Новые MacBook и iPad Air
Посадка на Луну
Котодиско у Hyundai
Nothing Phone (3a) и (3a) Pro
Focus 2 Ultra от Nubia
Возможный релиз MacBook Air?
Автопилот Tesla на бездорожье

Благополучие в музее: почему важно говорить о профессиональном выгорании и хроническом стрессе музейных сотрудников

Какие ассоциации вызывает слово «музей»? У кого-то — искусство и архитектура, кто-то сразу вспомнит про туристов и сувениры, кто-то представит школьные экскурсии и уроки истории. Но музей — это не только коллекция, здание и выставки. Музей — это люди, которые в нем работают: хранят, исследуют, представляют публике музейные предметы, общаются с посетителями, принимают вызовы времени и адаптируются к меняющимся обстоятельствам. С какими трудностями сталкиваются музейные специалисты и как помогают себе?

Аля Загитова и Аня Михайлова, представительницы музейного сообщества, рассказали, как работают с темой профессионального благополучия в российских музеях.

Аня — эксперт в области цифровых коммуникаций для музеев, директор АНО «Идеи для музеев», аналитик управления музейно-туристкого развития ГАУК МОСГОРТУР. Закончила Санкт-Петербургский государственный университет и Школу музейных исследований Лестерского университета (Великобритания). Работала в музее-заповеднике «Петергоф» (Санкт-Петербург), Музее антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера), Государственном историческом музее. Вместе с Алей организует профессиональные и неформальные музейные мероприятия.

Аля Загитова — куратор проектов АНО «Идеи для музеев», консультант по цифровым коммуникациям для музеев и низкобюджетному маркетингу культурных проектов, организатор музейных мероприятий и куратор ежегодной конференции в Государственном историческом музее.

C чего все начиналось

К изучению темы благополучия в музеях Аня и Аля подошли одновременно, но с разных сторон. Аня обратила внимание на важность разговора о благополучии после семи лет проведения неформальных музейных мероприятий, на которых в том числе часто звучали истории о профессиональном выгорании и хроническом стрессе. Аля планировала магистерскую диссертацию о корпоративной культуре российских музеев, вместе с Аней организовывала встречи музейных профессионалов. В поисках темы для очередной рассылки «Идей для музеев» Аня написала пост на личной странице в Фейсбуке и попросила совета коллег. Среди ответов прозвучала тема музейного «счастья и несчастья» и стала отправной точкой для изучения темы благополучия.

Музейные коллеги поделились личными историями профессионального выгорания, из которых было очевидно, что благополучие каждого отдельного специалиста связано с благополучием профессиональной среды. Часто люди оказывались в сложной ситуации без поддержки и не знали, как и где найти внутренние силы на решение проблем и конфликтов.

Для того, чтобы разобраться в том, что такое профессиональное выгорание и благополучие, как с ними работать, Аля и Аня обратились к экспертам.

Что было предпринято

В партнерстве с Юлией Карасевой, основателем и генеральным директором консалтинговой компании Inbalansy, Аля и Аня провели обучающий вебинар для музейных специалистов во время встречи Музейного клуба. Юлия больше 10 лет работает в HR-консалтинге и поделилась своим опытом не только, как профессионал в области внутрикорпоративных отношений, но и как директор собственной компании.

Музеи могут перенять опыт бизнес-компаний в области управления персоналом и стратегического развития. Как и в бизнес-среде, в музеях, по наблюдениям коллег, иногда встречается конкуренция между отделами и сотрудниками, которая может перерасти в серьезные конфликты. Иногда эти конфликты усиливаются из-за сложностей взаимопонимания между сотрудниками разных поколений, сложной и многоуровневой коммуникационной структуры музея. Хорошо, когда у руководителей есть инструменты для того, что выстроить эффективные процессы управления и коммуникации.

Юлия Карасева,

Генеральный директор компании Inbalansy

Опыт бизнес-среды также может быть полезен музеям для работы со стратегическим планированием. К сожалению, не у всех российских музеев есть четко сформулированные миссия и цель. Отсутствие стратегического видения может мешать музею развиваться. Сотрудникам важно понимать общую цель, чувствовать значимость своей работы, испытывать удовлетворение от решения рабочих задач.

Тема благополучия сотрудников одинаково актуальна в музеях и бизнес-среде. На вебинаре Юлия отметила, что специфика музейного благополучия может быть связана с тем, что работу в музее традиционно воспринимают как творческую, а сотрудников более чувствительных и восприимчивых к неблагополучной рабочей среде. Конфликтные ситуации могут воспринимается острее, чем в профессиональных сферах, где творческой составляющей меньше, это может оказывать влияние на эффективность их работы и снижение мотивации. Юлия рассказала какие программы поддержки сотрудников внедряют компании, чтобы помочь сотрудникам справиться со сложностями и поддержать их продуктивность. Неожиданными для слушателей вебинара оказались слова Юлии о том, что даже в бизнес-среде, тема благополучия сотрудников в России является новой и не всегда встречает поддержку.

Тем не менее, в российском профессиональном сообществе постепенно возникают точечные инициативы в области благополучия сотрудников. Так, например, коллега Ани и Али Катрин Ненашева, куратор публичной программы «Разные люди — новый музей» Политехнического музея (Москва) вместе с экспертами провела серию закрытых встреч для музейных специалистов, посвященных профессиональному выгоранию и способам самоподдержки. В некоторых музеях есть специальные программы, направленные на укрепление связей внутри команды: совместные выезды, творческие проекты, тренинги, командные игры. Для того, чтобы развивать направление поддержки сотрудников нужны специалисты и возможности, которых пока, к сожалению, недостаточно.

С какими трудностями столкнулись

Из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, бюджеты многих музеев сократили, и сотрудники столкнулись с новым стрессом и неопределенностью — отложились запланированные проекты, сорвались выставки, сократилось количество посетителей. Многие музеи оказались вынуждены усилить онлайн-присутствие, которое было единственным способом оставаться на связи с посетителями и подписчиками.

Большая нагрузка на специалистов пиар-отделов и смм-специалистов музеев, особенности коммуникации во время удаленной работы дали Ане и Але повод для публичного разговора о музейном благополучии, проблемах внутримузейной коммуникации и выгорании смм-специалистов, которые оказались на онлайн-«передовой».

Еще один проект, который родился во время режима самоизоляции и связан с поддержкой музейных сотрудников — The Listening Station: серия онлайн-интервью с музейными специалистами о жизни и работе в режиме самоизоляции. Важный итог 20-ти интервью в том, что главная ценность музея — люди. И от того, как они себя ощущают на рабочем месте, как общаются друг с другом, как поддерживают коллег, зависит успех и развитие всего музея.

К сожалению, пока тема музейного благополучия и особенностей внутримузейной коммуникации остается болезненной и сложной. Но Аня и Аля убеждены, что постепенно разговор о благополучии станет частью профессиональных дискуссий. Коллеги планируют серию встреч со специалистами для того, чтобы рассмотреть проблему профессионального выгорания и благополучия с разных сторон, предложить музейным сотрудникам способы самодиагностики, самопомощи и показать возможности и инструменты развития благополучной среды в музеях.

Профессиональное благополучие реально, если музейному сообществу важно расти и развиваться. АНО «Идеи для музеев» было создано для поддержки и развития российского музейного сообщества и сотрудничества с коллегами. Аня Михайлова и Аля Загитова верят в то, что они на правильном пути.

3 комментария

Главная проблема музейных сотрудников в крайне низких зарплатах.

1

Если ваша причина именно эмоциональное выгорание, советую посмотреть это видео, где подробно рассказывается о том, что это и как с этим бороться.

Apple представила MacBook Air на чипе M4 и по цене от $999

У него обновлённая камера Center Stage на 12 Мп.

Источник здесь и далее: Apple
5252
1616
55
11
На лет 10 точно хватит, говорю как пользователь про версии 2014 года - до сих пор юзаю
реклама
разместить
ЦБ начал обсуждать идею ввести «разумное» ограничение на количество оформленных на человека банковских карт

Например — до пяти карт в одном банке.

2525
1515
1010
22
Думаю, нужен реестр
Как с помощью геомаркетинга выбрать прибыльную локацию для кафе или ресторана

Проблемное или просто неудачно выбранное месторасположение — самая дорогостоящая ошибка при открытии заведения. Чтобы оценить потенциал конкретной локации, проводят геомаркетинговое исследование. Такая услуга есть у консалтинговых агентств и в среднем стоит от 20 000–30 000 ₽, но можно сэкономить и справиться самостоятельно.

Как с помощью геомаркетинга выбрать прибыльную локацию для кафе или ресторана
11
Telegram-каналы рассказали про «Учёт надоя» — это замаскированное iOS-приложение «Россельхозбанка»

Официально в банке информацию не комментировали.

Обновлено в 16:00 мск. В пресс-службе «Россельхозбанка» подтвердили vc.ru, что «Учёт надоя» — новое iOS-приложение банка. Ранее установленные iOS-приложения работают как обычно — банк рекомендует отключить автообновления и не удалять их.

3636
33
11
Что-то на сверхдержавном...
В Telegram-каналах распространили информацию о закрытии действующей кредитной карты клиента «Т-Банка» из-за подключения самозапрета на кредиты — в банке это опровергли

Под закрытие могут попасть только неактивированные кредитки — по которым не проводилось расходных операций, пояснили в компании.

Скриншот из Telegram-канала «Банкста» 
2020
Здравствуйте. Мы не закрываем кредитные карты, если клиент активно ей пользуется. Можем это сделать, если клиент подписал документы, а затем установил самозапрет. В соответствии с Условиями обслуживания, кредитный договор заключаем не во время подписания документов, а в момент активации кредитной карты или совершения первой операций по ней.
Власти не будут использовать геолокацию, чтобы автоматически определять налоговое резидентство россиян

Но данные могут стать поводом для проверки.

2525
11
Когда с VPN стал резидентом всех стран 😎
Рынок элитной недвижимости и обливные ведра.
Рынок элитной недвижимости и обливные ведра.

И тут шок – всё неправильно! Заголовки объявлений? Нет ни одного нормального. В лучшем случае где-то в описании мелькает, что дом ориентирован на определённый формат жизни. Но чаще всего – просто перечисление характеристик.

11
За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет

Все пароли и явки сдали в статье.

За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет
4141
1616
44
[]