{"id":13505,"url":"\/distributions\/13505\/click?bit=1&hash=ca3734639136826288c9056e5c8fa03a05e87c4060ae84df200f2c90f5262470","title":"\u0412\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a? \u0410 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0430?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f5f0e11f-fefd-52f5-8712-82164a59b7ce","isPaidAndBannersEnabled":false}

Тёмная сторона удалёнки

Удаленная работа — это возможность пожить иначе. Иначе не значит лучше или хуже, а по-другому. В этой статье не буду расхваливать удаленку и рассказывать, что она подойдет каждому, потому что это не так. Но искренне надеюсь, что опыт команды JustWork поможет быстрее войти в рабочий ритм.

За 5 лет удаленной работы мы успели столкнуться с немалым количеством трудностей, полный список которых вы найдете ниже. Эти трудности можно и нужно преодолевать. И расскажу, как именно мы это делаем.

Знакомство с удаленкой

Начну с того, что я впервые занялась «хардкорной» удаленкой в компании JustWork, в которой сейчас работаю маркетологом. «Хардкорной» значит в режиме полной занятости (30-40 часов в неделю).

Вначале было тяжело перестроить сознание на работу без офиса: никуда не ехать, общаться с коллегами не лично, а через Skype / Google Meet / Zoom, доносить свои мысли через треды в Slack. Трекинг времени вводил в ступор. Что?! Трекинг? Времени?! Что это вообще?! )))) В выходной не хотелось оставаться в квартире, потому что дом «на работе».

Мне стало интересно, как коллеги и партнеры относятся к удаленке, как дисциплинируют себя и как выстраивают гибкий график. Я провела опрос, чтобы убедиться, что не одна столкнулась с «суровой» реальностью удаленки и узнать, что коллеги могут посоветовать.

Трудности, которые точно можно преодолеть

Гибкий график

А вы давно навещали свою бабушку? Гибкий график — лучший друг и злейший враг. Благодаря ему можно позволить себе расслабиться в начале недели, отъезжая по делам, а затем приходит конец недели, и настигает расплата – выходные за компьютером. Но не стоит его сразу проклинать: иногда смена обстановки взбадривает и придает сил для дальнейших подвигов. Проверено на себе.

Решение: планировать рабочую неделю и использовать трекеры для контроля времени. Чтобы не «потеряться» в плавающем графике, вводится трекинг времени. К нему относятся по-разному, но лучше варианта, чтобы соблюсти баланс прозрачности процессов для клиентов и эффективности, в JustWork пока не нашли.

Трекинг через Toggl — демократичный вариант. Есть результат, его качество и затраченное время на задачу. Профессионал сразу поймет, если человек профилонил это время. Раньше я думала, что мощнее Toggl в плане контроля ничего нет, пока не узнала, что он действительно «золотая середина».

Проблемы с концентрацией

Из-за перерывов в течение дня 8 часов на удаленке проходят медленнее 8 часов в офисе. Чтобы время прошло быстрее, нужно постоянно контролировать себя и не отвлекаться на котиков, сериалы или домашних. Сказать легко, а на деле требуется огромная сила воли.

Например, мой коллега Андрей не доволен своим распорядком дня: «Встаю в 11:20. Хочу просыпаться в 9 утра, работать как электровеник до 18:00, а затем заниматься своими делами, не вспоминая о работе. Но что-то не выходит».

Другой мой коллега Дмитрий тоже пишет, что в идеале хотел бы вставать раньше. Но это не так страшно, «да и поправимо, при должной стратегии и сноровке», как говорит Дмитрий.

Решение: можно поэкспериментировать и применить технику управления временем, как попробовал Андрей. Андрей раньше работал по методу «Помидора», но по факту приходилось продлевать рабочие фазы. Это лишний раз сбивало фокусировку на задаче, и смысл техники терялся.

Если техника не помогает — придется взять себя в руки.

Часовые пояса

Тяжелее дела обстоят с разницей во времени, или часовыми поясами. Для разработчика это не составляет проблем. В нашей команде есть разработчик с часовым поясом UTC+10. Он начинает работу тогда, когда в Москве только ложатся спать. А вот у менеджера проектов часовые пояса могут вызывать трудности.

Так как 90% активностей менеджера — это коммуникации, большую часть времени менеджер вынужден подстраивать под разработчиков и заказчиков. Особенно неудобно работать тем менеджерам, кто живет +4 часа по отношению к Москве, например Илье: «Заканчивать работу в 21:30 - 23:00 по местному времени неудобно. Это сказывается на эффективности работы по вечерам, а также невозможности посещать мероприятия в течение недели. Не скажу, что это минус. Но всегда нужно четко делить рабочее время и личное, иначе есть шанс перегореть»

Решение: переносить активности, в которых участвуешь только ты, на удобное тебе время — например, на утро, до созвонов. И обязательно проводить границу между рабочим и личным временем.

Домашние

Когда живешь один, или у домашних тоже удаленная работа — никто не отвлекает. За исключением животных, которые делают всё, чтобы хозяин обратил на них внимание, например, как у Андрея: «Безработный кот иногда очень смешно лежит. В такие моменты сложно концентрироваться на работе и приходится его фотографировать, хихикая».

Если дома собака, как у меня, она разумеется хочет гулять. И ей трудно отказать. Приходится покинуть свой уютный мирок и насладиться прогулкой, какая бы не стояла погода. Но разве это минус?

А если живешь не один? Когда начинала работать удаленно, мои домашние воспринимали удаленку как несерьезную работу. Понадобился месяц, чтобы все привыкли к моим созвонам и не отвлекали. Иногда домашние все равно забывают о моей работе и врываются в поток моих мыслей, а иногда в «поток» видеоконференции с коллегами.

Решение: устанавливать договоренности. Нужно объяснить и взрослым, и детям, что работа требует полного сосредоточения. Поэтому в общих интересах сделать рабочий день короче, а свободного времени на досуг больше, а значит не отвлекать во время работы. У менеджера Ильи договоренности достаточно простые: «Если дверь закрыта, значит я работаю. В это время заходить в комнату, спрашивать и т.п. — ничего нельзя. Если дверь открыта — можно обращаться и спрашивать».

Может сложиться впечатление, что удаленка подходит только одиночкам, или нельзя в таком случае работать дома. Это не так! Домашние приготовят или разогреют еду, принесут чай, составят компанию для Brain Storm-а.

Нехватка живого общения

Даже у менеджера проектов, день которого состоит из «созвонов» и переписок, бывает нехватка «живого» общения. Из-за того, что все члены команды работают удаленно и живут в разных городах, собраться всем в одном месте и в одно время намного труднее. Поэтому мало корпоративов, и нет спонтанных походов в бар после тяжелого рабочего дня с коллегами.

Решение: общаться с домашними и друзьями, проживающими неподалеку. Или быть интровертом, как пишет программист Сергей.

Надоедливая прокрастинация

Желание прокрастинировать может возникнуть когда угодно. Если запланирована работа, то с ленью придется бороться. На удаленке нет такого, что ты пришел на работу, отсидел 2-3 часа просто так, и это зачтется. На удаленной работе по-настоящему ценятся самодисциплина, трудолюбие и эффективность. Так, как справляться с прокрастинацией?

  1. Поддаваться желанию по вечерам и выходным. На выходных так или иначе прокрастинируешь, потому что на это находится время. Менеджер проектов Анатолий недавно 9 часов играл в шестую «Цивилизацию», а потом выходные закончились. В будни свободного времени меньше, но если настигает прокрастинация, трудно ей не поддаться.
  2. Придумать переключатели. Если проблемы с прокрастинацией только в начале дня, придумайте ежедневный обряд, чтобы быстрее переключаться между работой и домом. Переключатели могут быть разными: наушники-затычки (необязательно в них должна играть музыка), кофе или «рабочая» одежда. Чтобы точно переключиться, начните с маленьких дел: проверьте почту, соцсети, планы на день. «А потом как разогрелся, начинается глубокое погружение», — пишет Дмитрий.
  3. Выполнять физические нагрузки. Самый простой способ — сменить вид деятельности, быстро и полезно. Потренируйтесь 20-30 минут, подождите минут 10 и возвращайтесь к работе. Или делайте как Анатолий: «Беру двухпудовую гирю и поднимаю, пока мозг не вспомнит, что лучше сидеть в кресле и работать головой, а не тягать тяжести».
  4. Применять самовнушение. При легком «обострении» лени, если развита сила воли, можно заставить себя работать. Если обострение сильнее вас — прибегайте к самообману, как это делает Дмитрий: «Я договариваюсь с собой, что сейчас доделываю задачу или часть задачи до логического конца, а потом беру вкусняшки и включаю фильм. На самом деле за это время настраиваешься на работу».
  5. Поспать 20-40 минут, не больше. Это индивидуально, потому что после сна либо становишься бодрее, либо просыпаешься разбитым, и прокрастинировать хочется сильнее.

Спортивный уголок Анатолия

Синдром самозванца

Многие из нас сталкивались с ощущением того, что мы недостаточно хороши в своем деле, хотя окружающие ценят нас как специалиста. Мы обесцениваем свои успехи, какими бы они ни были. Мы находимся в постоянном стрессе, ведь боимся однажды не оправдать чужих ожиданий и особенно своих.

На удаленке этот синдром тоже появляется, причем из-за того, что нас не видят. Например, мне кажется, что со стороны для всех я большую часть времени бездельничаю или делаю очень мало. В результате я время от времени стрессую и могу поработать без трекера, т.е. больше нормы. Так делать не нужно. С одной стороны стресс — это вредно, а с другой — он мотивирует становиться лучше.

Существуют разные виды «самозванцев». Принято выделять пять:

  • перфекционист – думает о том, что мог бы выполнить задачу лучше, даже в случае успеха;
  • супермен/супервумен — трудоголик, который берется за все задачи, которые только может;
  • прирожденный гений — человек, которого ценят за природные возможности, а не за результаты труда. Его преследует чувство неудачи, потому что у других завышенные ожидания;

  • одиночка — делает всё сам, не ищет помощи и жертвует личными потребностями ради проекта;
  • эксперт — не относит себя к экспертам, что бы ни говорили окружающие. Переживает, что не знает всего в своей сфере, и боится, что об этом узнают другие.

Решение: быть разумным эгоистом — не забывать о себе и личных потребностях. Научиться радоваться своим успехам и не принимать чужую критику близко к сердцу.

Чтобы было кому рассказать о своих успехах, можно найти позитивного наставника, который обожает делиться знаниями с другими. И главное нужно понимать, что человек не может знать всего на свете, так что не стоит винить себя в нехватке знаний, пусть это просто мотивирует к развитию.

Вещи, на которые нам сложно повлиять

Срочные задачи и форс-мажоры

Если они появляются, то вместо запланированной работы вечером, приходится сдвигать график и работать днем. Это случается из-за внешних факторов или собственных ошибок и недоработок.

Обычные запланированные задачи

Они тоже выбивают из графика. Мы выделили три типа трудных ситуаций:

  1. Большинство задач выполнено, и оставшиеся хочется делать неторопливо. От этого падает эффективность, но «зато появляется ощущение, что ты не робот на конвейере» (Андрей).
  2. Приступаешь к легким скучным задачам, когда не узнаешь ничего нового, или где нужно писать больше текста, чем кода. Речь идет о тексте задачи и документации.

  3. Застреваешь на задаче, которая не хочет получаться. Тогда Сергей делает перерыв или откладывает решение задачи до завтра: «Обычно после этого приходит дельная мысль».

Настроение

Его не всегда получается контролировать. По словам Андрея, иногда просто хочется лежать и «тупо смотреть в окно». Дмитрий рассказывает, что поздний подъем и поздний отбой расстраивают его: голова соображает хуже и работать заканчиваешь позже. Портят настроение и неожиданные звонки от банков и провайдеров с «суперпредложениями».

А можно покороче?

Конечно! Пройдемся по пунктам. Трудности, которые мы можем преодолеть:

  1. Гибкий график.Быть хозяином рабочего времени — круто, только не тогда, когда работаешь по ночам и выходным. Держим время под контролем, например, используем трекер времени Toggle и выезжаем загород посреди недели.
  2. Проблемы с фокусировкой на задаче. Пробуем применить какую-нибудь технику управления временем или, наконец, берем себя в руки.

  3. Часовые пояса. Воспринимаем разницу во времени как приятный бонус, а не недостаток. Работаем, когда другие спят и не отвлекают, заканчиваем раньше.
  4. Домашние. Устанавливаем договоренности, чтобы нас не беспокоили во время созвона или сложной задачи. Прерываемся на уже готовый горячий обед в кругу близких.

  5. Прокрастинация. Прокрастинируем по вечерам и выходным. Придумываем переключатели между работой и домом, чтобы быстрее вникать в задачи и сразу забывать о работе в конце дня. Сменяем вид деятельности: устраиваем небольшую физическую тренировку, пока не захочется работать головой. Прибегаем к самообману. Если ничего не помогает, пробуем поспать 20-40 минут.
  6. Синдром самозванца — обесценивание своих успехов, самобичевание в виде трудоголизма и непризнания своей экспертности. Придерживаемся разумного эгоизма, радуемся своим успехам и осознаем, что человек не может знать всего на свете.

Увы, не на всё мы можем повлиять, а именно на:

  1. Срочные задачи и форс-мажоры.

  2. Обычные запланированные задачи. Да-да! Когда большинство задач выполнено, не хочется торопиться, и производительность падает. Легкие задачи вызывают скуку, а сложные надоедают, когда не получаются.
  3. Настроение. Бывает: вспоминаем об осенней хандре.

Зачем так напрягаться, если можно работать в офисе?

При правильной организации у удаленки есть ряд заманчивых преимуществ перед работой в офисе.

  1. Экономия времени.Удаленка экономит 500 часов в год, которые мы тратим на дорогу в офис и обратно. Это время можно уделить семье, хобби или сну.
  2. Работа из любой точки планеты. Человек не привязан к месту: офис там, где ноутбук и интернет. М-м, путешествия… И не только! Еще и свобода выбора места жительства. Сегодня живешь в мегаполисе, завтра — в деревне, и выбираешь любую климатическую зону. Кроме того, удаленка позволяет работать в хороших компаниях, не переезжая на новое место. Или, например, подрабатывать во время ухода за ребенком.
  3. Комфорт. Дома есть всё, что редко встретишь в офисе: холодильник с фруктами, вкусный развесной чай, диван, на котором можно лежа проверить почту, и бассейн в 5 минутах ходьбы, как повезло одному моему коллеге. По дому ходишь, в чем хочешь: в шортах и даже босиком.
  4. Гибкий график. Не забываем, что гибкий график — не только враг, но и друг. Он дает возможность управлять своим свободным и, главное, рабочим временем.

А мне подойдет удаленка?

Если вы можете себя дисциплинировать, усидеть дома и сфокусироваться на задаче, то удаленка вам подойдет. Разработчик Андрей говорит, что работать удаленно достаточно сложно как раз из-за самодисциплины и гибкого графика: «Когда я перешел на удаленную работу, я начал работать не только днем, но и вечерами/ночами. Я бы не сказал, что жизнь от этого становится лучше».

Дмитрию наоборот нравится, что сам выбираешь время работы: «Удаленка — это безумно круто, она дает много гибкости и возможностей в построении и организации жизни. Но во всем нужна сноровка, чтобы разумно и эффективно использовать подобный вид работы.»

Сама я наслаждаюсь удаленкой, хотя полгода назад, сказала бы иначе. Мне удобно стирать, готовить и убирать. И не сижу взаперти до темноты, а выхожу до магазина или погулять в середине дня. Спортом занимаюсь, где мне нравится — бегаю в солнечную погоду или тренируюсь дома, когда идет дождь. Иногда трекинг времени напоминает о недоработках за день, но не жалею, что уделяю середину дня другим делам или меняю обстановку. Человек отдохнувший и в хорошем настроении выполняет работу эффективнее.

Чтобы понять, подходит удаленка или нет, нужно попробовать. Такой переход обычно приводит к большим переменам, к которым лучше подготовиться заранее, как морально, так и физически, организовав пространство для работы.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Механик Зелёный

«Беру двухпудовую гирю и поднимаю, пока мозг не вспомнит, что лучше сидеть в кресле и работать головой, а не тягать тяжести»

Огонь! 

Ответить
Развернуть ветку
Елена Маркадеева
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Daria Larina

Отличная статья про удалёнку. Интересные наблюдения из собственного опыта. Бесценно. Спасибо автору!

Ответить
Развернуть ветку
Елена Маркадеева
Автор

Дарья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Сладкова

Отличная статья. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Елена Маркадеева
Автор

Наталья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Елена Манаева

Супер!!
Я тоже работаю на удаленке, прошла в свое время большинство этих проблем, в результате осталось только наслаждение от такого формата!

Кстати моя кошка время от времени пытается "работать" вместе со мной. Больше всего ей нравится участвовать со мной в видео-созвонах, чем она часто радует моих коллег ;)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Маркадеева
Автор

Елена, спасибо! Рада, что Вы и Ваша кошка нашли с удаленкой "общий язык":)

Ответить
Развернуть ветку
Satom.ru

Спасибо за ваш опыт, очень интересная и местами смешная статья) Правда, удаленная работа имеет как плюсы, так и минусы, и каждый для себя решает сам, чего больше. У нас большая часть сотрудников работает удаленно и тоже сталкиваемся с нюансами нехватки живого общения, разницы во времени и другими)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Маркадеева
Автор

Спасибо! 
Мне приятно, что Вы нашли статью полезной, и она подняла Вам настроение) 
Полностью с Вами согласна, у каждого свое восприятие удаленной работы, поэтому все равно нужно пробовать. Вдруг минусы превратятся в плюсы)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 10 комментариев
null