Что хочет получить бизнес, нанимая СТО?

Мы в New.HR специализируемся на поиске экспертов в IT и в интернет-бизнесах. Одно из наших ключевых направлений работы — Executive Search, в том числе найм CTO в продуктовые технологические компании.

Мы хотим поделиться небольшим обзором, по сути - шпаргалкой про то, какие роли CTO бывают в российских компаниях. Потому что в своей работе мы часто сталкиваемся с тем, что наши кандидаты не всегда чётко представляют себе, какие требования российские CEO и основатели компаний предъявляют к CTО.

По нашим наблюдениям, соискатель и бизнес могут по-разному оценивать важность тех или иных компетенций и бэкграунда.

Примеры таких расхождений:

  • Кандидат на роль СТО с опытом управления командой до 10 человек может быть уверен, что так же хорошо справится с командой в 100 человек. Но бизнес оценивает это иначе и ждёт от технического директора релевантного опыта в управлении сопоставимыми командами.
  • Некоторые кандидаты на роль СТО уверены, что для эффективного решения задач не обязателен технический бэкграунд. Но все это критически важно для определённого рода компаний. Если точнее, то для технологических.
  • Часть начинающих CTO не имеет чёткого фокуса на time-to-market и может ставить в приоритет работу с техническим долгом. Бизнесу же, как обычно, важна скорость выпуска фич, поэтому для технического директора важно умение лавировать между задачами бизнеса и разработки, держа фокус на максимальной пользе для бизнеса.

Про какие компании мы расскажем

Мы расскажем про тех CTO, которые работают в технологических продуктовых интернет-компаниях. Условно такие компании можно поделить на:

  • стартапы;
  • развивающиеся компании среднего размера;
  • крупные успешные компании;
  • отдельные продукты (в виде выделенных бизнесов) внутри гигантов-экосистем.

Мы не расскажем про CTO из сфер

  • геймдев компании;
  • не цифровые банки;
  • телеком;
  • заказная разработка;
  • не IT-компании (даже если они стремительно диджитализируются).

Мы постараемся ответить на вопросы:

  • Какие компетенции технических директоров наиболее востребованы в российских технологических интернет-компаниях?
  • Сколько денег компании готовы платить техническим директорам?
  • Возможные зоны роста для CTO разного уровня.

За что бизнес ценит CTO?

Роль технического директора тесно связана с этапом развития компании и текущими запросами CEO или основателя бизнеса. В зависимости от этого можно встретить разные типы и роли СТО. Мы рассмотрим обобщённые сценарии, которые встречаются в нашей практике наиболее часто.

CTO стартапа

Где работает:

  • Стартап без большого количества инвестиций, в том числе внутренний pet-проект;
  • Небольшая компания (обычно до 30 человек);
  • Продукт на мобильной платформе и/или десктопе.

Функциональная роль: руководитель группы разработки/менеджер проекта

Бэкграунд:

  • Чаще всего вырастает из тимлида, архитектора или ведущего разработчика. Причём в большинстве случаев предыдущий опыт связан именно с бэкенд разработкой, а не с фронтендом или мобайлом.
  • В некоторых компаниях технический директор может вырасти из проджект или продакт менеджера.

Какие задачи обычно решает:

  • Самостоятельно пишет код, примерно 50% времени (если вырос из разработки);
  • Может нанять и управлять в дальнейшем командой до 20 человек;
  • Принимает решение о том, какие технологии для проекта нужно использовать;
  • Способен декомпозировать сложную задачу (как бизнесовую, так и технологическую);
  • Занимается выстраиванием базовых процессов разработки;
  • Принимает архитектурные решения самостоятельно или с помощью ведущих разработчиков в команде.

Зоны роста:

  • Чаще всего основной бэкграунд начинающего CTO сконцентрирован в одной предметной области backend/frontend/iOS/Android, поэтому ему может не хватать экспертизы, чтобы быстро, качественно запустить и оптимально поддерживать проект на всех платформах онлайн-присутствия — iOS, Android, Desktop.
  • Другая ключевая зона роста — менеджмент, умение решать проблемы в области управления людьми. Например, удерживать ключевых разработчиков от переманивания в крупные компании, решать нетривиальные конфликты, развивать команду, балансировать интересы бизнеса и разработки.
  • Отдельная актуальная и очень востребованная компетенция — умение выстраивать и развивать технический бренд компании.

Доход:

  • Фиксированный доход: 350-450 тысяч рублей на руки;
  • Премии по KPI;
  • В некоторых случаях имеют опционы, особенно если подключились к компании на ранних этапах.

CTO развивающейся компании

Где работает:

  • В развивающейся компании среднего размера, у которой уже есть постоянные пользователи продукта, нагрузка средняя или выше среднего;
  • Численность сотрудников компании 100+ человек;
  • Это может быть самостоятельный бизнес или компания внутри большой экосистемы.

Какие задачи обычно решает:

  • Ключевая задача: развитие, масштабирование и ускорение разработки в соответствии с целями бизнеса;
  • Код, как правило, уже не пишет, а если пишет, то не более 10% времени;
  • В случае, если в компании нет выделенного CPO, то технический директор способен инициировать появление и/или обеспечить RoadMap продукта. Дорожная карта происходящего с разработкой даёт прозрачное понимание для всех сторон, вовлечённых в проект (и бизнесу в целом), какой текущий план разработки и о том, из каких этапов он состоит;
  • Настраивает и оптимизирует процессы разработки. Например, внедряет процессы оценки качества разработки, ускорения релизного цикла, создания документации и т.д.;
  • Обеспечивает качество принимаемых ключевых решений по архитектуре и выбору стека технологий, которые напрямую влияют на систему и продукт. Способен качественно аудировать инициативы команды;
  • Разговаривает на одном языке с разработчиками разных специализаций, понимает всю картину происходящего в разработке, а не в какой-то одной ее части;
  • Обычно уже прокачан в вопросах people management и может обеспечить более прогнозируемый найм, увольнение, удержание, развитие и performance сотрудников.

Зоны роста:

  • На этом этапе важная зона роста для CTO — умение разговаривать с бизнесом на одном языке. Для персонального роста важно вовремя понять интересы не только разработки, но и бизнеса, чтобы балансировать между ними и находить компромисс/консенсус.
  • Чаще всего CTO на этом этапе всё ещё не обладает необходимым уровнем экспертизы и опыта, чтобы отвечать за создание собственных технологий, которые могут обеспечить бизнесу конкурентное технологическое преимущество. Например, собрать команду и отвечать за разработку собственной базы данных, собственных инструментов для разработки и т.п.
  • Для CTO на этом этапе важно не терять технические навыки, быть в курсе глобальных технологических трендов, быть авторитетом для команды разработки, развивать лидерские качества. А также балансировать своё развитие на стыке коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта с одной стороны, и технической экспертизы — с другой.

ЗП и доход:

  • Фиксированный доход: 450-700 тысяч рублей на руки;
  • Премии по KPI;
  • Могут иметь опционы.

СТО крупного бизнеса

Успешность и заработок СТО чаще всего напрямую взаимосвязаны с успешностью компании. Технический директор как часть ключевой управленческой команды принимает решения, которые напрямую влияют на операционные показатели компании. Особенно велико его влияние в случае, если ключевой продукт компании — технологический.

Компенсация технических директоров растёт вместе с уровнем компании, её операционными показателями, количеством постоянных и лояльных пользователей, прибылью компании от этих пользователей.

Какие задачи обычно решает:

  • Разработка и внедрение технологической стратегии, которая будет связана с основной бизнес-целью компании;
  • Скорость разработки: ускорение релизного цикла и сокращение time-to-market (например, апдейты мобильных приложений, простота в добавлении нового фукционала);
  • Качество и эффективность разработки: масштабируемость и отказоустойчивость системы, возможность быстро добавить новые сложные технологии в продукт (например, персонализация, предиктивная аналитика, data science и т.д.);
  • Стоимость разработки: управление бюджетом, оптимизация стоимости разработки без потери качества;
  • Построение систем People management: найм, развитие, удержание ключевых людей, увольнение, performance, целеполагание и транслирование этих целей, организационный design. Эта функция может быть частично делегирована HR BP, но финальная ответственность всё равно лежит на СТО;
  • Развитие бизнеса в рамках своей зоны ответственности. Задача технического директора — быть частью управленческой команды компании, говорить с фаундером/CEO и управленцами С-Level на одном языке, думать о целях бизнеса и о том, как технологии могут помочь в их достижении. Например, конкурентным преимуществом для бизнеса может быть скорость масштабирования и захват новых рынков;
  • Технологическое развитие продукта в рамках разработки собственных решений и платформ. На определённом этапе развития бизнеса разработка собственных технологий может быть одним из конкурентных преимуществ, так как готовые решения уже нельзя масштабировать с нужной для бизнеса скоростью. CTO решает задачу поиска нужных экспертов, сбора команды, с которой будет возможно выполнять такие сложные задачи;
  • Формирование организационной культуры, ценностями которой являются новаторство, сильная, эффективная и ориентированная на результат разработка;
  • Отслеживание и внедрение последних технологических трендов — тех, которые могут принести ценность бизнесу.

Компетенции, которые характерны для наиболее успешных CTO

1. Лидерские качества:

  • Эмоциональный интеллект;
  • Умение выстраивать взаимоотношения с людьми;
  • Развитые коммуникативные навыки;
  • Ориентация на результат;
  • Стратегическое мышление;
  • Развитые problem solving навыки;
  • Ответственность.

2. Управление людьми:

  • Найм: способность привлекать, оценивать и нанимать лучшие инженерные таланты;
  • Удержание: умение бороться за лучших инженеров, удерживать их от перехода в компании-конкуренты;
  • Способность выстраивать высокоэффективные команды разработки, настраивать взаимодействие между подразделениями.

3. Техническое лидерство:

  • Сильный инженерный бэкграунд, практические навыки и техническое образование. Самые успешные технические директора обладают не только административными полномочиями, они ещё и технические лидеры;
  • Они ведут за собой команду, вдохновляют людей;
  • Разбираются в предметной области, глубоко погружаются в технологии продукта, который разрабатывают;
  • Способны завоевать авторитет у критически настроенной экспертной команды разработки;
  • Могут поговорить с лидами на равных о текущих проблемах, обсудить оптимальные пути решения. Принять решение, которое будет разделять команда разработки.

Доход:

  • Фиксированный доход от 700 тысяч на руки и выше;
  • Премии выплачиваются, чаще всего, годовые, но бывают и квартальные. Премии всегда привязаны к результатам: либо технологическим, либо к реализованным общим целям компании;
  • Опционы или акции, которые, чаще всего, занимают минимум треть дохода и нацелены на долгосрочную мотивацию CTO.

У каких CTO самые большие доходы

  • У тех, кто зашёл компанию на старте, имел львиную долю опционов, развивался вместе с компанией, провёл ее через IPO/привлечение инвестиций и развивался вместе с ней;
  • У экспатов, которые уехали за рубеж, получили опыт работы в крупных успешных международных корпорациях и вернулись в Россию;
  • У тех, кто продал свою компанию на выгодных условиях более крупному игроку и сделал переход от роли CEO→CTO;
  • У СТО крупных гигантов-экосистем, возглавляющих технологии всей линейки продуктов.

Где искать CTO?

В заключении, хотим дать рекомендации для стартапов, которые ищут себе CTO и не могут себе позволить нанять профильное хантинговое агентство:

  1. Сформулируйте ценностное предложение. Прежде чем формулировать требования к техническому директору, сформулируйте, как вы будете продавать кандидатам свою идею, стратегию и перспективы вашего бизнеса. Сформулируйте, какую структуру дохода (в том числе опцион) вы готовы предложить CTO.
  2. Ищите кандидатов в ближайшем круге. Обязательно используйте свой нетворк, присмотритесь к своим знакомым, обратитесь за рекомендациями. Напишите пост на ФБ, в посте сформулируйте вашу крутую идею, кого вы ищите и что готовы предложить.
  3. Ищите экспертов в естественной среде их обитания. Если у вас нет релевантного нетворка, присмотритесь к конференциям. Там вы сможете найти опытных экспертов, которые следят за технологическими трендами и, при этом, обладают хорошими навыками коммуникации. Мы рекомендуем рассматривать также европейские и американские конференции, в них участвуют множество русскоязычных экспертов.
  4. Рассматривайте тех, кого сможете заинтересовать. Если вы стартап, то вам рискованно делать фокус на состоявшихся CTO из средних и крупных компаний. Вам будет непросто их заинтересовать. Рекомендуем как вариант присмотреться к руководителям среднего уровня и к тимлидам из крупных компаний (и/или экосистем). В этом случае, у вас будет шанс заинтересовать их переходом к вам на бОльшую зону ответственности.
  5. Используйте все возможности для увеличения охвата вакансии. Размещайте вакансии на работных сайтах (hh.ru, career.habr.ru, geekjob.ru) и в тематических телеграм каналах (Job for IT-TOP).

Дисклеймер: эти советы могут сработать для вас, если вы стартап. В случае же, если вы развивающаяся или крупная компания, вам может потребоваться другой подход. Вам может быть важна репутация, а также необходим деликатный, конфиденциальный и точечный подбор среди круга подходящих кандидатов. В этом случае, вам стоит работать с профильным хедхантинговым агентством.

Если вы CTO и задумываетесь о карьерных перспективах

Если вы только планируете становиться техническим директором или если вы уже являетесь CTO и у вас есть вопросы по вашей карьере, напишите нам ([email protected]), мы постараемся помочь.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Башкиров

В нашем стартапе сейчас 8 человек.
Зарплата моя, как директора, 12.000₽. Зарплата CTO 20.000 рублей. У штатных сотрудников 25-35 тысяч.
Руководитель стартапа не должен получать больше сотрудника.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Syabro

Встречаются два генерала российский и американский.
Российский генерал гордо сообщает американскому:
- Российский солдат принимает пищу три раза в день и получает 2000
килокалорий!
Американский генерал:
- А американский солдат получает 4000 килокалорий!
Российский генерал краснеет и орет:
- Врешь НАТОвская морда, не может солдат съесть два мешка брюквы!!!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

Посыл понял 😂 согласен, что обозначенные цифры ниже человеческих, и не говорю, что так у всех должно быть
Конечно, стремимся, к хорошим показателям

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

Офис в Иваново. ЗП сотрудников выше средней по местному рынку. У большинства есть ВО в профильном направлении.

Ответить
Развернуть ветку
Джордж Иванович Йохан

Подскажите, пожалуйста, как можно купить айфон при зп около 10% от его цены?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

Я подрабатываю копирайтером, сдаю в Москве в субаренду квартиру, в ремонт которой когда-то вложился, торгую на бирже, выходит без отрыва от стартапа плюсом 50-70к в месяц.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel One

Айфоны не только новые на рынке продаются

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

Понимаю. Я редко технику обновляю, личным автомобилем не владею, одежду покупаю пару раз в год, не пью / не курю, короче не трачу особо :)

Ответить
Развернуть ветку
NEWHR
Автор

ох, ваши бы ЗП нам на московский рынок! :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

У ребят есть возможность уехать в МСК, просто, вероятно, зависит от стартапа / задач. Если они академические, инновационные, то, думаю, решает интерес именно к этому. И деньги уходят на второй план.
У CTO привязка к показателям + минимальный оклад.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Degtyaruk

Ничего хорошего в том, что сотрудник получает 30, а его руководитель 12 нет. Вашему CTO желаю счастья, успехов и здоровья, но скорее всего он мог бы зарабатывать в 20-30 раз больше, занимаясь примерно тем же самым в том же самом направлении(даже если вы суперинновационные)

Ответить
Развернуть ветку
Джордж Иванович Йохан

Super! Как никогда во время ответили на вопросы в плане: а что должен, что развивать, сколько просить и что изучать далее.
Конечно еще бы закрытую инфу, что-то вроде того, какая на рынке ситуация, спрос/предложение по этому sku.

Ответить
Развернуть ветку
NEWHR
Автор

спасибо за фидбек! подумаем в эту сторону, сможем ли чем-то таким из инсайдов поделиться 🙏

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Rebrov

Прочитал пост, масса вопросов/комментариев.

1) > не IT-компании (даже если они стремительно диджитализируются).
Что для вас IT-компании и где проходит грань?

2) > Причём в большинстве случаев предыдущий опыт связан именно с бэкенд разработкой, а не с фронтендом или мобайлом.
Есть какая-то выборка или это по ощущениям? Если это действительно так, то почему по вашему мнению так происходит?

3) >Другая ключевая зона роста — менеджмент, умение решать проблемы в области управления людьми.
Как правило, это основная проблема СТО в стартапе и ее часто сами СТО игнорируют.

4) >Отдельная актуальная и очень востребованная компетенция — умение выстраивать и развивать технический бренд компании.
Нет, зачем, зачем тут это? В первые годы компании совершенно не до этого. Единственное исключение, если компания разрабытывает продукт типа Docker.

5) >Доход: Премии по KPI / В некоторых случаях имеют опционы, особенно если подключились к компании на ранних этапах.
В стартапе, особенно без инвестиций, как описано в посте, нет таких денег. Кроме того, если СТО пришел в стартап и у него нет доли в компании (equity, а не option), то это очень большой вопрос к СЕО почему так.

6) >На этом этапе важная зона роста для CTO — умение разговаривать с бизнесом на одном языке. Для персонального роста важно вовремя понять интересы не только разработки, но и бизнеса, чтобы балансировать между ними и находить компромисс/консенсус.
Это вообще критерий для того, чтобы разработчик мог считаться СТО. СТО не может не понимать как работает бизнес и обязан понимаеть его интересы всегда.

7) >Чаще всего CTO на этом этапе всё ещё не обладает необходимым уровнем экспертизы и опыта, чтобы отвечать за создание собственных технологий, которые могут обеспечить бизнесу конкурентное технологическое преимущество.
А зачем это вообще нужно? Особенно в развивающейся компании?

Очень условное разделение. В растущей компании роль СТО может меняться каждые полгода, так как сильно зависит и от стратегии компании и от ее роста. Аналогично с доходом - разборос на рынке дичайший, поэтому ориентироваться на какую-то вилку практически нереально. Как мне кажется, было бы интереснее брать конкретный сектор, брать компании разного размера и общаться с СТО этих компаний.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда