Из репетиторов — в IT-рекрутеры: как заново найти себя, если "выгорел" в предыдущей профессии

Выпускник мехмата Федор Волков успешно обучал школьников математике, но через 10 лет понял, что устал от профессии репетитора. Теперь он нанимает программистов в технологичные компании.

Репетиторство: как все началось (и закончилось)

Все началось в студенчестве, курсе на втором. Я учился на мехмате МГУ, а моя одногруппница, которая подрабатывала репетитором, как-то предложила мне взять ученицу. Я долго отнекивался, говорил “Ну какой из меня учитель”, но она каким-то образом меня убедила, сказала, что там совсем беда у них и очень нужен репетитор. Так я согласился им помогать. Помню, что тот самый первый урок длился минут 100 и стоил 800 рублей. Так все и началось.

В итоге я проработал репетитором почти 10 лет. Если мне кто-то сказал, что я буду этим так долго заниматься, я, конечно, не поверил бы. А потом втянулся. Какое-то время я был популярен на одном сайте для репетиторов, а спустя время заработал “сарафан” — поток учеников всегда был стабилен.

Из репетиторов — в IT-рекрутеры: как заново найти себя, если "выгорел" в предыдущей профессии

Я был проводником между миром “страшной” школьной математики и той, которой она на самом деле является. Было приятно, когда ученики добивались успехов: кто в олимпиадах, кто просто в школе. В этом занятии было много психологии: если ребенка не обижают и поддерживают, то он и учиться лучше начинает. Еще мне нравилось, что можно было менять учеников местами, делать удобный для себя график.

Раньше эта работа занимала все мое основное время. Потом в моей жизни начали появляться обязательства: у нас с женой родился один ребенок, затем второй. Я понял, что мне стало сложно вовлекаться в жизнь других детей. Я начал чувствовать, что больше не могу им дать столько понимания, эмпатии, вовлечения в их взаимоотношения с учителями и родителями. Моральных сил становилось все меньше. И я понял — нужно искать что-то другое.

Работу в офисе я не рассматривал и до рождения детей: у меня перед глазами был пример родителей, которые ежедневно тратили на дорогу 2,5 часа. К тому же два года назад мы с женой и детьми переехали в Израиль. С тех пор наша семья расширилась. А поскольку детям нужно посвящать много времени, то я планировал и дальше работать удаленно.

Первые шаги в IT-рекрутинге

В августе 2018 года перед набором нового учебного года я случайно увидел в ВК пост от девушки по имени Надя, с которой мы тогда не были знакомы: просто приятель сделал репост, а я его прочитал. Она искала к себе в агентство IT-рекрутеров, которые нанимают разработчиков в разные технологические компании. По совпадению, у агентства была необычная модель, которая мне подходила: опыт в найме персонала не требовался, зато нужны были математический или программистский бэкграунд, любовь к общению с людьми и адекватность. По этим параметрам я хорошо проходил. Я собрался с духом и написал Наде сообщение. Она мне рассказала, как устроена работа IT-рекрутера в ее агентстве HR Luna Park, задала кучу вопросов — в частности, какие у меня финансовые ожидания с учетом того, что у меня есть дети. Доход рекрутера напрямую зависит от наймов, а их количество нельзя предсказать — может быть и очень много, а может быть и ноль. И к этому нужно быть готовым.

Из репетиторов — в IT-рекрутеры: как заново найти себя, если "выгорел" в предыдущей профессии

Как сейчас помню — для тестового задания мне нужно было найти профили крутых iOS-лидов. Я знал, что такое “iOS” и кто такие “лиды”, но на этом все мои познания ограничивались. Многие мои друзья работают программистами, но я не знал всех тонкостей их работы — когда сидишь с друзьями на кухне, ты с ними не код обсуждаешь и не отношения с тимлидом. Впрочем, забегая вперед, скажу, что техническая часть оказалась для меня довольно легким делом. Какие должности бывают в IT, кто и на каких языках пишет, как искать людей с помощью фильтров на сайтах — в это я довольно быстро врубился. Труднее было понять в общем потоке резюме, может ли подойти конкретный кандидат конкретной компании. Делаешь поисковый запрос, тебе выдают тысячу резюме, они все iOS, все лиды, и вроде все на первый взгляд очень похожи. Нужно было научиться смотреть “между строк”. То есть так вникнуть в детали позиции, чтобы суметь увидеть ключевые совпадения в резюме (это должно быть и сильной стороной кандидата, и важным плюсом для заказчика).

Поначалу было непривычно — я взрослый человек, мне 28 лет. Обычно это меня ученики обо всем спрашивают, а тут я сам задаю миллион вопросов: где искать людей, как лучше отвечать на их вопросы и в какое время лучше писать. К счастью, Надя мне ни разу не дала почувствовать себя дурачком — она наоборот говорила, что я задаю очень важные вопросы и очень подробно на них отвечала. Вообще, в первые месяцы мой будущий босс уделила колоссальное количество времени, чтобы я чему-то научился, и мне кажется, именно поэтому я так быстро влюбился в профессию.

Как устроена работа рекрутера

Каждый рекрутер ведет около 2-3 вакансий одновременно. Часто это несколько вакансий от одного заказчика или несколько похожих предложений от разных заказчиков. Например, несколько компаний ищут продактов или Java-разработчиков с похожими профилями.

Работа состоит из двух основных частей: поиск подходящих людей и общение с кандидатами. Людей мы ищем по-разному. Классический подход: смотрим подходящие резюме на сайтах по поиску работы, делаем посты в телеграм-каналах. Эти источники хорошо работают, если вакансия не супер-сложная. Бывает, заказчики ищут “штучных” специалистов, которых на всем рынке не больше 20-30 человек. Их резюме обычно нет в открытом доступе — тогда прибегаем к помощи нетворка. Используем и другие нестандартные способы поиска: например, не раз находили классных кандидатов в хитрых группах ВКонтакте или на сайтах IT-конференций.

Поиск новых кандидатов — это часть работы, которую лучше всего делать за компьютером. Этому нужно уделять хотя бы часа полтора в день, чтобы вся последующая работа была продуктивной. Обычно это несколько часов после того как все дети уснули. Все остальное я могу делать в любое время. Готовлю, гуляю и могу одновременно переписываться с кандидатами или фоном думать о том, что лучше написать или спросить.

Практически все общение с кандидатами у нас происходит в Telegram. Реже в WhatsApp, Facebook. IT-сообщество не очень любит созвоны, по моему опыту — им гораздо удобнее общаться в мессенджерах. Многим удобно, если я пишу текстом, который можно перечитать, быстро освежить в памяти наш разговор. Некоторые разработчики предпочитают общаться строго по почте — тогда, конечно, переписываемся по e-mail.

Первое сообщение кандидату (“питч”) состоит из 3-4 небольших абзацев с рассказом о вакансии и самых привлекательных ее сторонах. Написать питч — своего рода искусство. Я всегда считал, что у меня очень хороший русский язык, я могу очень верно подбирать слова и складывать из них предложения. Но писать разработчикам оказалось отдельным навыком, которому пришлось учиться.

Важно понимать, что многие IT-специалисты получают письма от незнакомых рекрутеров 10-20 раз в день. Если они будут отвечать вообще всем — это будет их вторая работа. Поэтому, читая резюме, я думаю, чем можно заинтересовать именно этого человека, и в первом сообщении рассказываю о тех плюсах, которые по резюме могут быть важны конкретному кандидату.

Для одного это будет удаленка, другому важны сложные задачи в интересной ему области, для третьего кандидата приоритетом является зарплата выше рыночной, а для четвертого — сочетание всех этих факторов.

Мне до сих пор кажется, что увлекательные питчи получаются через раз. Хотя конверсия в отклики у меня хорошая: в среднем 8 из 10 людей мне отвечают.

Если вакансия кандидату понравилась, а кандидат понравился команде, мы назначаем собеседование. Неоднократно были случаи, когда человека нанимали в компанию сразу после первого интервью. Но иногда бывает, что нужно пройти несколько собеседований с разными людьми, и тогда нужно набраться терпения — и соискателю, и мне как рекрутеру.

Я до сих пор помню своего первого кандидата на позицию ios lead — я написал ему в Facebook. Он сходил на собеседование, ему понравилось и был оффер на 250 000 рублей.

Из репетиторов — в IT-рекрутеры: как заново найти себя, если "выгорел" в предыдущей профессии

О важности нетворка в работе

У меня есть преимущество, которое сильно помогает в нынешней работе: это математическое образование и большой опыт участия в олимпиадах в школьные годы. За годы учебы у меня сформировался большой круг знакомых, которые сейчас считаются топовыми математиками и айтишниками. Я всегда могу им написать и попросить рекомендацию, если мне нужно найти по-настоящему сильного специалиста. Довольно часто нам нужны олимпиадники и другие умные молодые ребята с математическим бэкграундом.

Я не чувствую, что зря трачу время своих друзей, когда прошу у них порекомендовать человека для вакансии: обычно это интересные проекты с хорошей оплатой. Плюс мы стараемся работать так, чтобы находить максимально подходящих людей и сразу заинтересовать их.

Нетворк помогает приводить мне не только классных кандидатов, но и новых клиентов. Первого клиента я привел через 2 недели работы случайно — один мой знакомый запостил в ВК, что ищет в команду внутреннего рекрутера. А я написал ему: “Привет, а я, кстати, IT-рекрутер. Может, будем работать вместе?” И мы с ними долго и плодотворно сотрудничали. Я лично закрыл с ним в компанию 2 или 3 позиции.

О плюсах и минусах профессии

Конечно, большой плюс для меня — это удаленка. Я могу проводить много времени дома с детьми, а могу параллельно писать сообщения в мессенджере. Мне нравится, что по большей части я сам управляю своим временем. Искать новых людей на сайтах и в соцсетях я могу хоть ночью, хоть на выходных. Это очень большой пласт моей работы, и здорово, что я могу его делать, когда мне удобно.

Очень приятно, когда кандидаты выделяют тебя из огромного количества других IT-рекрутеров. Однажды разработчик мне ответил: “Извините, сейчас нет времени совсем, очень много людей пишет. Но ваше сообщение теперь я буду всем показывать, потому что оно эталонное”. Получать такую обратную связь — очень приятно.

Намного важнее денег понимать, что твоя работа облегчает людям жизнь, и кандидатам, и заказчикам. Часто бывает, что удается закрыть вакансию с одного интервью. Это экономит кучу времени для заказчика. Если я смог сразу найти релевантного человека, это не значит, что мне просто повезло — это значит, что я смог быстро-быстро смэтчить двоих полезных друг другу людей и сэкономить всем время.

Меня завораживает “эффект бабочки” в профессии. Бывает, из каких-то хитрых чатов неожиданно появляются нужные кандидаты. Однажды человек увидел мое сообщение в ВК ровно спустя год — именно тогда, когда был снова открыт найм на эту позицию! Бывает, люди мне пишут и остаются в активном буфере, а спустя месяц или два появляется новая интересная для них вакансия. Такие совпадения добавляют азарта и ощущения, что ты делаешь полезную для мира работу.

Расстраивает, что довольно часто встречается стереотипное отношение к профессии рекрутера. В айтишных чатах можно наткнуться на хайповые обсуждения, зачем вообще нужны такие специалисты. Не все понимают, что некоторые вещи можно и нужно аутсорсить, и поиск персонала — одна из них. Типичная фраза, которая постоянно звучит в чатах — “опять эйчары зазывают на собес”. Честно говоря, я с волнением жду окончания каждого собеседования, чтобы узнать, стал ли я тем эйчаром, который “зазвал на собес” и зря потратил время человека, или звезды сошлись и ему все понравилось. И если кандидат доволен, то доволен и я — значит, моя работа была сделана качественно.

Бывает, что люди просто блокируют тебя раз за разом. Это странно: человек оставил свое резюме со всеми открытыми данными, ты ему пишешь, а тебя сразу отправляют в черный список. Это обескураживает, но это тоже часть профессии.

О заработке в рекрутинге

Я работаю сдельно — за каждую закрытую вакансию я получаю около половины зарплаты кандидата. Если кандидат не прошел “испыталку” или решил уйти, мы ищем ему замену.

Мне очень нравится, что рекрутинг — сдельная работа. Деньги появляются у меня довольно азартным способом: зарплата не всегда связана с тем, что я делаю. В репетиторстве ты понимаешь “за эту неделю я заработаю сколько-то тысяч рублей”, здесь же ты играешь по каким-то магическим правилам. Иногда ты много и усердно работаешь, и никого не находишь. Или заказчики сами находят сотрудника. Зато иногда работаешь мало, а получаешь много. Это как система сообщающихся сосудов: где-то убыло, где-то прибыло. Но мне это весело и в радость.

Я себе не ставлю цели “закрыть сколько-то вакансий за месяц”. Я беру ровно столько, чтобы сохранять ощущение продуктивности. Тогда это приносит плоды, и вакансии сами закрываются, сами друг за дружку цепляются. И даже если они не закроются, все равно останется ощущение, что мы с ребятами сделали много хорошего.

Конечно, есть конкретные вещи, на которые нужны деньги. Но, наверно, мне везло и не возникало ситуаций, что в ближайшие две недели нужно закрыть вакансию, иначе будет нечего есть. Единственное, чему пришлось научиться — ты все время живешь на “прошлые” деньги. Работа, которую ты делаешь сейчас, принесет тебе деньги только тогда, когда кандидат пройдет испытательный срок.

Советы начинающим рекрутерам

  • Рекрутинг может приносить хороший заработок. Но на первых порах, когда вы только начинаете, деньгам взяться неоткуда. Нужно 2-3 месяца для закрытия первой вакансии. Поставьте себе срок — например, год — в течение которого вы поймете, удается вам зарабатывать рекрутингом или нет. Конечно, на этот период нужна финансовая подушка: либо накопления, либо вторая работа.
  • Нужно быть готовыми к тому, что эту профессию будет очень сложно отделить от своей жизни. Мне кажется, что это deal breaker: вы просто не сможете не вовлекаться эмоционально и ресурсно.
  • В рекрутинге много случайностей. Нужно быть готовыми к тому, что кто-то откажется от вакансии из-за кучи факторов, на которые вы не можете повлиять. Или кто-то согласится из-за кучи переменных, которые сработают случайным образом в вашу пользу.
  • Полезным было бы иметь обширный профиль в социальных сетях и Linkedin в частности. Так устроена эта сеть, что показывает личные контакты только тем, кто есть у них в друзьях. На первых порах я просто добавлял себе в друзья всех разработчиков, которым писал. А потом они начали сами добавлять меня.
  • Мне очень помог в этой профессии навык доброжелательной коммуникации. Чувствовать психологическое состояние человека — то, что мне помогало в репетиторстве и помогает сейчас. К счастью, сейчас все, с кем я работаю —- взрослые люди, и мне не приходится никого утешать из-за того, что вакансию закрыли или кандидат не прошел испытательный срок.
4545
32 комментария

Комментарий недоступен

13
Ответить

"Если я смог сразу найти релевантного человека, это не значит, что мне просто повезло" и "В рекрутинге много случайностей.  ... кто-то согласится из-за кучи переменных, которые сработают случайным образом в вашу пользу". 
То есть в рекрутинге часто "просто везет", но это не про меня, я-то все сам. Человек закончил мехмат, упрекнуть его в отсутствии логического мышления сложно. Остается вранье самому себе. И другим. 

8
Ответить

А если человек хорошо играет в покер и выигрывает 7 турниров из 10, то какое из утверждений должно быть самообманом: что его победы не являются "просто везением" или что в покере много случайностей? :)

5
Ответить

опыт в найме персонала не требовался, зато нужны были математический или программистский бэкграунд,Так и не понял, для чего им требуется "математический или программистский бэкграунд" и как вы это используете в своей работе

программистский бэкграундЧто-то я сомневаюсь, что когда-нибудь бывшие программисты начнут работать рекрутерами

В целом, я считаю, что рекрутер — одна из самих дурацкий профессий в IT-рынке и идти туда с математическим складом ума я бы не рекомендовал никому. Ужасная профессия.

8
Ответить

Вы плохо читали текст.  Круг общения автора.

3
Ответить

Сказка про 28 летнего взрослого с милыми ушками на наушниках. Верим, всем так и есть )))) 

4
Ответить

Намёк на то, что ушки на наушниках это не норм, от взрослого который ставит четыре скобки как улыбку. 

6
Ответить