Как развить критическое мышление: две простые техники
Каждый день мы взаимодействуем с огромным количеством информации: рабочие письма, коммерческие предложения, посты в соцсетях, профильные статьи, научные и не очень научные публикации. Мы постоянно что-то читаем, пишем, обрабатываем, и критическое мышление — тот навык, который помогает нам отделять полезную и адекватную информацию от всего остального.
Главное в работе с текстом — это осмысление информации.
Один из основных приёмов осмысления информации — это постановка вопросов и поиск ответов на них
В предыдущем материале мы упоминали, что основа критического мышления — это умение задавать вопросы. В этой статье разберём две техники для развития этого навыка от американского психолога методов обучения Бенджамина Блума.
Ромашка Блума
«Ромашка Блума» или «Ромашка вопросов» — техника развития критического мышления для осмысленной работы с информацией. Приём помогает развить навык задавания вопросов относительно изучаемого материала, чтобы проанализировать его и сделать верные логические выводы.
Где можно применять «ромашку»:
- Работа с большим объёмом текста, который нужно структурировать, сохранить логику повествования, не спутать причину и следствие, сделать грамотное заключение.
- Если нужно повторить или запомнить длинный текст. Например, речь для выступления или презентации продукта.
- Если нужно составить каталог вопросов для научного проекта, для работы над книгой, исследованием, проверки гипотезы, разработки нового продукта или услуги.
В чём суть техники
«Ромашка Блума» состоит из шести типов вопросов (лепестков), которые помогают рассмотреть материал с разных сторон. Сюда входят: простые вопросы, уточняющие, объясняющие или интерпретационные, творческие, практические и оценочные. Рассмотрим подробнее каждый из этих типов.
Простые вопросы ориентированы на работу памяти и знание конкретных фактов: «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», «Сколько?».
Уточняющие вопросы работают по принципу обратной связи и нужны для уточнения или прояснения информации. С их помощью человек обобщает услышанное или прочитанное и возвращает своё понимание собеседнику.
Этот тип вопросов эффективен и в индивидуальной работе. Тогда человек сам для себя может стать «собеседником» и проверить, насколько чётко и понятно он сформулировал свою мысль.
Примеры уточняющих вопросов для тренировки:
«То есть ты имеешь в виду, что..?»
«Если резюмировать, то получается, что..?»
«Я правильно понимаю, что..?»
Объясняющие (интерпретационные) вопросы начинаются со слова «почему». Этот тип вопросов прокачивает вариативность мышления, способность развивать мысль и строить аргументацию.
Примеры объясняющих вопросов для тренировки:
- «Почему я подхожу на роль руководителя команды?»
- «Почему проект №1 принесёт больше денег компании, чем проект №2?»
- «Почему критическое мышление — полезный навык?»
Творческие вопросы задаются, как правило, в сослагательном наклонении. Этот тип вопросов используется для развития способности фантазировать, предполагать или прогнозировать какое-то событие, действие или результат.
Примеры творческих вопросов для тренировки:
- «А что будет, если..?»
- «Как будет развиваться эта история после..?»
- «Что случилось бы..?»
Практические вопросы устанавливают связь между знанием и применением на практике. Такие вопросы помогают заземлиться, соотнести планы с возможностью их реализации, проверить идею на адекватность.
Примеры практических вопросов для тренировки:
- «Как это можно сделать?»
- «Где взять ресурс на это?»
- «Что надо сделать, чтобы всё получилось?»
Оценочные вопросы помогают дать насколько возможно объективную оценку идеям, событиям, предметам или предложениям и сделать правильный вывод.
Примеры оценочных вопросов для тренировки:
- «Чем предложение компании А лучше, чем предложение компании Б?»
- «Соблюдение традиций — это хорошо или плохо?»
- «Насколько новый бизнес-процесс эффективнее старого?»
Кубик Блума
«Кубик Блума» по принципу работы похож на «ромашку». Но если «Ромашка Блума» подходит скорее для индивидуальной работы с информацией, то «Кубик», как игровой формат, интереснее использовать в команде. Например, во время брейншторминга по продукту, на тренинге по критическому мышлению, на тимбилдинге или просто в кругу друзей.
В чём суть техники
Вам понадобится обычный бумажный кубик. В классической версии «Кубика Блума» на каждой его грани написано задание: «назови», «почему», «объясни», «предложи», «придумай», «поделись». Формулируется тема обсуждения. Игрок бросает кубик. Выпавшая грань укажет, какое задание игроку нужно выполнить. Кратко разберём каждое задание.
Назови — это аналог простых вопросов из «Ромашки Блума». В этом задании нужно просто назвать, например, предмет, явление, термин или состояние.
Почему — это те же объясняющие вопросы из «ромашки». Задание помогает сформулировать причинно-следственные связи — описать процессы, которые происходят с обсуждаемым объектом.
Объясни — это уточняющие вопросы. Они позволяют посмотреть на обсуждаемый объект с разных сторон и уточнить информацию, которая, например, не озвучивалась, но подразумевалась в переданном сообщении.
Предложи. В этом задании нужно предложить либо ситуацию или задачу, где можно применить обсуждаемый объект, либо предложить идею или свой взгляд на обсуждаемую проблему.
Придумай — аналог творческих вопросов «Ромашки Блума». Например, в этом задании нужно придумать, что будет с обсуждаемым объектом при определённых условиях или сложившихся обстоятельствах.
Поделись. Отметим, что это задание развивает скорее эмоциональный интеллект — способность распознавать и называть свои эмоции, чем критическое мышление, но тоже полезно.
Во время выполнения задания игроку нужно поделиться своими эмоциями или впечатлениями от обсуждаемого объекта: какие переживания он вызывает, какие ассоциации возникают, как игрок относится к этому объекту.
«Кубик Блума» хорош тем, что его можно использовать по-разному. Можно формулировать вопросы самого разного характера — какие больше нравятся или больше подходят вашей теме обсуждения. Можно придумать свои задания, нанести их на куб и также в игровой форме поштормить с коллегами, вместе поразмышлять и найти решение сложной задачи или просто прокачать навык критического мышления.
Резюмируем
«Ромашка Блума» и «Кубик Блума» — две нехитрые полезные техники для тренировки критического мышления, которые можно использовать и для индивидуальной, и для командной работы.
А если вам нужно узнать, каким уровнем критического мышления обладают ваши сотрудники прямо сейчас, то в нашей Лаборатории есть готовый тест для оценки этой способности. Оценка занимает всего 30 минут. После тестирования система автоматически формирует отчёт с общим баллом критического мышления и с результатами оценки по шкалам: анализ информации, оценка аргументов и оценка выводов.
Тест на критическое мышление:
Каждый день мы принимаем десятки решений. Большинство — фигня типа "что на завтрак", но есть и те, от которых реально многое зависит. Уволиться или терпеть? Запустить новый фичу или отложить? Инвестировать в маркетинг или в продукт? Ошибся — и вот ты уже сливаешь бюджет, теряешь время или просто буксуешь на месте. Давайте разбираться!
Представьте себе ситуацию: совещание, важный проект, напряжённая атмосфера. И тут один из менеджеров с видом знатока выдаёт: «Да мы с самого начала знали, что этот подход сработает!». Все вокруг согласно кивают, восхищаясь его прозорливостью. Но вы-то помните, как ещё полгода назад этот же человек топил за совершенно другую идею! В чём дело? Он врё…
Вы когда-нибудь ловили себя на мысли: «Да почему я снова принимаю нелогичное решение?» или «Неужели мой мозг так легко обвести вокруг пальца?» Спойлер: да, он иногда буквально подставляет вас, предлагая упрощённые, но не всегда верные решения. Однако, мы же тут все образованные. И придумали пару хаков.
Зачем думать, если можно "загуглить". С развитием интернета и AI-технологий, есть большой соблазн перестать думать, а только получать готовые ответы и решения, доверяя им вслепую. С одной стороны, это экономит время и если шаблонное решение ускоряет работу, не снижая качество, то это очень даже удобно. Также в ситуации, когда что-то делается впервы…
Это моя первая статья на vc.ru. Буду благодарен за реакции и обратную связь 😊
В статье разберем, как научиться считать свои деньги; налогообложение и юридические аспекты.
Когда руководитель передает задачи своим подчинённым, то многое идет не так — задачи делаются некачественно, не в срок, результат не похож на то, как он был задуман в шефьей голове. Иногда вы просто получаете какого-то Франкенштейна на выходе, весьма далекого от образа милого младенца, нарисованного при передаче задачи.