Стартап без иллюзий: пять критических промахов начинающих предпринимателей

Привет! Я Никита Прохоров, соавтор книги «50 ошибок, которые убьют твой стартап». За годы работы с сотнями предпринимателей я заметил: все мы наступаем на одни и те же грабли. Даже гениальную идею и крутой продукт могут похоронить типичные промахи. Делюсь пятью самыми опасными и рассказываю, как их избежать.

Ошибка №1. Недооценивать сложности

Начинающие предприниматели часто верят мотивационным роликам, но не готовятся к реальным трудностям: отсутствию денег, команды, знаний и моральной поддержки. Чтобы быть ближе к реальности перед запуском проекта, держите в голове это:

  1. Нужны деньги на старт. Для краудфандинга у вас на руках должны бы прототипы и демоверсии, а еще понадобится бюджет на продвижение идеи (SMM, СМИ). Для кредита необходимы поручители.
  2. Нужна команда. На старте вы найдете людей через hh.ru или знакомых, но потом понадобятся ресурсы на обучение или системный найм сотрудников.
  3. Без знаний не обойтись. Много потенциально жизнеспособных идей не развиваются, потому что руководитель бизнеса не является экспертом в отрасли.
  4. Моральное и физическое состояние важно. Трудности неизбежны, поэтому вам нужны поддерживающие соратники, партнеры и коллеги, а еще отпуска и хобби. Следить за своей «батарейкой» — критически важный навык для предпринимателя.
  5. Кассовые разрывы случаются. Оцените, готовы ли вы оптимизировать расходы или даже добывать деньги за счет кредитов и личных средств.
  6. Сотрудники уходят. Это неизбежно, и вы должны быть готовы быстро закрывать кадровые дыры.
  7. Непредвиденные сложности 100% будут. Предусмотреть все вы не сможете, и точно придется разбираться с чем-то неожиданным.

Свое дело — работа правильная и нужная. Но если есть сомнения, лучше сначала поработайте «на дядю» и посмотрите на процессы изнутри.

Стартап без иллюзий: пять критических промахов начинающих предпринимателей

Ошибка №2. Неправильно подбирать команду

Часть команды, часть корабля! Сотрудник — не просто «винтик», а человек, который должен разделять ценности бизнеса, проявлять инициативу и не бояться высказывать конструктивную критику.

Как нанимать людей в команду грамотно? Задавайте на собеседованиях вопросы, направленные на выявление мотивации. Мой любимый вопрос: «Зачем вы здесь?» Он выявляет тех, кто готов включаться в работу. Я сам однажды нанял парня, который честно написал в резюме: «Если не найду работу, меня бросит девушка». У него была четкая цель, и в итоге он стал ценным сотрудником.

Обращайте внимание на вовлеченность кандидата. Например, когда-то я сам готовился к собеседованию в банк два дня — изучал историю компании, запоминал имена основателей. В итоге меня не взяли, но это совсем другая история :) Если видите кандидата с таким подходом, то человек ищет не «какую-нибудь работу», он замотивирован работать именно у вас, и это большой плюс.

Про свой опыт сбора команды я уже писал — рассказал, как от пяти человек мы пришли к крутому диджитал-агентству со штатом 300+ сотрудников.

Стартап без иллюзий: пять критических промахов начинающих предпринимателей

Ошибка №3. Бояться делегировать

Боль большинства руководителей — делегирование. Знакомы эти страхи?

  • «Они сделают хуже меня».
  • «Потом придется переделывать».
  • «У меня нет времени всё объяснять».

В результате вы тонете в операционке, команда не развивается, а бизнес не растет. Решение простое, но требует работы со своими установками и ответственного подхода.

Разделите задачи по важности и срочности. Например, срочные и важные (переговоры с ключевым клиентом) делайте сами, а несрочные и менее важные (отчеты) делегируйте сразу.

Настройте контроль. Не через микромендежмент, а через чек-листы и KPI. Примите, что первые результаты будут неидеальными. Но как иначе сотрудники научатся?

Больше про делегирование писал в этой статье.

Стартап без иллюзий: пять критических промахов начинающих предпринимателей

Ошибка №4. Не уметь работать со сложными клиентами

Есть такие клиенты, которые требуют много ресурсов, но приносят мало прибыли. Вот типы токсиков из моей практики:

  • «Сначала сделай — потом заплатим». 50% таких исчезают после выполнения работы.
  • «Нужно как у Apple, но за 100 рублей». Бесплатные бесконечные правки гарантированы.
  • «Это кому из нас надо?». Агрессия с первой встречи — признак больших проблем в будущем.

Как защититься? Работайте по принципу «Ничто так не укрепляет доверие, как предоплата». Новички часто стесняются об этом говорить, но стесняться не нужно. Всегда работайте по договору с предоплатой, даже с «очень перспективным» клиентом. Требуйте общения с ЛПР (лицом, принимающим решение) — иначе рискуете три месяца согласовывать ТЗ с менеджером, который не имеет полномочий. Наконец, уходите при первых признаках саботажа и агрессии: токсичный клиент обойдется вам в несколько раз дороже прибыли, которую он приносит.

Клиент, которому нужно всё одновременно  
Клиент, которому нужно всё одновременно  

Ошибка 5. Не работать с медийностью бизнеса

Тишина в медийном поле — тихий убийца бизнеса. Без продвижения даже лучший продукт останется незамеченным.

Стартап без иллюзий: пять критических промахов начинающих предпринимателей

Что нужно, чтобы прокачать узнаваемость бренда без огромных бюджетов?

Бренд-персоны и свои спикеры. Маск у Tesla, Джобс у Apple — яркие персоны работают на узнаваемость и укрепление репутации. Если делают всё правильно, конечно (как вырастить личный бренд бизнеса, рассказал в этой статье). Лицом компании необязательно должен быть CEO, подойдет и яркий сотрудник. Стартапам лучше начинать выращивать спикеров как можно раньше, чтобы к моменту расцвета бизнеса у вас уже был авторитетный личный бренд.

Мероприятия. Можно организовывать свои ивенты, а можно участвовать в чужих. Самый простой вариант для старта — отраслевые конференции.

Лайфхак для молодых бизнесов, чтобы попасть на конференцию: помогите с ее организацией, освещением и продвижением.

Статьи и комментарии в СМИ. Со статей в Forbes начинать необязательно, хватит и отраслевых площадок вроде VC и блогов в профильных медиа.

Участие в рейтингах. Рекомендую в них заявляться, особенно если рейтинг авторитетный. Только выбирайте рейтинги с прозрачной и понятной системой подсчета результатов!

Образовательная деятельность. Особенно актуально, если у вас сложный и новый для аудитории продукт. Лекции, семинары, вебинары и бизнес-завтраки нужны, чтобы объяснить потенциальным клиентам сложные аспекты продукта и ваши преимущества перед конкурентами. А еще они добавляют компании презентабельности.

Ассоциации. Вступите или создайте: объединитесь с другими бизнесами, чтобы легче попадать в рейтинги, на мероприятия и в СМИ.

Поверьте: 90% проблем уже случались с другими предпринимателями, поэтому учитесь у них.

  • Сомневаетесь? Сначала поработайте в чужом бизнесе.
  • Нанимаете людей? Смотрите не только на дипломы, но и на огонь в глазах.
  • Тонете в операционке? Обучайте сотрудников и учитесь доверять команде.
  • Клиент вытягивает все соки? Поберегите нервы и откажитесь от работы с ним.
  • Про вас не знают? Рассказывайте о своем проекте везде, где можно.

О других ошибках можно прочитать в моей книге «50 ошибок, которые убьют твой стартап». Например, про то, как не сдаваться при первых неудачах и нужна ли руководителю бизнеса степень MBA.

Подписывайтесь на мой тг-канал — там много крутой и полезной информации про бизнес и управление репутацией в сети.

3
1
4 комментария