Как стать project-менеджером за один год с нуля. Рекомендации практика
Поиск себя в мире профессий — это не всегда быстро, но в конце концов вы просто оказываетесь в нужной сфере — потому что всегда шли именно этим путем. Менеджер проектов и студентка онлайн-магистратуры НИУ ВШЭ «Управление организациями и проектами» Арина Лебедева делится своим кейсом роста от администрирования и Excel-табличек до полного ведения проектов, а также рассказывает про то, как научиться доверять себе.
Вся моя сознательная жизнь была неразрывно связана с управлением людьми и проектами. Я родилась в семье потомственных менеджеров. Буквально все старшие родственники руководили отделами, бухгалтерией, кафе, магазинами, компаниями. В таких условиях невозможно не впитать базовые принципы менеджмента.
Уже в школе я брала на себя организацию внеучебной деятельности, а на первом курсе МФТИ стала руководителем культурно-массового отдела Студенческого совета. Мы делали проекты для всего университета. Это дало первый реальный опыт и осознанную практику: команда, сроки, ожидания, стресс и результаты.
После бакалавриата по специальности «Прикладная математика и информатика» я не сомневалась: мне нужно в менеджмент. Я еще не знала, где именно и в какой роли предстоит руководить, но была уверена — это мой путь. И я была готова начать с любой позиции.
От «разберусь по ходу» до своих проектов
В поисках работы мечты, я оказалась на собеседовании на позицию администратора проектов. О такой роли я раньше не слышала, в интернете почти не было конкретики.
На собеседовании я задала один вопрос: «Через сколько администраторы переходят в управленцы?». Ответ был — через 2-3 года. Я согласилась на эту должность. Роль администратора — отличная школа. Ты наблюдаешь, задаешь вопросы, учишься у действующего менеджера, выполняешь задачи разного уровня сложности.
Сначала я вела протоколы встреч, делала отчеты, а уже через полгода стала вести статусы с клиентами. Мне нравилась даже рутина — структурировать данные и формировать реестры, автоматизировать Excel. Это формировало мышление и системность. Спустя год работы администратором, я наконец-то заняла «менеджерское кресло».
Когда я добилась своей цели, меня охватила одновременно пьянящая и пугающая свобода. Никто больше не ставил задачи. Оставалась только одна: завершить проект в срок, уложиться в бюджет и сохранить высокое качество. В первое время это пугало. Я не знала, окажутся ли мои решения верными. Но примерно спустя год с момента перехода в новую роль я научилась доверять своим идеям и выбранным методам. В этом мне помогла исключительно практика: принимаете решение — волнуетесь, видите результат — в следующий раз переживаете меньше. И так с каждым шагом… Я все еще учусь и стремлюсь к совершенству. Даже после 20 успешных проектов подряд я буду искать более масштабные задачи, обучаться новому и двигаться дальше.
Как пережить сложные моменты в управлении
Как и у любого другого управленца, у меня были моменты, когда было сложно и страшно, хотелось все бросить. Казалось, что ситуация вышла из-под контроля и уже непоправима. В такие периоды меня поддерживают три важных вещи:
- Чувство глубочайшей безнадежности. Иными словами, это момент, когда вы думаете: «Все пропало, хуже уже некуда», — и именно в этой точке рождаются нестандартные, неожиданные решения. Это не безнадежность в смысле «сдаться», а скорее «я больше не могу полагаться на стандартные методы, значит, нужно включить максимум креатива и ловкости». Это чувство активизирует мозг и помогает находить удивительные решения там, где кажется, что выхода нет.
- Ответственность за результат и людей. Менеджер не может подвести свою команду, заказчика и компанию. Даже когда хочется опустить руки, ответственность становится якорем, который не дает свернуть с пути. Это не просто чувство долга — это понимание: за вашими решениями стоят реальные люди и успех общего дела.
- Бесконечный источник оптимизма. Мне помогает вера в то, что история, словно в диснеевском мультфильме, обязательно закончится хорошо. Пусть путь к этому будет сложным, но финал точно будет счастливым.
Как стать project-менеджером за год: мой подход
Развитие начинается с действий и умения наблюдать. Главная черта успешного менеджера — проактивность и отказ от подхода «и так сойдет» или «никто не заметит». Вместо этого важно разбираться в сути любой проблемы, искать ее корень и устранять причину.
Мне очень помогает любимый инструмент — метод «5 почему», который стоит освоить каждому. Его суть проста: вы не останавливаетесь на первой видимой причине проблемы, а задаете вопрос «почему?» пять раз подряд. Например: почему задержался проект? — потому что не вовремя начали. Почему не начали вовремя? — потому что не было нужных данных. Почему данных не было? — и так далее. На пятом уровне обычно раскрывается настоящая, корневая причина, с которой и нужно работать. Освоение этого метода помогает смотреть глубже и принимать более эффективные решения.
Еще один важный способ для роста — наблюдение за опытными менеджерами проектов. В моем случае роль администратора стала отличной возможностью учиться: смотреть, как работают старшие коллеги, примерять на себя разные модели поведения, задавать вопросы и проявлять инициативу, берясь за новые задачи.
Проактивность — ключ к быстрому развитию и успеху в этой профессии
Практика показывает, что примерно 80% успеха в роли менеджера проектов зависит от тайм-менеджмента, умения делегировать и «мягких навыков», а именно:
- доверительной и открытой коммуникации;
- понимания взаимосвязей внутри проекта и вне его;
- расстановки приоритетов;
- готовности брать на себя ответственность за каждый аспект проекта, даже если формально за это отвечает кто-то другой, и даже если вы не обладаете достаточными знаниями в области конкретной задачи.
Что касается хард-скиллов, новичку, который хочет стать профессионалом, важно:
- изучить базовый жизненный цикл проекта;
- ознакомиться с основными методологиями управления проектами, например, Waterfall, Agile;
- получить базовые знания в предметной области проекта — понять, что именно вы делаете, как и зачем.
Еще один важный этап становления в профессии — поиск своего стиля взаимодействия с командой. Именно он сделает вас уникальным менеджером. Например, в начале своего пути я подражала более опытным коллегам. Их методы казались проверенными и правильными. Но поняла: копирование мешает. Настоящее развитие происходит, когда ты понимаешь, что важно для тебя, и выстраиваешь систему, коммуникацию под свои ценности.
7 советов новичкам
На основе своего опыта я могу поделиться лайфхаками, которые помогут облегчить путь к становлению сильным менеджером, а также позволят не допустить ошибок.
- Найдите наставника. Крепкое плечо поддержки — бесценно, особенно в начале пути. Наставник может стать для вас ролевой моделью и источником советов в моменты сомнений. Но помните, что со временем важно выработать свой собственный стиль.
- Освойте инструменты управления проектами, которые используются в вашей компании. Это ваш ключ к пониманию текущей ситуации на проекте и доверительному взаимодействию с руководством.
- Стремитесь как можно быстрее понять истинную цель проекта. Заказчик часто не знает, какой именно продукт хочет получить, но ясно понимает, каких результатов с помощью него хочет добиться. Понимание его целей поможет принимать наиболее эффективные решения.
- Будьте готовы к неожиданностям, и не давайте им сбивать вас с толку.
- Наберитесь терпения и не торопитесь. Я начинала с младшей должности, брала небольшие проекты и постепенно росла. Будьте уверены, при должной настойчивости и грамотном подходе все получится.
- Поддерживайте себя. Почаще повторяйте себе: «Ты на верном пути! Не сдавайся. И будь собой».
- Много учитесь. Знания можно черпать из разных источников: у коллег, из собственного опыта, книг, курсов и видео. Сегодня доступно множество качественных бесплатных ресурсов.
Последнему совету я неизменно следую по сей день, поступив в магистратуру Вышки Онлайн, чтобы систематизировать свой опыт и получить целостное, системное понимание работы компаний. В итоге я успешно закрываю эти цели и осваиваю множество новых знаний и инструментов. В процессе обучения ко мне приходят свежие идеи, которые я активно предлагаю в своей компании.
Вырасти до менеджера проектов за год — возможно. Но не благодаря удаче или сверхспособностям, а с помощью постоянных действий, готовности брать на себя ответственность и учиться в процессе. Важно не бояться начинать с малого, не стесняться задавать вопросы и не останавливаться после первых успехов. Сильным project-менеджером становятся не только через практику, но и честность, умение признавать ошибки и анализировать свой опыт. И если на этом пути появляется страх — это лишь признак вашей силы и роста.