Карьера
Kristina Nikulina

Чем занимаются и сколько зарабатывают product-менеджеры в Казахстане?

Компания Kolesa Group опубликовала новое исследование Kolesa Zerttey о профессиях IT-индустрии. Оно посвящено product-менеджерам и дает инсайты о том:

– сколько они зарабатывают в Казахстане;
– какими методологиями и фреймворками пользуются;
– какими командами управляют;
– как обучаются, в чем находят мотивацию

... и многим другим аспектам профессии.

В опросе участвовало 320 человек, преимущественно казахстанские специалисты из крупных городов (Алматы, Нур-Султан, Караганда). Отчет прокомментировали эксперты из Kolesa Group, Kaspi.kz, Arbuz.kz и Wooppay.

Рассказываем о самых любопытных инсайтах.

Как менеджеры себя называют

С неймингом пока сложно. Чаще всего управленцы казахстанских IT-продуктов называют себя product-менеджерами. Реже — product-оунерами, project-менеджерами, бизнес-аналитиками и скрам-мастерами. При этом набор обязанностей у них часто бывает схожим.

Откуда люди приходят в product-менеджмент

Популярные пути входа в профессию — через проектный менеджмент, аналитику или разработку.

“Путь в продуктовый менеджмент лежит через проектный. Пока ты не можешь правильно управлять ресурсами, не разбираешься в том, как делать продукт четко и вовремя, не сможешь придумать максимально простое и рабочее решение проблем пользователей.

А откуда ты придешь в проектный менеджмент, вообще не важно. У нас в команде есть все: те, кто был менеджером с рождения, те, кто программировал. Я, например, был дизайнером. Есть ребята, которые попали в команду сразу после универа,” – говорит Александр Нагорный, один из экспертов исследования и CPO в Kolesa Group.

Среднестатистический продакт в Казахстане:

  • мужчина, 28 лет, высшее образование в IT;
  • middle в продуктовой компании (около 170 человек);
  • 3 года опыта работы менеджером;
  • бэкграунд в аналитике;
  • чаще всего занят коммуникациями с командой и руководством, разработкой требований к задачам и проектам, приоритизацией бэклога, составлением роадмапа и прочим планированием.

Зарплаты и работодатели

Женщины, согласно медиане исследования, зарабатывают 400К тенге (950$ на момент публикации текста) в месяц, мужчины — на 100К больше (1185$). Размер зарплаты зависит от индустрии, размера компании и навыков. В ноябре 2020-го, согласно данным Бюро национальной статистики, средняя зарплата в Казахстане составляла 211 033 тенге, или 500$.

Больше всех платят банки, а самый низкий оклад по рынку предлагают веб-студии. В остальных индустриях уровень зарплат не сильно отличается.

В компаниях, практикующих систему грейдов, медианные значения зарплат у интернов и джунов начинаются от 200К и 350К тенге в месяц (474$ и 830$ соответственно). Чтобы вознаграждение выросло до 600К (1422$), как у senior-специалиста, нужно проработать от четырех до семи лет.

474$ и 830$
медианные значения зарплат у интернов и джунов

Системы грейдов нет в большинстве компаний с начальным и средним уровнем менеджмента, также ее используют далеко не все компании продвинутого уровня. 42 % менеджеров, которые оценивают себя на уровень senior, работают в компаниях без грейдов. Несмотря на их отсутствие, около половины менеджеров причисляют себе этот грейд неформально.

Команды

Размер продуктовой команды в Казахстане стабильно колеблется в пределах 8–12 человек (10–13 человек).
Обычно она состоит из:
– 4 backend-разработчиков,
– 3 frontend-разработчиков,
– 2 QA-специалистов,
– 2 аналитиков,
– 1 дизайнера.

Методологии

Самая популярная методология разработки среди казахстанских компаний – Agile и ее смесь с другими подходами. Меньше всего спросом пользуется Waterfall.

Меньше других в гибкие методологии верит ретейл. А 10% респондентов, преимущественно в банковской среде, просто выполняют поручения вышестоящего руководства.

Где менеджеры берут новые знания

Топ источников знаний респондентов исследования выглядит так:

  • Go Practice
  • Coursera
  • Product stars
  • Программы Яндекса

Если анализировать векторы развития менеджеров в связке с опытом, становится понятно, что в начале карьеры спецы нарабатывают T-shape-навыки и проходят курсы по темам от разработки до продаж. Позже — интересуются аналитикой, а после семи лет работы самый большой интерес проявляют к финансам и управлению.

Как нанимать и удерживать продактов в компании?

Менеджеры выбирают работодателя по зарплате и соцпакету, продукту и возможностям развиваться. В таблице ниже — более подробная раскладка факторов, которые влияют на желание поменять работу в зависимости от стажа самого менеджера.

Процентные выражения на графике выше отражают количество людей, указавших тот или иной пункт и не равняются 100 %, потому что респонденты могли выбрать больше одного пункта.

Однако после того как выбор работодателя уже сделан, приоритеты менеджеров меняются. В работе их больше всего мотивируют:

{ "author_name": "Kristina Nikulina", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 5, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 202117, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 29 Jan 2021 08:04:48 +0300", "is_special": false }
0
3 комментария
Популярные
По порядку
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить

Абсолютный яд

1

В опросе участвовало 320 человек

Кристина, все эти графики поданы красиво, но ты сама-то как думаешь, насколько репрезентативна такая выборка, и что она даёт, если учесть, что официально во всём Казахстане населения чуть больше, чем, к примеру, в Москве? Опираться на неё нельзя, использовать в качестве ориентира — тоже рискованно.

Вообще, все эти опросы от конторы, которая занимается объявлениями о продаже движимого и недвижимого имущества, вызывают одни вопросы. Год назад ею 308 человек было опрошено. Что мешает окучить сразу 10 000 человек? Чтобы если и быть data, то только science.

Ответить
2

Требуемый размер выборки при исследовании группы людей от 1 до 10 тысяч человек — примерно от 250 до 350 человек. А учитывая, что даже самые крупные комьюнити продактов в СНГ насчитывают 2-3 тысячи участников, набрать 10 тысяч респондентов вряд ли возможно 🙂
Аналогичные исследования по рынку России собирали около 400 анкет.

Да и с экспертизой у нас в компании всё в порядке) Конторы, которые занимаются объявлениями о продаже движимого и недвижимого имущества, зовутся классифайдами. Обычно это довольно крупные продуктовые компании, вроде Avito, Avto.ru, OLX или Kolesa Group, в умении проводить исследования которых можно не сомневаться 🙂 

Ответить

Комментарии

null