Стартап без иллюзий: пять критических промахов начинающих предпринимателей
Привет! Я Никита Прохоров, соавтор книги «50 ошибок, которые убьют твой стартап». За годы работы с сотнями предпринимателей я заметил: все мы наступаем на одни и те же грабли. Даже гениальную идею и крутой продукт могут похоронить типичные промахи. Делюсь пятью самыми опасными и рассказываю, как их избежать.
Ошибка №1. Недооценивать сложности
Начинающие предприниматели часто верят мотивационным роликам, но не готовятся к реальным трудностям: отсутствию денег, команды, знаний и моральной поддержки. Чтобы быть ближе к реальности перед запуском проекта, держите в голове это:
- Нужны деньги на старт. Для краудфандинга у вас на руках должны бы прототипы и демоверсии, а еще понадобится бюджет на продвижение идеи (SMM, СМИ). Для кредита необходимы поручители.
- Нужна команда. На старте вы найдете людей через hh.ru или знакомых, но потом понадобятся ресурсы на обучение или системный найм сотрудников.
- Без знаний не обойтись. Много потенциально жизнеспособных идей не развиваются, потому что руководитель бизнеса не является экспертом в отрасли.
- Моральное и физическое состояние важно. Трудности неизбежны, поэтому вам нужны поддерживающие соратники, партнеры и коллеги, а еще отпуска и хобби. Следить за своей «батарейкой» — критически важный навык для предпринимателя.
- Кассовые разрывы случаются. Оцените, готовы ли вы оптимизировать расходы или даже добывать деньги за счет кредитов и личных средств.
- Сотрудники уходят. Это неизбежно, и вы должны быть готовы быстро закрывать кадровые дыры.
- Непредвиденные сложности 100% будут. Предусмотреть все вы не сможете, и точно придется разбираться с чем-то неожиданным.
Свое дело — работа правильная и нужная. Но если есть сомнения, лучше сначала поработайте «на дядю» и посмотрите на процессы изнутри.
Ошибка №2. Неправильно подбирать команду
Часть команды, часть корабля! Сотрудник — не просто «винтик», а человек, который должен разделять ценности бизнеса, проявлять инициативу и не бояться высказывать конструктивную критику.
Как нанимать людей в команду грамотно? Задавайте на собеседованиях вопросы, направленные на выявление мотивации. Мой любимый вопрос: «Зачем вы здесь?» Он выявляет тех, кто готов включаться в работу. Я сам однажды нанял парня, который честно написал в резюме: «Если не найду работу, меня бросит девушка». У него была четкая цель, и в итоге он стал ценным сотрудником.
Обращайте внимание на вовлеченность кандидата. Например, когда-то я сам готовился к собеседованию в банк два дня — изучал историю компании, запоминал имена основателей. В итоге меня не взяли, но это совсем другая история :) Если видите кандидата с таким подходом, то человек ищет не «какую-нибудь работу», он замотивирован работать именно у вас, и это большой плюс.
Про свой опыт сбора команды я уже писал — рассказал, как от пяти человек мы пришли к крутому диджитал-агентству со штатом 300+ сотрудников.
Ошибка №3. Бояться делегировать
Боль большинства руководителей — делегирование. Знакомы эти страхи?
- «Они сделают хуже меня».
- «Потом придется переделывать».
- «У меня нет времени всё объяснять».
В результате вы тонете в операционке, команда не развивается, а бизнес не растет. Решение простое, но требует работы со своими установками и ответственного подхода.
Разделите задачи по важности и срочности. Например, срочные и важные (переговоры с ключевым клиентом) делайте сами, а несрочные и менее важные (отчеты) делегируйте сразу.
Настройте контроль. Не через микромендежмент, а через чек-листы и KPI. Примите, что первые результаты будут неидеальными. Но как иначе сотрудники научатся?
Больше про делегирование писал в этой статье.
Ошибка №4. Не уметь работать со сложными клиентами
Есть такие клиенты, которые требуют много ресурсов, но приносят мало прибыли. Вот типы токсиков из моей практики:
- «Сначала сделай — потом заплатим». 50% таких исчезают после выполнения работы.
- «Нужно как у Apple, но за 100 рублей». Бесплатные бесконечные правки гарантированы.
- «Это кому из нас надо?». Агрессия с первой встречи — признак больших проблем в будущем.
Как защититься? Работайте по принципу «Ничто так не укрепляет доверие, как предоплата». Новички часто стесняются об этом говорить, но стесняться не нужно. Всегда работайте по договору с предоплатой, даже с «очень перспективным» клиентом. Требуйте общения с ЛПР (лицом, принимающим решение) — иначе рискуете три месяца согласовывать ТЗ с менеджером, который не имеет полномочий. Наконец, уходите при первых признаках саботажа и агрессии: токсичный клиент обойдется вам в несколько раз дороже прибыли, которую он приносит.
Ошибка 5. Не работать с медийностью бизнеса
Тишина в медийном поле — тихий убийца бизнеса. Без продвижения даже лучший продукт останется незамеченным.
Что нужно, чтобы прокачать узнаваемость бренда без огромных бюджетов?
Бренд-персоны и свои спикеры. Маск у Tesla, Джобс у Apple — яркие персоны работают на узнаваемость и укрепление репутации. Если делают всё правильно, конечно (как вырастить личный бренд бизнеса, рассказал в этой статье). Лицом компании необязательно должен быть CEO, подойдет и яркий сотрудник. Стартапам лучше начинать выращивать спикеров как можно раньше, чтобы к моменту расцвета бизнеса у вас уже был авторитетный личный бренд.
Мероприятия. Можно организовывать свои ивенты, а можно участвовать в чужих. Самый простой вариант для старта — отраслевые конференции.
Лайфхак для молодых бизнесов, чтобы попасть на конференцию: помогите с ее организацией, освещением и продвижением.
Статьи и комментарии в СМИ. Со статей в Forbes начинать необязательно, хватит и отраслевых площадок вроде VC и блогов в профильных медиа.
Участие в рейтингах. Рекомендую в них заявляться, особенно если рейтинг авторитетный. Только выбирайте рейтинги с прозрачной и понятной системой подсчета результатов!
Образовательная деятельность. Особенно актуально, если у вас сложный и новый для аудитории продукт. Лекции, семинары, вебинары и бизнес-завтраки нужны, чтобы объяснить потенциальным клиентам сложные аспекты продукта и ваши преимущества перед конкурентами. А еще они добавляют компании презентабельности.
Ассоциации. Вступите или создайте: объединитесь с другими бизнесами, чтобы легче попадать в рейтинги, на мероприятия и в СМИ.
Поверьте: 90% проблем уже случались с другими предпринимателями, поэтому учитесь у них.
- Сомневаетесь? Сначала поработайте в чужом бизнесе.
- Нанимаете людей? Смотрите не только на дипломы, но и на огонь в глазах.
- Тонете в операционке? Обучайте сотрудников и учитесь доверять команде.
- Клиент вытягивает все соки? Поберегите нервы и откажитесь от работы с ним.
- Про вас не знают? Рассказывайте о своем проекте везде, где можно.
О других ошибках можно прочитать в моей книге «50 ошибок, которые убьют твой стартап». Например, про то, как не сдаваться при первых неудачах и нужна ли руководителю бизнеса степень MBA.
Подписывайтесь на мой тг-канал — там много крутой и полезной информации про бизнес и управление репутацией в сети.