Apple Event 19.02
Джек Дорси про алгоритмы лент
Новая Tesla Model Y
Подарить Plus
Goku+ от TikTok
Альтман про Маска
Оживление фото LumaAI
«Умная» лампа Pixar
Роботы копируют людей
Генератор дипфейков от TikTok

Как развить критическое мышление: две простые техники

Как развить критическое мышление: две простые техники

Каждый день мы взаимодействуем с огромным количеством информации: рабочие письма, коммерческие предложения, посты в соцсетях, профильные статьи, научные и не очень научные публикации. Мы постоянно что-то читаем, пишем, обрабатываем, и критическое мышление — тот навык, который помогает нам отделять полезную и адекватную информацию от всего остального.

Главное в работе с текстом — это осмысление информации.

Один из основных приёмов осмысления информации — это постановка вопросов и поиск ответов на них

В предыдущем материале мы упоминали, что основа критического мышления — это умение задавать вопросы. В этой статье разберём две техники для развития этого навыка от американского психолога методов обучения Бенджамина Блума.

Ромашка Блума

Как развить критическое мышление: две простые техники

«Ромашка Блума» или «Ромашка вопросов» — техника развития критического мышления для осмысленной работы с информацией. Приём помогает развить навык задавания вопросов относительно изучаемого материала, чтобы проанализировать его и сделать верные логические выводы.

Где можно применять «ромашку»:

  • Работа с большим объёмом текста, который нужно структурировать, сохранить логику повествования, не спутать причину и следствие, сделать грамотное заключение.
  • Если нужно повторить или запомнить длинный текст. Например, речь для выступления или презентации продукта.
  • Если нужно составить каталог вопросов для научного проекта, для работы над книгой, исследованием, проверки гипотезы, разработки нового продукта или услуги.

В чём суть техники

«Ромашка Блума» состоит из шести типов вопросов (лепестков), которые помогают рассмотреть материал с разных сторон. Сюда входят: простые вопросы, уточняющие, объясняющие или интерпретационные, творческие, практические и оценочные. Рассмотрим подробнее каждый из этих типов.

Простые вопросы ориентированы на работу памяти и знание конкретных фактов: «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», «Сколько?».

Уточняющие вопросы работают по принципу обратной связи и нужны для уточнения или прояснения информации. С их помощью человек обобщает услышанное или прочитанное и возвращает своё понимание собеседнику.

Этот тип вопросов эффективен и в индивидуальной работе. Тогда человек сам для себя может стать «собеседником» и проверить, насколько чётко и понятно он сформулировал свою мысль.

Примеры уточняющих вопросов для тренировки:

  • «То есть ты имеешь в виду, что..?»

  • «Если резюмировать, то получается, что..?»

  • «Я правильно понимаю, что..?»

Объясняющие (интерпретационные) вопросы начинаются со слова «почему». Этот тип вопросов прокачивает вариативность мышления, способность развивать мысль и строить аргументацию.

Примеры объясняющих вопросов для тренировки:

  • «Почему я подхожу на роль руководителя команды?»
  • «Почему проект №1 принесёт больше денег компании, чем проект №2?»
  • «Почему критическое мышление — полезный навык?»

Творческие вопросы задаются, как правило, в сослагательном наклонении. Этот тип вопросов используется для развития способности фантазировать, предполагать или прогнозировать какое-то событие, действие или результат.

Примеры творческих вопросов для тренировки:

  • «А что будет, если..?»
  • «Как будет развиваться эта история после..?»
  • «Что случилось бы..?»

Практические вопросы устанавливают связь между знанием и применением на практике. Такие вопросы помогают заземлиться, соотнести планы с возможностью их реализации, проверить идею на адекватность.

Примеры практических вопросов для тренировки:

  • «Как это можно сделать?»
  • «Где взять ресурс на это?»
  • «Что надо сделать, чтобы всё получилось?»

Оценочные вопросы помогают дать насколько возможно объективную оценку идеям, событиям, предметам или предложениям и сделать правильный вывод.

Примеры оценочных вопросов для тренировки:

  • «Чем предложение компании А лучше, чем предложение компании Б?»
  • «Соблюдение традиций — это хорошо или плохо?»
  • «Насколько новый бизнес-процесс эффективнее старого?»

Кубик Блума

Как развить критическое мышление: две простые техники

«Кубик Блума» по принципу работы похож на «ромашку». Но если «Ромашка Блума» подходит скорее для индивидуальной работы с информацией, то «Кубик», как игровой формат, интереснее использовать в команде. Например, во время брейншторминга по продукту, на тренинге по критическому мышлению, на тимбилдинге или просто в кругу друзей.

В чём суть техники

Вам понадобится обычный бумажный кубик. В классической версии «Кубика Блума» на каждой его грани написано задание: «назови», «почему», «объясни», «предложи», «придумай», «поделись». Формулируется тема обсуждения. Игрок бросает кубик. Выпавшая грань укажет, какое задание игроку нужно выполнить. Кратко разберём каждое задание.

Назови — это аналог простых вопросов из «Ромашки Блума». В этом задании нужно просто назвать, например, предмет, явление, термин или состояние.

Почему — это те же объясняющие вопросы из «ромашки». Задание помогает сформулировать причинно-следственные связи — описать процессы, которые происходят с обсуждаемым объектом.

Объясни — это уточняющие вопросы. Они позволяют посмотреть на обсуждаемый объект с разных сторон и уточнить информацию, которая, например, не озвучивалась, но подразумевалась в переданном сообщении.

Предложи. В этом задании нужно предложить либо ситуацию или задачу, где можно применить обсуждаемый объект, либо предложить идею или свой взгляд на обсуждаемую проблему.

Придумай — аналог творческих вопросов «Ромашки Блума». Например, в этом задании нужно придумать, что будет с обсуждаемым объектом при определённых условиях или сложившихся обстоятельствах.

Поделись. Отметим, что это задание развивает скорее эмоциональный интеллект — способность распознавать и называть свои эмоции, чем критическое мышление, но тоже полезно.

Во время выполнения задания игроку нужно поделиться своими эмоциями или впечатлениями от обсуждаемого объекта: какие переживания он вызывает, какие ассоциации возникают, как игрок относится к этому объекту.

«Кубик Блума» хорош тем, что его можно использовать по-разному. Можно формулировать вопросы самого разного характера — какие больше нравятся или больше подходят вашей теме обсуждения. Можно придумать свои задания, нанести их на куб и также в игровой форме поштормить с коллегами, вместе поразмышлять и найти решение сложной задачи или просто прокачать навык критического мышления.

Куб в развёртке. Можно распечатать эту картинку, вырезать и склеить грани
Куб в развёртке. Можно распечатать эту картинку, вырезать и склеить грани

Резюмируем

«Ромашка Блума» и «Кубик Блума» — две нехитрые полезные техники для тренировки критического мышления, которые можно использовать и для индивидуальной, и для командной работы.

А если вам нужно узнать, каким уровнем критического мышления обладают ваши сотрудники прямо сейчас, то в нашей Лаборатории есть готовый тест для оценки этой способности. Оценка занимает всего 30 минут. После тестирования система автоматически формирует отчёт с общим баллом критического мышления и с результатами оценки по шкалам: анализ информации, оценка аргументов и оценка выводов.

Тест на критическое мышление:

22
реклама
разместить
Начать дискуссию
Как не облажаться с принятием решений: 11 рабочих фреймворков для продактов
Как не облажаться с принятием решений: 11 рабочих фреймворков для продактов

Каждый день мы принимаем десятки решений. Большинство — фигня типа "что на завтрак", но есть и те, от которых реально многое зависит. Уволиться или терпеть? Запустить новый фичу или отложить? Инвестировать в маркетинг или в продукт? Ошибся — и вот ты уже сливаешь бюджет, теряешь время или просто буксуешь на месте. Давайте разбираться!

1313
реклама
разместить
Люди врут, даже когда думают, что говорят правду. Про когнитивные искажения

Представьте себе ситуацию: совещание, важный проект, напряжённая атмосфера. И тут один из менеджеров с видом знатока выдаёт: «Да мы с самого начала знали, что этот подход сработает!». Все вокруг согласно кивают, восхищаясь его прозорливостью. Но вы-то помните, как ещё полгода назад этот же человек топил за совершенно другую идею! В чём дело? Он врё…

Люди врут, даже когда думают, что говорят правду. Про когнитивные искажения
1212
⚡ Минстрой меняет правила игры: что ждёт отделочные работы с 2026 года?
⚡ Минстрой меняет правила игры: что ждёт отделочные работы с 2026 года?
Как обмануть мозг на пользу себе: удобные секреты когнитивных искажений
Как обмануть мозг на пользу себе: удобные секреты когнитивных искажений

Вы когда-нибудь ловили себя на мысли: «Да почему я снова принимаю нелогичное решение?» или «Неужели мой мозг так легко обвести вокруг пальца?» Спойлер: да, он иногда буквально подставляет вас, предлагая упрощённые, но не всегда верные решения. Однако, мы же тут все образованные. И придумали пару хаков.

55
💥 ПРО креативность в маркетинге. Игры для нестандартного мышления 💡 FREE

Зачем думать, если можно "загуглить". С развитием интернета и AI-технологий, есть большой соблазн перестать думать, а только получать готовые ответы и решения, доверяя им вслепую. С одной стороны, это экономит время и если шаблонное решение ускоряет работу, не снижая качество, то это очень даже удобно. Также в ситуации, когда что-то делается впервы…

На мозговых штурмах, вы будете особенно продуктивны
33
22
«Мой мозг не атрофируется?» — честный разговор об использовании ИИ

Это моя первая статья на vc.ru. Буду благодарен за реакции и обратную связь 😊

33
От хобби к прибыльному бизнесу: как правильно организовать финансы в начале пути

В статье разберем, как научиться считать свои деньги; налогообложение и юридические аспекты.

От хобби к прибыльному бизнесу 
22
Делегируй это. 4 навыка в команде, которая делает и не бурчит

Когда руководитель передает задачи своим подчинённым, то многое идет не так — задачи делаются некачественно, не в срок, результат не похож на то, как он был задуман в шефьей голове. Иногда вы просто получаете какого-то Франкенштейна на выходе, весьма далекого от образа милого младенца, нарисованного при передаче задачи.

11
[]