Чем лидер отличается от простого руководителя
В новой колонке гендиректор Телеконтакта Денис Садовский размышляет, какие качества делают руководителя кем-то большим, чем обычный надсмотрщик за подчиненными.
Англо-русский словарь сообщает нам, что leader — это «ведущий, первый, идущий впереди».
За лидером идут.
Почему? Причин много. Возможно, верят, что он знает, куда ведет их. Или чувствуют силу: примерно за этим народ ходит на стадионы – слиться с толпой и почувствовать силу единого организма, пусть и туповатого, это приятное для многих ощущение. Может, с ним прикольно. А может, человек вокруг себя деньги разбрасывает, и так далее.
В общем, лидер — пастырь добрый, как сказано в Евангелии.
Антоним доброго пастыря – пастырь обыкновенный, то есть пастух. А проще говоря – надсмотрщик.
Надсмотрщик может ходить с кнутом и сторожевыми собаками (строгий шеф, который вопит на подчиненных), а может быть тихим формалистом с электронными ошейниками, которые бьют стадо током, если оно далеко разбредается (пропускная система, отчеты о потраченном времени за день и так далее).
Надсмотрщики вполне эффективны для решения простых задач – «копать от забора до обеда» – но не подходят для сложных. Лидер, конечно, должен точно так же следить за KPI: если хочешь чем-то управлять, это нужно измерять. Но в целом его задача другая.
Надсмотрщик ставит цели и контролирует, лидер насыщает эти цели смыслом и вдохновляет коллег своим примером. Лидер – это не манипулятор, лидер – мотиватор. Для надсмотрщика важнее результат, для лидера – команда.
CEO компании SAS Джеймс Гуднайт как-то сказал: «Каждый вечер 95 процентов всех активов моей компании разъезжаются на машинах по домам. Моя задача — создать такие условия труда, чтобы на следующее утро у всех этих людей возникло желание вернуться обратно».
Лидеры умеют переплавить эгоизм, свойственный каждому человеку, стремление к личному благу в стремление к благу для всех, убеждая и побуждая сотрудников работать вместе. Таким образом, быть лидером вне коллектива невозможно: лидерство – это ресурс, возникающий в группе.
Лидерство – это способность формировать и поддерживать команды, группы или организации, которые стабильно показывают высокий результат. Этот результат в сравнении с результатом конкурентов – единственный критерий для оценки работы лидеров.
Исследователи говорят о качествах, которыми обладают лидеры успешных компаний:
· Принципиальность. Лидер выполняет обещания, не лжет, не имеет любимчиков, не пользуется должностным положением.
· Компетентность. Он всегда в курсе, о чем идет речь.
· Ум. Он быстро принимает правильные и надежные решения.
· Осознанность. Он умеет объяснять, почему важен именно этот аспект.
· Настойчивость. На пути к цели лидера ничто не остановит.
Идеальный руководитель – лидер, а не надсмотрщик. Хочешь стать лидером с точки зрения бизнеса – стоит развивать эти качества. Оценить себя, признать свои слабые стороны и начать над ними работать. Работа над собой – это тоже пример для окружающих, и пример вдохновляющий.
В Телеконтакте нет лидеров. Там только надсмотрщики, контролирующие рабов, именно рабов, а не сотрудников. И никакие обещания не выполняют, но хорошо вешают лапшу на уши. Очень хорошо
Спасибо за ваш отзыв, нам важно знать мнения о “Телеконтакте”. Эти мнения разнообразны: многие сотрудники с нами не один год, кто-то, возможно, согласится с вами. Мы уверены, что ваша критика поможет нам стать лучше.
Не все начальники идеальны, это правда. Согласитесь, лидерами не рождаются: ими становятся благодаря развитию личных качеств, о которых мы написали в статье. И на это нужно время. Формат “надсмотрщик – раб” противоречит основным принципам компании, конечно, мы не хотим, чтобы наши руководители казались надсмотрщиками. Если вы работали у нас и сталкивались с неподобающим поведением со стороны руководства, если вам сообщали информацию, не соответствующую действительности (“обещания, которые не выполняют”) – напишите, пожалуйста, об этом на почту a.p.klenov@telecontact.ru. Мы обязательно разберемся.