
В product discovery есть развилка:
1. Постоянный поиск. Можно постоянно искать новые ниши и продукты для тестирования. Если пилот окажется успешным, то в команду product owner или CPO. Они будут развивать продукт, а вы дальше будете искать новые рынки и ниши.
2. Поиск + приземление. Здесь всё, что было сказано в первом пункте, но если вам вам продукт запал в сердечко, и вы уверены в своей способности развивать его, то в будущем можете стать его product owner и самостоятельно управлять его развитием.
Пример описания вакансии на product discovery:
Вакансия 1 (Телеком): - здесь больше упор на поиск перспективных продуктов и сборку MVP + тестирование этого MVP
Чем предстоит заниматься:
- Анализировать и проводить бенчмаркинг рынка;
- Искать новые направления для запуска MVP;
- Прорабатывать MVP, инициировать MVP у вице-президента;
- Сопровождать MVP в течение стартового периода;
- Далее снова проводить анализ рынка, искать точки роста и инициировать MVP.
Что мы ждем от кандидата:
- Опыт работы менеджером продукта от 3 лет в крупной компании, желательно в команде роста;
- Опыт запуска MVP;
- Проактивность, ответственность, сообразительность;
- Умение работать по фреймворкам: custdev, RAT, MVP, JTBD, Agile, Business Model Canvas/Lean Canvas, коридорные исследования – и похожее;
- Опыт работы с анализом рынка, исследованиями, данными, пользователями.
Вакансия 2 (Телеком): здесь вы тоже ищите перспективные ниши + скаутинг перспективного продукта + тестирования этого продукта
Чем предстоит заниматься
- Выявление потребностей бизнеса, поиск решений, структурирование кейсов на пилотный проект
- Мониторинг трендов, анализ рынков и поиск ниш для запуска новых продуктов для абонентов Йоты
- Скаутинг и отбор релевантных продуктов/решений
- Ведение кросс-функциональных проектов в рамках пилотирования и проверки продуктовых гипотез
- Формирование продуктовых концепций, проведение качественных исследований и циклов проверки гипотез
- Структурирование информации для пилотов, подготовка презентаций, защита проектов на Инновационном комитете
Что для этого требуется
- Опыт проведения исследования рынка и конкурентов
- Практический опыт проведения качественных исследований
- Умение формулировать гипотезы и проверять их
- Понимание организации цикла разработки продукта с нуля до состояния MVP
- Аналитические способности, понимание технологических трендов
- Готовность работать в офисе в Москве или СПБ
Были ли исследования рынка открытых инноваций в корпорациях?
Да, такое исследование проводили в Dsight: Запрос на инновации: как и какие стартапы ищут российские корпорации➤ Презентация в PDF
Обзор инструментов открытых корпоративных инноваций — корпоративных акселераторов, питч-сессий, конкурсов и хакатонов за первое полугодие 2021 года на основании открытых источников и опросов операторов корпоративных инноваций.
Это исследование полезно, чтобы понять какие инструменты в основном используют корпорации при поиски инноваций.
Дополнительные полезные материалы про product discovery:
Надеюсь вам было полезно и вы найдете свою работу мечты. Удачи вам!
Делись в комментариях как у вас устроен дискавери в продуктах :)
Собрал подборку полезных курсов, которые нашёл за 3+ года работы в ИТ / digital
Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы работать в крупной корпе типа Meta, Apple, Amazon, Netflix или Google? Задавались ли вы вопросом, как проходят интервью там? Я -- да. Поэтому в этой статье я расскажу про свой опыт прохождения собесов в Meta и поделюсь идеальным планом подготовки к Mock-интервью. Я горячо рекомендую этот материал всем, кто буд…
Привет! Меня зовут Алёна Кондратьева. Я маркетолог-снайпер, потому что прежде чем взять гипотезу в работу, проверяю ее на цифрах и с помощью исследований. Специализируюсь в нише онлайн-образования.
Сегодня хочу поделиться опытом, как я проходила собеседования в 2 крупных проекта: "Ивентология" и в онлайн-школу по отношениям Ленивого продюсера. Думаю, что мой опыт может быть полезен:
Разбираем как результаты проведенного в ноябре 2024 года командами ProductSense и МТС исследования в области продуктового менеджмента может быть полезна лично тебе.
Традиционный дайджест Юрия Ветрова.
Исследования и проверка гипотез – ключевые процессы для управления продуктами и маркетингом. Они снижают риски, но требуют значительных ресурсов: времени, денег и квалифицированной команды. Однако оптимизация процессов Discovery позволяет ускорить работу, сохраняя высокое качество решений.
Когда предприниматель сталкивается со снижением темпа роста выручки, может наступать тревога и паника, которая приводит к хаотичным действиям.
Например работа - нам платят за продукт должности, который мы производим, а компания у нас покупает. Будь то рост метрики, код, отчёт и тд.
На что смотреть, когда берешь продакта в команду? Что вообще должен уметь продакт, чтобы быть полезным? Эти вопросы периодически всплывают, и обычно всё сводится к субъективным оценкам.
ОПСОСы лидируют.) Внедрение новых жульнических схем требует жертв.) На самом деле, меня интересует только один вопрос: где они все инновации берут и куда потом эти инновации пропадают? Видимая часть даже на рационализацию не тянет, только на манипуляцию.