6 важных моментов, которые надо учесть при планировании ресурсов в компании

Директор по производству «Технократии» Игорь Котов рассказывает, на что нужно обратить внимание при улучшении такого рабочего процесса, как планирование ресурсов.

В каждой небольшой компании наступает момент, когда количество проектов и сотрудников вырастает до такого количества, что уже сложно удержать в голове кто чем занимается. Если у вас компания ориентирована на заказную разработку небольших проектов, то ситуация становится особенно острой, так как в таких условиях изменения происходят достаточно часто. Сегодня я расскажу, что можно сделать в первую очередь для того, чтобы начать планировать ресурсы или улучшить существующий процесс.

Определитесь с ответственным

Невозможно добиться эффективного планирования, если разработчиков дёргают несколько человек, а приоритеты меняются на ходу. На первых годах жизни компании нет смысла нанимать отдельного человека. Все менеджеры делят функции между собой. Так что таким ресурс-менеджером может стать любой человек, осведомленный в проектах.

Однако стоит осторожно передавать эту функцию менеджеру проектов. Если он работает не один на этой позиции, то конфликт интересов неизбежен, так как он заинтересован в первую очередь закрыть свои проекты.

Сделайте планерки регулярными

У вас может не быть ещё плана «на бумаге», но собираться и проговаривать загрузку вы наверняка уже начали. Проводите их регулярно и с необходимой частотой. Здесь всё зависит от количества проектов и размеров команды, но, думаю, раз в неделю (в начале или конце) будет идеальным вариантом для большинства. Необходимо сделать это привычкой, как чистка зубов.

Даже если проекты у вас долгие, а команды небольшие, за неделю обычно происходит достаточно событий, чтобы проект успел свернуть не туда и требуется корректировка плана.

Начните фиксировать план

Это может быть маркерная доска, табличка в Excel, страничка в блокноте, как угодно. Ваши договоренности должны быть записаны. К ним необходимо будет возвращаться и память начинает подводить всех, что провоцирует споры и конфликты. Данный пункт звучит очень очевидно, но также очевидно, что в начале своего пути не все так делают. Поэтому выберите удобную для себя форму и начните это делать.

План должен быть реалистичным

Творческая работа, а разработка ПО включает в себя творчество, не может нормироваться точными цифрами. Для оценки проекта, отдельного спринта или каждой задачи разработчик может высказать предположение о сроках, которые, в зависимости от опытности сотрудника, будут иметь большую или меньшую вероятность.

Поэтому и при планировании учитывайте реальное рабочее время в течение дня (спойлер: никто не работает 8 часов из 8), коэффициенты рисков, багфикса и прочие моменты. Так ваш план будет реалистичнее и даст вам представление о том, когда тот или иной сотрудник действительно может освободиться.

Делитесь планом со всеми заинтересованными лицами

Те договорённости, что вы обсудили на планерке должны стать внутренним документом, который будет доступен всем заинтересованным лицам. Их, как раз, вам и следует определить. Мы в компании изначально планировали и делились планами только с менеджерами проектов. Сильно позже, когда команда выросла, мы добавили весь состав управления и тимлидов. По понятным причинам не надо открывать план на всю компанию, если вы хотите, чтобы разработчики отвечали за свои сроки, а менеджеры проектов имели возможности управлять рисками.

Будьте готовы к любым изменениям плана

Разработка программного обеспечения – процесс с высокой степенью энтропии. Оценки, которые дают разработчики, не всегда сбываются, а функционал имеет обыкновение меняться. Помимо этого, работа с людьми — это всегда человеческий фактор. Так что будьте готовы к тому, что план поменяется, но от этого работа не должна вставать. У ресурс-менеджера всегда должны быть варианты, как поступить: подключить кого-то на овертайм, перераспределить людей с других проектов, подключить субподряд и т.д. Продумайте их заранее и настройте процессы для экстренного реагирования.

Эти простые и для кого-то очевидные пункты помогут вам начать системную работу по планированию ресурсов и сделать процесс более прозрачным для остальных. Если у вас есть предложения, какие еще практики стоит применять или вы не согласны с моими, пишите свое мнение в комментариях.

Сейчас мы разрабатываем внутренний менеджер ресурсов, который пока носит простое название RMS — Resource Manager System. Прототип его дизайна уже есть на Behance. Обо всех его фичах расскажем в ближайшее время, а пока вы можете подписаться на наш телеграм-канал, где мы публикуем новости из мира ИТ и обсуждаем интересные инфоповоды.

Игорь Котов
Директор по производству «Технократии»
0
5 комментариев
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Котов

Кратко не напишешь про всё. Наверное распишем отдельным материалом, но вкратце: два уровня планирования: краткосрочное и долгосрочное. Планируем от проектов и от ресурсов (людей). А инструмент сейчас свой. О нем в конце немного есть. Про него тоже можем написать. Как к нему пришли и какой функционал.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Норд

Спасибо за интересный материал!
А как лучше выбирать ресурс-менеджера? Какие, на ваш взгляд, критерии?
Лучше растить внутри или нанимать со стороны?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Котов

Мне кажется, что сложно найти на рынке готового человека с подобными скиллами. Проще вырастить в компании. Планирование ресурсов отличается в разных компаниях, думаю человек изнутри быстрее поймёт, как лучше справиться с этой задачей. Критерии также зависят от компании, но думаю у этого человека должна быть любовь к планированию и вообще к администрированию. Если по Адизесу (его модель PAEI), мне кажется этот человек должен быть с выраженной A.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Норд

Благодарю за ответ🙂
Мне как раз представлялась эта позиция как супер-скилловый секретарь с познаниями в разных областях (по потребностям компании).
Хорошо, что «ресурс-менеджер» — как-то благозвучнее и презентабельнее звучит)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда